Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Пятый день.

Св. мученикъ Евсигній.

(О любви къ своему званію).

I. Въ нынѣшній день св. церковь празднуетъ память св. мучен. Евсигнія. Св. мученикъ Евсигній былъ родомъ изъ знаменитаго въ свое время города Антіохіи сирійской, служилъ въ воинскомъ званіи при нѣсколькихъ римскихъ царяхъ, и бывшивъ полку, вмѣстѣ со св. Константиномъ Великимъ видѣлъ на небѣ святый крестъ, слитый изъ звѣздъ, съ надписью на немъ греческими буквами, слитыми изъ звѣздъ: «симъ побѣждай». Цѣлыхъ 60 лѣтъ прослужилъ онъ въ воинскомъ званіи. Послѣ того, возвратившись на родину, онъ занялся приготовленіемъ себя къ вѣчности, проводилъ жизнь въ молитвѣ и постѣ и дожилъ до царствованія Юліана отступника. Однажды Юліанъ императоръ, обозрѣвая свое царство, прибылъ въ Антіохію, гдѣ жилъ Евсигній. Случилось въ это время Евсигнію проходить въ церковь; на дорогѣ встрѣтилъ онъ двухъ язычниковъ, ссорившихся и спорившихъ между собой; они остановили Евсигнія и, какъ человѣка опытнаго и уже убѣленнаго сѣдинами, просили разрѣшить ихъ споръ. Святый разрѣшилъ споръ по совѣсти; тогда оставшійся виноватымъ разсердился на Евсигнія, пошелъ къ царю и донесъ на Евсигнія, что онъ христіанинъ. Юліанъ царь, какъ богоотступникъ, христіанъ ненавидѣлъ и преслѣдовалъ. Евсигнія позвали къ царю, который и осудилъ его на смертную казнь.

II. Шестьдесятъ лѣтъ Евсигній служилъ въ воинскомъ званіи. Какое терпѣніе! Сколько любви къ своему званію! Только тогда окончательно оставляетъ его, когда его силы оставляютъ. Какой назидательный урокъ и для насъ въ этомъ! У насъ многіе не любятъ своего званія, бѣгутъ отъ него, поносятъ его. Сильно ошибаются такіе люди.

а) Всякое званіе почтенно. Не званіе насъ возвышаетъ и унижаетъ, а мы званіе или возвышаемъ или унижаемъ, смотря по тому, какъ ведемъ себя въ немъ. Ты званія простого, но если ты честенъ, благороденъ, трезвенъ и разсудителенъ, сострадателенъ и богобоязливъ, кто же дозволитъ себѣ презрительно отнестись къ тебѣ? Напротивъ не почтутъ ли тебя и свои и чужіе, и не почтутъ ли нелицемѣрно и больше, чѣмъ того, который принадлежитъ къ званію высшему, но далеко уступаетъ тебѣ по нравственнымъ качествамъ? Извѣстны намъ имена Минина, Сусанина, Ломоносова и др., они были изъ простолюдиновъ, но за общеполезныя дѣянія ихъ преклоняется предъ ними, чтитъ ихъ вся Россія. Званіе не помѣшало имъ быть великими, они составляютъ славу, красоту своего званія, къ которому принадлежали.

б) Многіе жалуются на трудность обязанностей въ своемъ званіи. Но гдѣ же, въ какомъ званіи можно обойтись безъ трудовъ, безъ скорбей, если захочешь какъ должно исполнить свой долгъ, къ которому призванъ? «Многими скорбями подобаетъ внити въ царствіе Божіе». И гдѣ бы вы ни служили, къ какому бы званію ни принадлежали, чѣмъ бы ни занимались, вездѣ могутъ встрѣтиться огорченія, непріятности, труды и скорби.

в) «Но я зависимъ отъ другихъ, я въ подчиненіи, я постоянно въ страхѣ, я долженъ только работать и служить другимъ». Но все это развѣ униженіе? Не всѣмъ быть и не всѣ способны быть начальниками, но всѣ должны другъ другу служить тѣмъ даромъ, какой получили отъ Господа. Не одна корысть, но наипаче любовь христіанская требуетъ этого. Унизительно служить? А какъ же апостолы всю жизнь отдали на служеніе ближнимъ? А тяготились ли они этимъ? Считали ли для себя униженіемъ свое служеніе человѣчеству? Ихъ міръ попиралъ, въ глазахъ его они были отребіемъ; но отъ этого они не унывали, напротивъ съ великою радостію исполняли свое дѣло. А Спаситель начальствовать ли приходилъ въ міръ? Нѣтъ, Сынъ человѣческій, какъ Самъ Онъ говорилъ, не для того пришелъ, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупленія многихъ (Матѳ. 20, 28). Послѣ этого кому же можетъ быть унизительнымъ служеніе другимъ?

г) Трудно, не по силамъ подъ часъ бываетъ проходить свою службу. Но обрати свою службу въ служеніе Господу, не людямъ служи, а Господу въ лицѣ ихъ, исполняй свое дѣло, какъ поставленный на него Самимъ Господомъ, — и твой трудъ облегчится, ты будешь служить съ любовію, безъ ропота. Развѣ можно безъ любви служить Тому, Кто насъ возлюбилъ паче всего, Кто за насъ душу, жизнь Свою отдалъ?

д) Люди не цѣнятъ, иной скажетъ. Пусть. Воздастъ тебѣ Господь, предъ очами Котораго ты работаешь. Онъ всевѣдущій, Онъ читаетъ мысли и намѣренія наши въ глубинѣ сердецъ нашихъ. У Него нѣтъ лицепріятія. За дѣло любви Онъ заплатитъ любовію. «Любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ» (Іоан. 14, 21).

е) Силъ мало, скажетъ другой. У того же Господа попросимъ силъ. Онъ Всемогущій, Онъ Источникъ и податель силы. Онъ Помощникъ тружающимся и обремененнымъ. И Онъ ли не поможетъ труждающимся ради Его, во имя Его, по любви къ Нему? «Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка», говорилъ Онъ, возносясь на небо.

III. Итакъ, братіе, не стыдитесь своего званія, въ которомъ вы родились, въ которомъ вы трудитесь. Богъ указалъ вамъ быть въ этомъ званіи, въ этомъ положеніи. А Богъ лучше нашего знаетъ, кому что нужно, и что полезно, и кто гдѣ самъ можетъ быть полезнѣе для другихъ. Не будемъ тяготиться тѣми трудами, которые мы исполняемъ. Обратимъ лучше ихъ въ труды для царствія Божія, будемъ смотрѣть на нихъ, какъ на труды, чрезъ которые должно совершиться наше спасеніе. И все будемъ обращать на пользу души своей. Тогда и легокъ, и пріятенъ, и спасителенъ будетъ всякій честный трудъ нашъ. (Извлеч. въ сокращеніи изъ «Душеп. чт.» за 1886 г. августъ, стр. 402-405).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 131-132.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0