Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Первый день.

Поуч. 4-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О твердомъ стояніи за свою св. вѣру отечественную).

I. Сегодня, бр., св. церковь торжественно празднуетъ день памяти седьми мучениковъ Маккавеевъ, и матери ихъ Соломоніи, и учителя Елеазара. Жили они безъ малаго за двѣсти лѣтъ до Рождества Христова, но не смотря на это христіанская православная церковь и до нынѣ свѣтло празднуетъ память ихъ. Чѣмъ же они заслужили это? Какіе ихъ дѣла и подвиги, коими они стяжали себѣ вѣчную молитвенную память? Чтобы видѣть это, обратимся къ исторіи того времени, въ которое они жили.

Ублажаемые церковію, св. мученики Маккавеи жили во время владычества сирійскаго царя Антіоха Епифана. Этотъ царь, ограбивъ Іерусалимъ и избивъ многія тысячи іудеевъ, воздвигъ злое гоненіе на ихъ вѣру, желая искоренить ее до конца, дабы этимъ вѣрнѣе и скорѣе подчинить ихъ себѣ. Съ этою цѣлію онъ повелѣлъ іудеямъ подъ угрозою смертной казни, «прекратить всесожженія и жертвы и возліянія во святилищѣ, отмѣнить субботы и праздники, устроить языческіе жертвенники и рощи и капища, и приносить въ жертву свиней и другой скотъ, которымъ не гнушаются язычники, оставлять сыновей своихъ необрѣзанными, и вообще перемѣнить всѣ прежнія религіозныя убѣжденія, учрежденія, законы, нравы и отеческіе обычаи» (1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для іудеевъ. Измѣнить вѣрѣ и обычаямъ отцевъ, значило измѣнить своей народности, значило потерять все — и вѣру и народность. Но, вѣрные закону Божію и завѣтамъ предковъ своихъ, іудеи пренебрегли угрозами нечестиваго царя. Для нихъ смерть была лучше измѣны вѣрѣ. Держась вѣры, они не страшились ни тяжкихъ мученій, ни смерти, которымъ предавали іудеевъ мучители.

Въ это время тяжкаго для іудеевъ гоненія, къ утѣшенію ветхозавѣтной церкви Божіей, явились многіе твердые исповѣдники вѣры своей, которые, не желая отречься отъ отеческихъ законовъ, «избраша паче умрети, неже осквернитися» и мужественно претерпѣли мученическую смерть. Изъ нихъ св. церковь ублажаетъ девяностолѣтняго старца Елезара, семь братьевъ Маккавеевъ и мать ихъ Соломонію. Елеазара наединѣ убѣждали гонители притворно показать отступленіе отъ закона — «притвориться, какъ бы ядущимъ повелѣнная отъ царя жертвенная мяса, да сіе содѣлавъ, избавиться отъ смерти». Но старецъ, украшенный сѣдинами и благочестіемъ, отвѣчалъ: «недостойно моего возраста лицемѣрить для сохраненія малаго житія дней моихъ. Молодые, смотря на меня, также прельстятся... Если я избавлюсь нынѣшнія муки, то ни живой, ни мертвый не избѣгну руки Всемогущаго». Сказавъ это, онъ съ готовностію и радостію пошелъ на мученія. Изнемогая въ мукахъ, Елеазаръ, застонавъ, сказалъ: «Тебѣ, Господи, имѣющему совершенное вѣдѣніе, извѣстно, что я, могши избавить себя отъ смерти, терплю въ тѣлѣ моемъ жестокія мученія, а въ душѣ моей чувствую радость отъ того, что терплю это по благоговѣнію къ Тебѣ».

Примѣръ старца Елеазара, мужественно пострадавшаго за св. вѣру и отеческіе законы, не остался безъ подражанія. Случилось, что братьевъ Маккавеевъ съ матерью Соломоніей схватили и предъ лицемъ самого царя принуждали бичами и жилами воловьими ѣсть пищу, запрещенную закономъ; но они не согласились... «Мы готовы лучше умереть, чѣмъ преступить законы отечественные», говорилъ первый или старшій юноша. Повелѣно было отрѣзать у него языкъ, содрать кожу, отсѣчь члены тѣла, положить его на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрѣли на сіи безчеловѣчныя истязанія; обоняли паръ сожигаемаго, взаимно поощряли другъ друга къ предстоящимъ страданіямъ. Подобно первому мучили второго, — содрали кожу съ головы его, и онъ, умирая, исповѣдалъ, что Царь міра — Господь, сохранившихъ законы Его и умершихъ ради ихъ воскреситъ для жизни вѣчной. Третій еще съ большимъ великодушіемъ предсталъ на страданія, такъ что царь и бывшіе при немъ удивлялись мужеству юноши. Подавая языкъ и руки на отсѣченіе, онъ сказалъ: «все это я получилъ отъ Бога и надѣюсь опять принять отъ Него». Пятый, во время мученія, обличая мучителя, говорилъ: «не думай, что родъ нашъ оставленъ Богомъ. Помедли, и ты увидишь великую Его державу: какъ тебя и сѣмя твое Онъ накажетъ». Шестой, умирая, говорилъ мучителю: «не обманывайся; мы страдаемъ за свои грѣхи предъ Богомъ. А ты не думай, что ты невиненъ, начавшій борьбу противъ Бога». Послѣдняго, младшаго, Антіохъ убѣжалъ и съ клятвою увѣрялъ, что онъ сдѣлаетъ его богатымъ и счастливымъ, если онъ отступитъ отъ отеческаго закона. Юноша ничему не внималъ. Тогда царь совѣтовалъ матери, чтобы она сама уговорила младшаго и послѣдняго своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына не щадить ее, носившую во утробѣ, млекомъ питавшую, воскормившую и труды воспитанія понесшую. «Молю тя, чадо, да возриши на небо и землю и уразумѣеши, что Богъ сотворилъ все изъ ничего; не убойся сего плоторастерзателя, но, какъ достойный братьевъ своихъ, смерть воспріими». Сынъ, обличая мучителя, исповѣдуя грѣхи свои и будущее воскресеніе, отвѣчалъ: «и я, какъ братья мои, душу и тѣло мое предаю за отеческіе законы, призываю Бога, да будетъ вскорѣ милостивымъ къ Израилю. На мнѣ и на братіи моей перестанетъ гнѣвъ Вседержителя; ты же съ мученіемъ исповѣдаешь, что Онъ воистину есть Богъ». Исповѣдникъ съ сугубою лютостію преданъ смерти.

Дивная и достойная памяти мать, воодушевлявшая и поощрявшая сыновей своихъ на страданія и смерть, мужественно взирала на ихъ страдальческую-мученическую кончину. Послѣ ихъ смерти она была сожжена.

II. Изумителенъ, бр., изумителенъ въ высшей степени этотъ подвигъ терпѣнія и самоотверженія, ради сохраненія отеческаго закона, ради соблюденія богоустановленнаго поста своего времени и своего народа — не вкушать запрещеннаго закономъ свиного мяса, — этотъ подвигъ, явленный старцемъ Елеазаромъ, братьями Маккавеями и матерію ихъ Соломоніей. Они безъ всякой тѣни лицемѣрія и двоедушія открыто исповѣдывали свою вѣру и никакія жестокія пытки и мученія не могли принудить ихъ къ измѣнѣ отеческимъ законамъ и постановленіямъ.

Стоять за св. вѣру, твердо хранить законы отеческіе и постановленія церкви не есть ли долгъ каждаго изъ насъ? Но, къ немалому удивленію и крайнему сожалѣнію, въ настоящее время среди православныхъ сыновъ земли святорусской находятся такіе, которые безъ всякаго принужденія съ чьей либо стороны — совершенно добровольно измѣняютъ завѣтамъ предковъ нашихъ и постановленіямъ нашей церкви православной, охотно внимаютъ разнымъ лжеучителямъ — этимъ зміямъ-искусителямъ — и отказываются отъ своей отечественной вѣры православной, не думая о томъ, что измѣна отеческимъ законамъ и обычаямъ, отреченіе отъ святоотеческой вѣры есть отреченіе отъ своей народности, отъ народной самостоятельности, отъ народной самобытности, отъ святоотеческой вѣры, отъ послушанія своей матери-церкви, а главное отъ своего вѣчнаго спасенія.

III. Братіе христіане, примѣръ святыхъ мучениковъ — старца Елеазара и Маккавеевъ, пострадавшихъ за цѣлость и неприкосновенность своей вѣры и отеческихъ преданій, да оживитъ въ насъ любовь и преданность къ святой православной вѣрѣ. Аминь. (Составл. съ дополн. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.», за 1890).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 120-122.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0