Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Первый день.

Поуч. 3-ье. Происхожденіе древъ честнаго и животворящаго креcта Господня.

(О силѣ крестнаго знаменія).

I. Нынѣшній праздникъ установленъ въ церкви по такому случаю. Благочестивые цари: русскій Андрей Боголюбскій и греч. императоръ Мануилъ, нѣкогда въ нынѣшній день получили побѣду надъ своими врагами, при бывшемъ знаменіи отъ креста Господня и св. иконъ, вынесенныхъ впереди правовѣрныхъ воиновъ ихъ: когда отъ честныхъ изображеній возсіялъ свѣтъ, тогда ободренные симъ божественнымъ знаменіемъ воины дружно ударили на враговъ и славно побѣдили и разсѣяли ихъ. Благодарные цари, узнавши о такой милостй и помощи Божіей тому и другому, въ одно и то же время явленной, постановили, съ совѣта представителей правосл. церкви, 1 августа, въ день чудесной побѣды, совершать крестный ходъ на воды съ св. иконами и животворящимъ знаменіемъ креста.

II. Въ праздникъ кресту Господню о чемъ и говорить, какъ не о крестѣ и крестномъ знаменіи?

По словамъ вселенскаго учителя св. Іоанна Златоуста, «крестное знаменіе и въ прежнія и въ нынѣшнія времена отверзало двери запертыя, отнимало силу у вредоносныхъ веществъ, дѣлало недѣйствительнымъ ядъ и врачевало смертоносныя угрызенія звѣрей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло входъ въ рай и сокрушило крѣпость діавола: то что удивительнаго, если оно побѣждаетъ силу ядовитыхъ веществъ, звѣрей и всего, тому подобнаго?» (Сборн. бес. стр. 293).

Докажемъ слова св. Златоуста примѣрами и событіями, записанными въ свящ. книгахъ.

б) Крестное знаменіе отнимаетъ силу у вредоносныхъ веществъ. Такъ одинъ бѣдный христіанинъ, не имѣя чѣмъ уплатить долгъ заимодавцу, просилъ еврея дать ему ядъ. Три раза онъ принималъ его; но ядъ не дѣйствовалъ, потому что христіанинъ каждый разъ знаменалъ сосудъ съ ядомъ крестнымъ знаменіемъ (Лугъ дух.).

Когда враги Христовы хотѣли отравить ядомъ авву Іуліана, то подкупили слугу, чтобы тотъ, когда будетъ подавать пищу Іуліану, вложить ядъ въ стаканъ. Слуга такъ и сдѣлалъ. Но св. Іуліанъ, по вдохновенію Божію, узналъ коварство. Принявши стаканъ, поставилъ предъ собою, положилъ на стаканъ троекратно знаменіе креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», — выпилъ ядъ, и остался невредимымъ (Лугъ дух. стр. 92).

б) Сила крестная умерщвляетъ лютыхъ звѣрей. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ былъ монастырь св. Златоуста, появился лютый левъ, который и скотовъ и людей похищалъ и пожиралъ. Когда донесли объ этомъ св. Іоанну, то онъ повелѣлъ водрузить на томъ мѣстѣ, откуда исходилъ звѣрь, деревянный крестъ. На другой день увидѣли при крестѣ льва мертвымъ (Уч. благ. стр. 326).

в) Сила крестная врачуетъ смертоносныя угрызенія гадовъ. Такъ, нѣкоторый пастырь овецъ былъ уязвленъ зміей и умиралъ. Одинъ благочестивый старецъ влилъ по кресту воду въ уста умирающаго, съ призываніемъ Св. Троицы и великомученика Георгія, — и пастырь выздоровѣлъ.

г) Сила крестная отгоняетъ бѣсовъ. Однажды діаволъ напалъ на св. Кипріана, сталъ бить и душить его. Кипріанъ, не могши ничѣмъ отъ него защититься, поднялъ руку и перекрестился. Діаволъ тотчасъ, какъ стрѣла, отскочилъ отъ него, потомъ рыкнулъ, какъ левъ, и исчезъ. (Чет.-М. окт. 2).

Однажды св. Пахомій, стоя на молитвѣ, услышалъ голосъ: «радуйся, старецъ, столько мнѣ угодившій! Азъ есмь Христосъ, и пришелъ къ тебѣ, какъ къ другу моему» Св. Пахомій изумился и разсуждалъ самъ съ собою: «Христово пришествіе къ человѣку приноситъ ему радость; сердце тогда не чувствуетъ никакого страха, а я теперь боюсь, страшусь... Нѣтъ, это не Христосъ!» И оградившись крестомъ сказалъ: «отойди отъ меня, духъ злобы! Будь проклято лукавство всѣхъ твоихъ начинаній!» Мгновенно призракъ исчезъ, оставивъ по себѣ смрадный запахъ (мая 15).

Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «если ты съ сердечнымъ расположеніемъ и вѣрою изобразишь крестъ на лицѣ своемъ, то ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ не возможетъ приблизиться къ тебѣ, видя тотъ мечъ, которымъ онъ уязвленъ, видя то оружіе, отъ котораго получилъ смертельную рану. Ибо, если и мы съ трепетомъ взираемъ на тѣ мѣста, гдѣ казнятъ преступниковъ: то представь, какъ ужасаются діаволъ и демоны, видя оружіе, которымъ Христосъ разрушилъ всю силу ихъ, и отсѣкъ главу змія!..» (Сборн. бес. стр. 294).

III. Кресту твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» за 1887 г. августъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 119-120.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0