Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Первый день.

Поуч. 2-ое. Происхожденіе честныхъ древъ честнаго и животворящаго креcта.

(Уроки изъ праздн. событія: а) должно подражать нашимъ предкамъ въ вѣрѣ и благочестіи; б) какъ должно изображать крестное знаменіе?).

I. Нынѣшній праздникъ происхожденія честныхъ древъ честнаго и животворящаго креста установленъ въ Константиполѣ по случаю губительныхъ болѣзней, поражавшихъ столицу Греціи. Онъ состоялъ въ томъ, что находившееся въ Царьградѣ честное древо креста Христова и другіе священные предметы выносились изъ главнаго Софійскаго храма и съ крестнымъ ходомъ, съ молитвами и окропленіемъ города святою водою, обносились по улицамъ, а на время ночи и литургіи поставлялись въ церквахъ. Крестный ходъ сопровождался молитвами къ Пресвятой Богородицѣ. Первый день мѣсяца августа, когда совершалось «происхожденіе», т.-е. выходъ съ святыми древами, праздновался особенно торжественно. Этотъ-то день и празднуется нынѣ подъ именемъ праздника «Происхожденія честныхъ древъ».

Впослѣдствіи къ этому празднику присоединился праздникъ Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Онъ установленъ по общему согласію между русскимъ княземъ Андреемъ Боголюбскимъ и цареградскимъ императоромъ Мануиломъ. Оба они, вышедши въ этотъ день 1164 года на войну, въ преднесеніи иконы Спасителя и др. св. иконъ, получили надъ врагами побѣду: Андрей побѣдилъ казанскихъ болгаръ, а Мануилъ — сарацинъ.

Что знаменитая побѣда сія была плодомъ не одного мужества сражавшихся, а паче дѣйствіемъ помощи свыше, — непреложнымъ для всѣхъ доказательствомъ того послужилъ необыкновенный свѣтъ небесный, который, во время самой упорной сѣчи, исходилъ отъ иконы Спасителя и честнаго креста, и видимъ былъ всѣми.

Таково происхожденіе нынѣшняго празднества!

II. а) Мы должны подражать, сколько можно болѣе и постояннѣе, усердію къ вѣрѣ, чистотѣ нравовъ и простотѣ жизни нашихъ предковъ, ихъ безграничному самоотверженію тамъ, гдѣ шло дѣло объ опасности церкви и отечества, при готовности положить подъ знаменіемъ честнаго и животворящаго креста Господня жизнь свою за св. вѣру, дорогую родину и помазанника Божія — царя православнаго.

б) У насъ, какъ и у предковъ нашихъ, есть весьма опасные враги, противъ коихъ, какъ можно чаще, надобно призывать на помощь непобѣдимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить онѣ? — И кто, сраженный ими, можетъ оставаться и быть истиннымъ сыномъ церкви и отечества? — Между тѣмъ отъ этихъ враговъ не защита ни умъ и познанія, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навыкъ въ добродѣтели; одна всемогущая сила благодати, одинъ крестъ Христовъ только могутъ содѣлать насъ побѣдителями страстей. Будемъ же подобно предкамъ нашимъ употреблять сіе, Самимъ Богомъ данное оружіе, на пораженіе невидимыхъ враговъ нашихъ, въ твердой увѣренности, что пораженіе ихъ, необходимое для нашего частнаго благосостоянія, весьма важно и для благоденствія цѣлаго отечества: ибо, если величіе его есть плодъ благословенія Божія, то грѣхи наши, ослабляя сіе благословеніе, по тому самому вредятъ не только намъ, но и цѣлому отечеству.

в) При семъ случаѣ сама собою представляется вниманію великая разность между нами и благочестивыми предками нашими въ употребленіи и изображеніи крестнаго знаменія. У нихъ крестъ Христовъ былъ всѣмъ для всѣхъ. Начинали-ль какое дѣло, — крестились. Оканчивали-ль его, — опять крестилисъ. Крестомъ ограждались, отходя ко сну; крестомъ осѣнялись, возставая отъ сна. Съ крестомъ садились за трапезу, съ крестомъ возставали отъ нея. Знаменіе святаго креста выражало внезапную радость; оно же свидѣтельствовало и о внезапной печали и опасности. Такъ было у предковъ нашихъ! У насъ, къ сожалѣнію, крестное знаменіе начинаетъ дѣлаться рѣдкостію, и когда является, то большею частію въ такомъ видѣ, что его трудно узнать. Недугующіе расколомъ чада церкви ревнуютъ, конечно, не по разуму, прививая спасеніе къ кресту осмиконечному, но не хорошо, весьма не хорошо и то, что у нѣкоторыхъ христіанъ крестъ сдѣлался, можно сказать, вовсе безконеченъ, такъ что не знаешь, какое дать названіе той несчастной линіи, которую они чертятъ на себѣ вмѣсто знаменія крестнаго.

Да не будетъ сего между нами! Господь и Спаситель нашъ простеръ на крестѣ Божественныя руцѣ Свои, далъ пригвоздить ихъ, и въ такомъ видѣ, среди ужасныхъ мученій, предалъ за насъ духъ Свой Отцу: мы ли будемъ тяготиться тѣмъ, чтобы это положеніе Его на крестѣ правильно изображать на себѣ?

III. Братіе! Будемъ же отнынѣ съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божимъ совершать на себѣ спасительное крестное знаменіе, которое только при этихъ условіяхъ будетъ всесильнымъ и непреодолимымъ оружіемъ противъ нашихъ враговъ. Между тѣмъ, такъ ли многіе изъ насъ крестятся, какъ заповѣдала намъ св. церковь? Какое это крестное знаменіе, когда мы не стараемся ни сложить персты своей руки какъ должно, ни начертать на себѣ полный и правильный крестъ Христовъ; когда мы непонятнымъ движеніемъ руки выражаемъ только нашу невнимательность и небрежность? Все это показываетъ, что мы не внимательны ко св. и великому дѣлу молитвы нашей предъ Богомъ. А какъ страшно совершать съ небреженіемъ такое святое дѣло, каково служеніе Богу и молитва! Господь, негодуя на лицемѣріе древнихъ израильтянъ, говорилъ: приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами, чтутъ Мя; сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене; всуе же чтутъ Мя (Матѳ. 15, 8-9).

Стойте всегда въ храмѣ Божіемъ благоговѣйно, слушайте церковное чтеніе и пѣніе внимательно, молитесь Господу Богу усердно; изображайте на себѣ крестъ во всей точности и полнотѣ! Ограждайте себя крестнымъ знаменіемъ не только на молитвѣ, церковной и домашней, но и всегда, во всякое время и при всякомъ случаѣ, призывая на себя силу и помощь распятаго Господа и вознося молитву къ честному и животворящему кресту: непобѣдимая и непостижимая и божественная сила честнаго и животворящаго креста, не остави насъ грѣшныхъ (стих. на велик. повечер.). Аминь (Сост. Г. Д. по «Проп. Иннокентія, архіеп. херс.» т. 1, и «Сѣятел. благоч.» прот. Нордова, т. I.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 118-119.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0