Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ августъ.
Первый день.

Поуч. 1-ое. Происхожденіе честныхъ древъ честнаго креста Господня.

(Необходимость крестоношенія въ дѣлѣ спасенія).

I. Въ 1-й день августа православная церковь прославляетъ чудодѣйственную силу честнаго и животворящаго креста Господня, воспоминая бывшія знаменія отъ него и отъ св. иконъ Христа Спасителя и Богоматери.

Въ 1164 году благовѣрный россійскій князь Андрей Боголюбскій и Мануилъ, царь греческій, были принуждены итти войною каждый противъ враговъ своего отечества. По обычаю благочестивыхъ христіанскихъ государей, сохранявшемуся отъ времени св. равноапостольнаго Константина, для освященія воиновъ, для внушенія имъ твердаго упованія на помощь свыше и для благодатнаго подкрѣпленія ихъ мужества въ борьбѣ со врагами, хотя бы сравнителъно сильнѣйшими, — при войскѣ князя Андрея Боголюбскаго и царя Мануила были носимы животворящій крестъ Господень и честныя иконы Спасителя и Богоматери. При такомъ духовномъ вооруженіи, въ день рѣшительной битвы со врагами, оба названные государя видѣли осѣненіе своихъ полковъ необыкновеннымъ свѣтомъ, исходящимъ отъ креста Господня и св. иконъ. Ободренныя симъ знаменіемъ невидимой помощи Божіей, войска обоихъ государей одержали рѣшительную побѣду — перваго надъ болгарами, а второго — надъ сарацинами.

Желая сохранить въ памяти потомства столь знаменательный день для своихъ вѣрноподданныхъ, правовѣрные государи, по взаимномъ сношеніи между собою и по благословенію всего освященнаго собора, не умедлили установить новое свѣтлое торжество, нынѣ нами благочестно совершаемое. Положено на всѣ вѣки не только праздновать въ честь непобѣдимой силы креста Господня и совершать поклоненіе, ему подобающее, но въ память побѣдоноснаго хожденія съ нимъ и св. иконами въ христіанскихъ полкахъ, износить нынѣ изъ храма сіи священныя знаменія милости Божіей и совершать подъ осѣненіемъ ихъ въ колодезяхъ и рѣкахъ освященіе воды, какъ стихіи посредствующей въ преподаяніи намъ благодати Св. Духа, по указанію Самого Господа (Іоан. 3, 5; 7, 37-39).

II. Таково происхожденіе настоящаго праздника. Оно весьма поучительно для насъ. По милости Божіей, подъ правленіемъ любви и мудрости Богохранимаго Помазанника Божія, Государя нашего, мы пользуемся вожделѣннымъ миромъ со всѣми народами, окружающими наше обширное отечество.

Наука, искусство, торговля все болѣе и болѣе развиваются, совершенствуются. Внѣшнее наше благосостояніе таково, что намъ остается только благодарить Господа Бога и творить въ мирѣ молитвы «за царя и за вся, иже во власти суть».

Но таково ли наше внутреннее состояніе? Развиваются ли и совершенствуются ли силы нашего духа въ дѣлѣ нашего спасенія? Не говоритъ ли каждому изъ насъ совѣсть словомъ Писанія: нѣсть мира въ костехъ моихъ отъ лица грѣхъ моихъ (Псал. 37, 4)?

Да, вотъ кто возмущаетъ внутренній миръ нашъ, — это грѣхи наши! Вотъ опаснѣйшіе враги наши, которые отнимаютъ у насъ не внѣшнія пріобрѣтенія, а внутреннее сокровище, потребное для вѣчной жизни, похищая въ душѣ нашей вѣру (Лук. 8, 12) и оскверняя сердце наше смрадомъ гнусныхъ мыслей и дѣлъ (Мат. 15, 19-20).

а) Какъ же и чѣмъ намъ вооружиться противъ столь опасныхъ враговъ? Гдѣ искать защиты и побѣды надъ ними вѣруюшей душѣ?

Въ томъ же спасительномъ знаменіи, подъ сѣнію котораго одержана побѣда, нами нынѣ воспоминаемая, именно въ крестѣ Господемъ. «Кресте честный, — взываетъ вѣрующій ратоборецъ, хранитель души и тѣлу буди ми, образомъ своимъ бѣсы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благословеніе даруя ми, и жизнь и силу, содѣйствіемъ Св. Духа и честными Пречистыя мольбами» (посл. троп. въ 9-й пѣсни канон. Григорія Синаита).

б) Но указывая на крестъ Господень, какъ на побѣдное оружіе, мы разумѣемъ не одно внѣшнее огражденіе себя крестнымъ знаменіемъ. Наша мысль — показать необходимость въ дѣлѣ спасенія внутренняго крестоношенія. Одинъ внѣшній знакъ креста изображаемаго нами на себѣ безъ дѣятельнаго послѣдованія распятому Господу, не принесетъ намъ должнаго плода. Надлежитъ, по выраженію апостола, распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Вотъ спасительный крестъ, подъ сѣнію котораго можно благоуспѣшно итти противъ всѣхъ враговъ, или грѣховъ, запинающихъ намъ достиженіе вѣчныхъ благъ. Правда, сей путь для нашей немощи не легокъ; Самъ Господь назвалъ его — узкимъ, но назвалъ, конечно, не съ тѣмъ, чтобы устрашить насъ, а съ тѣмъ, чтобы съ одной стороны предохранить насъ отъ безпечности въ борьбѣ со врагами спасенія и отъ самонадѣянія, а съ другой — чтобы указать намъ на сей путь креста, какъ на самый прямой, вѣрный и спасительный, и притомъ для всѣхъ, желающихъ спасенія необходимый: «кто не беретъ креста своего, и слѣдуетъ за Мною, тотъ недостоинъ Меня» (Матѳ. 10, 38).

в) Что значитъ взять крестъ свой? — Не то, конечно, чтобы мы самопроизвольно обрекали себя на всякія скорби и лишенія, но то, чтобы съ покорностію волѣ Божіей переносили все, что намъ посылается отъ руки Провидѣнія, примѣнительно къ силамъ и состоянію каждаго. Итакъ, если тебѣ Господь посылаетъ болѣзнь, терпи ее безъ ропота, но и не пренебрегай благовременною помощію врача. Если ты бѣденъ, употреби честный трудъ и не предавайся безпечности. Несчастенъ ты въ семейной жизни, — не радуютъ тебя жена или дѣти? Постарайся благоразуміемъ уменшить свое несчастіе и не отчаявайся утѣшиться плодами своего благоразумія. Посѣтилъ ли тебя Господь пожаромъ, или другою какою непредвидѣнною потерею имѣнія? Оплакалъ ли ты раннюю кончину близкихъ твоему сердцу? Научись благодарить Господа за все, — за самыя чувствительныя потери, принимая ихъ какъ мѣру, облегчающую твое шествіе въ слѣдъ за Господомъ, и не ищи разсѣять твою скорбь въ вихрѣ суеты мірской. Видишь ли ты нерасположеніе къ себѣ людей, отъ которыхъ могло бы зависѣть твое благополучіе, встрѣчаешь ли отъ нихъ одни оскорбленіяи обиды? Оцѣни себя предъ судомъ совѣсти безпристрастно, имѣешь ли ты право считать себя стоющимъ лучшей участи? Не скорби и въ томъ случаѣ, еслибы ты призналъ себя невиннымъ. На сіе бо и звани бысте, говоритъ апостолъ о подобномъ случаѣ, зане и Христосъ пострада за насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его, Иже укоряемъ противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно (1 Петр. 2; 21-23). Однимъ словомъ, малъ или великъ будетъ нашъ крестъ, — легокъ или тяжелъ, укрѣпимся къ мужественному несенію его тою мыслію, что мы идемъ съ нимъ въ слѣдъ за нашимъ Господомъ. Если-бы всѣ труды крестоношенія совершались безъ опредѣленной цѣли и безъ высшаго благопромыслительнаго направленія: тогда дѣйствительно мы могли бы легко падать на каждомъ шагу, не получая ободренія и оживленія, но предъ нами и личный примѣръ Спасителя, искушена по всяческимъ по подобію, развѣ грѣха (Евр. 4, 15) и его радостно ободряющее слово: идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26).

III Заключимъ наше слабое размышленіе о крестномъ пути вѣрнымъ словомъ апостола: аще съ Господомъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ: аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся во вѣки (2 Тим. 2, 11-12). (Сост. по слов. прот. І. Виноградова, помѣщ. въ «Душепол. чтен.» за 1892 г., августъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 116-117.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0