Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Тридцатый день.

Св. ап. Іаковъ, братъ св. Іоанна Богослова.

(О томъ, что значитъ слѣдовать за І. Христомъ).

II. Мы видѣли, возлюбленные братіе, что св. апостолъ Іаковъ съ братомъ своимъ Іоанномъ тотчасъ оставилъ отца своего, свои занятія, и послѣдовалъ за І. Христомъ, лишъ только Онъ пригласилъ его слѣдовать за Собою. Примѣръ св. апостола Іакова, такъ охотно и радостно послѣдовавшаго за І. Христомъ, побуждаетъ и насъ, братіе, съ тою же охотою и радостью итти и слѣдовать за І. Христомъ, дабы наслѣдовать жизнь вѣчную.

Но что значитъ итти за Христомъ и послѣдовать Ему?

Значитъ во всей жизни и дѣлахъ своихъ подражать Ему, какъ высочайшему образцу и примѣру истинно святой и богоугодной жизни, жить и дѣйствовать такъ, какъ жилъ и дѣйствовалъ на землѣ Самъ Господь І. Христосъ.

а) Онъ полагалъ всю цѣль Своей жизни въ исполненіи воли Отца Своего, въ совершеніи дѣла, которое предалъ Ему Отецъ: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя Отца и совершу дѣло Его. Такъ поступаетъ и истинный ученикъ Христовъ: во всемъ и всегда онъ старается благоугождать Господу, исполнять Его святую волю, поступать по Его заповѣдямъ, не испытывая, почему что-либо повелѣвается и для чего то и другое запрещается. Скорѣе и охотнѣе онъ согласится лишиться всего и самой жизни, нежели преступить заповѣдь Божію. Какихъ почестей и сокровищъ ни предлагали св. мученикамъ, какими ни истязали ихъ муками, чтобы склонить ихъ, хотя наружно и для вида, оставаясь въ душѣ христіанами, принести жертву идоламъ; но они готовы были лучше претерпѣть всѣ мученія, испытать тысячу смертей, нежели преступить, хотя притворно, первую заповѣдь Божію — служить и поклоняться единому истинному Богу, Творцу неба и земли.

б) Господь I. Христосъ былъ милосердъ и сострадателенъ ко всѣмъ, прощалъ согрѣшающихъ, питалъ алчущихъ, исцѣлялъ страждущихъ, призывалъ къ упокоенію всѣхъ труждающихся и обремененныхъ. Такъ поступаетъ и истинный послѣдователь Христовъ: онъ прощаетъ согрѣшающему предъ нимъ брату своему до седмидесяти кратъ седмерицею, подаетъ просящему у него, что имѣетъ, питаетъ во имя Христово алчущаго, напояетъ жаждущаго, одѣваетъ наготующаго, пріемлетъ въ домъ свой сираго, успокоиваетъ страннаго, утѣшаетъ страждущаго, подкрѣпляетъ совѣтомъ своимъ падающаго, помогаетъ болящему, посѣщаетъ въ темницѣ томящагося, готовъ раздѣлить съ нуждающимся братомъ своимъ все — до послѣдней срачицы и до послѣдняго куска хлѣба.

в) Господь І. Христосъ, будучи безстрастенъ и всесовершенъ по естеству, постился четыредесять дней въ пустынѣ, посвящалъ время ночи молитвѣ ко Отцу Своему, а въ послѣднюю ночь пребыванія Своего на землѣ молился до кроваваго пота. Такъ поступаетъ и истинный ученикъ Христовъ: онъ смиряетъ плоть свою, угашаетъ страсти свои постомъ и воздержаніемъ, пріучаетъ себя къ строгой умѣренности во всемъ, вѣдая, что царствіе Божіе нѣсть пища и питіе, но миръ и радость о Дусѣ Святѣ, поминая страшное слово Господне: горе вамъ насыщенніи нынѣ, яко взалчете, горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете. Онъ укрѣпляетъ духъ свой и освящетъ всѣ дѣла свои молитвою, молящеся на всяко время духомъ, посвящая уединенной молитвѣ къ Отцу небесному то время, когда другіе или покоятся на ложахъ своихъ, или веселятся веселіемъ плотскимъ.

г) Господь І. Христосъ во всѣ установленные закономъ празднкки приходилъ изъ Галилеи въ Іерусалимъ въ храмъ Божій, чтобы тамъ молиться, учить и благодѣтельствовать. Такъ и послѣдователь Христовъ посвящаетъ святые дни праздниковъ Господнихъ Господу Богу своему: оставляя всѣ дѣла свои, приходитъ въ храмъ Божій, чтобы здѣсь принести Господу жертвы хвалы и благодаренія за всѣ благодѣянія Его и испросить Его святое благословеніе на всѣ дѣла и труды свои. Но и въ дому своемъ онъ проводитъ святые дни Господни въ молитвѣ и благоговѣйномъ размышленіи о дѣлахъ Божіихъ, въ поученіи Слову Божію, въ благотвореніи своимъ ближнимъ.

д) Господь І. Христосъ терпѣлъ безчисленные навѣты и козни, преслѣдованія и гоненія, истязанія и муки отъ враговъ Своихъ, не преставая благодѣтельствовать имъ, плакалъ объ отвергшемъ Его и предавшемъ Его на смерть народѣ, молился за распинавшихъ Его на крестѣ.

Такъ поступаетъ и истинный ученикъ Христовъ. Онъ любитъ и враговъ своихъ, добро творитъ ненавидящимъ его, благословляетъ кленущихъ его, и молится за творящихъ ему напасть, не воздавая зломъ за зло, но промышляя добрая ко всѣмъ. Кто такимъ образомъ подражаетъ во всемъ Господу І. Христу, имѣя непрестанно предъ очами высочайшій примѣръ Его святѣйшей жизни, тотъ очевидно, идетъ во слѣдъ Господа, и придетъ несомнѣнно туда, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя. Аще кто Мнѣ служитъ, говоритъ Самъ Господь, Мнѣ да послѣдствуетъ, и идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ.

III. Видите-ль какъ, и не оставляя ни дома, ни сродства своего, ни обыкновенныхъ дѣлъ и занятій своихъ, можно послѣдовать за Христомъ, быть всегда съ Нимъ и служить Ему. Не подумайте, чтобы отъ этого пострадали сколько-нибудь ваши земныя дѣла, чтобы послѣдовало какое-либо важное упущеніе и ущербъ въ вашемъ хозяйствѣ, когда будете помышлять только о томъ, како угодити Господеви, думать только о небѣ, искать только царствія небеснаго. Напротивъ, тогда-то именно всѣ житейскія дѣла ваши примутъ правильный и благоуспѣшный ходъ, всѣ труды ваши сопровождаться будутъ благословеннымъ успѣхомъ, всѣ занятія ваши, каковы бы они ни были и въ чемъ бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословеніемъ свыше, примутъ богопріятный видъ богобоязненнаго исполненія воли Божіей. (Сост. по проп. Дим., арх. херс, т. III. стр. 143-4).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 311-313.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0