Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать девятый день.

Поуч. 2-е. Св. препод. Мемнонъ чудотворецъ.

(О пользѣ памятованія о Богѣ).

Мемнонъ по русски значитъ памятливый, имя, которое недаромъ носилъ святый. От всегда памятовалъ о Богѣ, жилъ благочестиво и оттого и удостоился дара творить чудеса.

II. Препод. Мемнонъ, памятовавший всегда о Богѣ, научаетъ и насъ чаще вспоминать о Богѣ.

а) Памятованіе о Богѣ предохраняетъ отъ грѣха. Весьма полезно для человѣка то, что предохраняетъ его отъ грѣха. Грѣхъ — ужасное дѣло; грѣхъ возмущаетъ совѣсть, радость отнимаетъ, чести лишаетъ, душу убиваетъ, низвергаетъ человѣка во адъ, вѣчно терзаетъ, жжетъ, мучитъ грѣшника; грѣхъ опаснѣе змія, ужаснѣе убійцъ, страшнѣе тысячи смертей. Какъ же не считать полезнымъ того, что можетъ предохранять насъ отъ грѣха, отъ сего виновника безчисленныхъ несчастій? При памятованіи Бога у человѣка разумъ свѣтлѣе, совѣсть чувствительнѣе, страхъ Божій сильнѣе; а отъ того и отвращеніе къ злому дѣлу искреннѣе, живѣе, постояннѣе. Нѣтъ сомнѣнія, что съ памятованіемъ Бога соединено и таинственное дѣйствіе благодати Божіей, располагающее, воскрыляющее душу ко всему доброму, ко всему святому. Земля при приближеніи солнца богатѣетъ силою, могущею произращать плоды: душа чрезъ памятованіе Бога сближается съ Богомъ, чувствуетъ особенное побужденіе приносить плоды добродѣтели. При ясномъ, благоговѣйномъ памятованіи Бога грѣшить трудно и почти невозможно, а дѣлать добро легко и сладостно. Пророкъ Давидъ, какъ человѣкъ, имѣлъ наклонность ко грѣху. Что же онъ дѣлалъ, что употреблялъ, что предпринималъ для того, чтобы восторжествовать надъ своими грѣховными склонностями, чтобы сохранить себя отъ грѣха? Предзрѣхъ Господа предо мною выну... да не подвижуся (Псал. 15, 8), т -е. я никогда не выпускалъ изъ мыслей Бога для того, чтобы не одолѣли меня страсти, чтобы не увлекъ меня грѣхъ въ бездну погибели. Слѣдовательно, памятованіе Бога человѣку весьма необходимо, какъ средство, охраняющее его отъ грѣха.

б) Памятованіе о Богѣ нерѣдко возвращаетъ грѣшника на путь добродѣтели. Полезно памятованіе Бога людямъ праведнымъ, людямъ невиннымъ, но для людей, погрязшихъ въ безднѣ пороковъ, памятованіе Бога составляетъ главное, единственное благо, отъ котораго можетъ начаться поворотъ жизни грѣшника съ пути порока на путь добродѣтели. Сколь многіе грѣшники, вспомнивъ Бога, воздыхали о своемъ непотребствѣ, возчувствовали омерзѣніе ко грѣхамъ, побужденіе къ покаянію, совершенно перемѣнились, обратились къ Богу, сдѣлались святыми. Евангельская притча о блудномъ сынѣ можетъ служить сему доказательствомъ. Въ этой притчѣ представляется грѣшникъ великій, развратный, разстроенный, все доброе потерявшій. Что же? Едва сей несчастный вспомнилъ объ Отцѣ небесномъ — вспомнилъ о Богѣ, вдругъ за первою мыслію о Богѣ родилась въ душѣ его умилительная мысль о милосердіи Божіемъ, о щедротахъ Божіихъ къ людямъ; — и душа какъ бы просыпается отъ сна заблужденій, ободряеттся, исторгается изъ узъ грѣха и обращается къ Богу. Если бы сей грѣшникъ не помыслилъ о Богѣ, вѣрно бы погибъ навсегда въ безднѣ грѣховной. Лучъ благодатной мысли о Богѣ указалъ ему путь, ведущій изъ ада къ небу, ведущій ко спасенію. Грѣшникъ, кто бы ты ни былъ и каковъ бы ты ни былъ, вспоминай, сколько можно чаще, о Богѣ, и это памятованіе Бога не останется безъ плода для твоей несчастной души! Кто знаетъ, можетъ быть, и твоя душа, не пробудившаяся отъ сна грѣховнаго никакими грозными гласами терзаній совѣсти, разстройства здоровья, бѣдности, уничиженія, утраты родныхъ, и прочихъ томительныхъ бѣдствій жизни, пробудится при тихомъ свѣтѣ тихой мысли о Богѣ, какъ нерѣдко спящій крѣпко и при ударахъ громовыхъ легко просыпается и оставляетъ ложе при видѣ тихихъ, прекрасныхъ лучей солнца, восходящаго на весеннемъ тихомъ небѣ.

III Имѣя въ виду, сл.! душевную пользу, происходящую отъ памятованія Бога, будемъ хотя изъ любви ко спасенію души своей при всѣхъ нашихъ словахъ и дѣлахъ, при святости и грѣхахъ, при радости и горестяхъ, помнить Бога, а если, по немощи, и забудемъ о Немъ, то постараемся скорѣе выйти изъ сего забвенія, и обратимся къ Богу и умомъ и сердцемъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 1, изд. 4, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 310-311.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0