Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-е. Свят. Кириллъ, епископъ Туровскій.

(Каждый христіанинъ обязанъ содѣйствовать распространенію и утвержденію христіанской вѣры).

II. Итакъ изъ жизнеописанія свят. Кирилла видимъ, что отличительной чертой его было наставлять и поучать другихъ правиламъ христіанскаго благочестія.

Какъ вы думаете, братія христіане, на однихъ ли только служителяхъ церкви — священникахъ и монахахъ лежитъ это дѣло и обязанность? Нѣтъ, распространеніе христіанства и проповѣданіе евангелія есть общая обязанность всякаго христіанина — священникъ ли онъ или мірянинъ. Теперь совершенно забыта эта мысль, но мы легко можемъ доказать ея справедливость.

а) Приведу только одно простое доказательство. Возьми, братъ мой, святцы, пересмотри на каждый день и число записанныя въ немъ имена святыхъ, воспоминаніе коихъ совершаетъ святая церковь изо-дня-въ-день. Что ты тамъ увидишь? Увидишь, что въ той книжкѣ, хотя много встрѣчается именъ священномучениковъ, архипастырей и другихъ священныхъ лицъ, но значительная часть именъ, упомянутыхъ въ святцахъ, принадлежитъ мірянамъ, великомученикамъ, преподобнымъ, пустынникамъ и другимъ, которые не были служителями алтаря, а были міряне; увидишь записанными мірянъ всякаго званія, врачей, воиновъ, простыхъ лицъ, учителей, учениковъ. Больше всего замѣчательно то, что весьма много встрѣчаешь именъ женскаго пола, равноапостолъныхъ проповѣдницъ, дѣвственныхъ мученицъ, достойныхъ матерей. Почему св. церковь записала ихъ въ святцы и для чего она совершаетъ воспоминаніе объ нихъ? Потому что многія изъ нихъ были проповѣдницами Христова евангелія и для распространенія христіанства приняли много труда, а иныя и смерть. Достаточно и сего примѣра въ доказательство того, что всѣ, безъ исключенія, христіане должны стараться, по мѣрѣ возможности, о распространеніи и утвержденіи вѣры Христовой.

б) И въ самомъ дѣлѣ, если Христова вѣра и упованіе живо и дѣйственно въ сердцѣ, то невозможно, чтобы человѣкъ не постарался передать его другимъ, не распространить свое чувство и упованіе между другими людьми. Хорошо и то, когда вѣра дѣйствуетъ по крайней мѣрѣ въ твоемъ сердцѣ, улучшаетъ и исправляетъ твою собственную жизнь, но еще лучше, когда при этомъ вѣра такъ сильна у тебя, что не можетъ не сообщиться другимъ. Чѣмъ познается присутствіе огня? Тѣмъ, что онъ согрѣваетъ и свѣтитъ вокругъ человѣка. Подобнымъ же образомъ должно узнаваться и въ человѣкѣ присутствіе огня духовной вѣры.

в) Какимъ образомъ долженъ исполнять мірянинъ сію божественную обязанность, т.-е. распространеніе и утвержденіе христіанства? Есть сотни разныхъ способовъ и средствъ, коими можетъ пользоваться для сего дѣла благоразумный человѣкъ. Самый умъ и самая горячность его вѣры укажутъ ему и объяснятъ, когда и гдѣ и какую силу онъ долженъ употребить для сего святого дѣла. А главнѣйшее средство есть то, когда сама собственная жизнь и поведеніе христіанина праведны и честны, такъ что безъ словъ назидаютъ и безмолвно наставляютъ взирающихъ на нихъ. Такая жизнь полезнѣе, нежели многоглаголаніе языкомъ. Но, гдѣ и когда потребуется, нужно прибѣгнуть къ словамъ, потрудиться языкомъ для обличенія соблазна, для утѣшенія слабыхъ, укрѣпленія въ вѣрѣ колеблющихся. Наконецъ, если кто самъ лично не можетъ дѣлать ничего въ пользу вѣры, то обязанъ употребить матеріальныя средства для нуждъ церкви и вѣры и давать средство проповѣдникамъ вѣры.

IIІ. Молитвами святителя Кирилла да сподобитъ насъ Господь исполнять эту священную обязанность, дабы получить великую награду на небесахъ по непреложному слову Спасителя: иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется во царствіи небесномъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Гавріила, еписк. имеретин., изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 307-308.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0