Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-е. Свв. апостолы отъ 70-ти: Іасонъ, Сосипатръ и проч. съ ними свв. мученики.

(О томъ, что сдѣлали св. апостолы для распространенія христіанской вѣры и что должны дѣлать для ея распространенія мы).

Послѣ кончины дочери правитель сталъ еще ожесточеннѣе преслѣдовать христіанъ, но, отправившись на островъ съ этою цѣлію, онъ во время переѣзда утонулъ. Тогда, получивъ свободу, Іасонъ и Сосипатръ продолжали просвѣщать народъ; за это вновь были подвергнуты истязаніямъ, но оставшіеся невредимыми въ котлѣ съ кипящею смолою, такъ поразили народъ проявленіемъ надъ ними такой Божественной силы, что многіе увѣровали тогда во Христа и даже новый правитель въ умиленіи воскликнулъ: — «Богъ Іасона и Сосипатра! помилуй мя!» и вслѣдъ за тѣмъ принялъ крещеніе отъ апостоловъ, которые дали ему имя: Севастіанъ.

Свободные теперь проповѣдники слова Божьяго безпрепятственно распространяли его и, творя многія чудеса (между прочимъ, воскресили умершаго сына правителя), обращали народъ ко Христу.

Іасонъ былъ впослѣдствіи епископомъ въ своемъ родномъ городѣ Тарсѣ, а Сосипатръ въ Иконіи. Оба они мирно скончались въ глубокой старости.

II. Мы видѣли, братіе, что св. апостолы Іасонъ и Сосипатръ всю жизнь свою посвятили на обращеніе людей къ свѣту христіанской вѣры: бывъ заключены въ темницу, они обратили ко Христу семерыхъ разбойниковъ, темничнаго сторожа, дочь правителя, новаго начальника острова, и потомъ множество другихъ язычниковъ. Примѣръ ихъ св. жизни, посвященной на распространеніе истиннаго свѣта Христова между язычниками, сидѣвшими въ духовной тьмѣ, побуждаетъ и насъ подражать св. апостоламъ въ дѣлѣ распространенія христіанской вѣры.

Дабы удобнѣе было намъ научиться у апостоловъ ихъ св. ревности въ распространеніи церкви Христовой на землѣ, мы посмотримъ сначала, что сдѣлали св. апостолы вообще для созданія Христовой церкви, чтобы потомъ легче отвѣтить на вопросъ: что должно дѣлать для ея сохраненія и распространенія и намъ?

а) Что же было предпринято св. апостолами?

Св. апостолы рѣшились отказаться для достиженія своей цѣли и отказались отъ всего, что для нихъ могло быть всего любезнѣе на свѣтѣ — отказались отъ своего семейства и отечества. Они твердо помнили завѣщаніе своего Господа: аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего и матерь и жену и чадъ и братію и сестеръ, не можетъ быти Мой ученикъ (Лук. 14, 26). Помнили, и — равнодушно оставляли для Господа все, что на землѣ было имъ любезно.

Св. апостолы, далѣе, отказались отъ всякаго спокойствія въ жизни. Вся ихъ жизнь проведена въ безпокойныхъ, трудныхъ и опасныхъ путешествіяхъ для евангельской проповѣди. Для евангелъской проповѣди они плавали за моря, тонули, опять плавали, — ходили въ самыя отдаленныя, самыя жаркія или холодныя земли, — ходили безъ всякаго запаса и безъ надежды на нужное пристанище, — ходили къ народамъ самымъ грубымъ, весьма глубоко погрязшимъ въ разные пороки, и посему почти неспособнымъ ни къ какому вразумленію.

Св. апостолы рѣшились переносить при распространеніи евангельскаго ученія и переносили всѣ непріятности, какимъ могла подвергать ихъ злоба іудеевъ и язычниковъ. Ап. Павелъ, описывая апостольское состояніе, говоритъ: мы позоръ міру, буіи Христа ради, страждемъ, скитаемся, труждаемся, укоряеми, хулими, отреби міру, всѣмъ попраніе (1 Кор. 4. 10—14). Тяжкое положеніе! Но это положеніе не устрашало ихъ и не смущало.

Наконецъ, св. апостолы рѣшились отказаться, для удобнѣйшаго распространенія Христова ученія, и отказались даже отъ храненія своей жизни. Іисусъ Христосъ передъ Своимъ страданіемъ ясно предсказалъ имъ: Мене изгнаша, и васъ изженутъ (Іоан. 15, 20); пріидетъ часъ, егда всякъ, иже убіетъ вы, мнится службу приносити Богу (Іоан. 16, 2).

Вотъ какими пожертвованіями св. апостолы, при Божіей помощи, разсѣвали тьму заблужденій, ослабляли силу грѣха и основали на землѣ благодатное царство, воспитывающее гражданъ для царства небеснаго. Вѣчное благодареніе св. апостоламъ! Безъ ихъ трудовъ и ревности мы и теперь сидѣли бы во тмѣ и сѣни смертнѣй (Мѳ. 4, 16); можетъ быть и теперь покланялись бы идоламъ, и были безбожны въ мірѣ (Ефес. 2, 12); Это несчастіе, ужаснѣйшее изъ всѣхъ несчастій, удалили отъ насъ св. апостолы.

б) Что должно дѣлать для сохраненія и распространенія Христовой церкви намъ?

Прежде всего намъ должно основательно узнать Христово ученіе, и жить не по какому нибудь иному ученію, не по какимъ нибудь инымъ правиламъ жизни, а по ученію и правиламъ нашего Господа І. Христа. Не зная основательно Христова ученія, мы не будемъ въ силахъ сообщить его другимъ, невѣдущимъ нашимъ братіямъ и даже нашимъ дѣтямъ, просвѣщеніе вѣрою коихъ есть первое дѣло всѣхъ родителей: ибо ежели страшна отвѣтственность невѣжды врача, который и при посредственномъ свѣдѣніи могъ бы возстановить больному здоровье, но не только не возстановляетъ ему здоровья, а отнимаетъ у него и жизнь: то какъ страшна отвѣтственность наша, ежели мы своимъ невѣжествомъ будемъ отнимать у дѣтей нашихъ, у невѣдущихъ нашихъ ближнихъ, жизнь духовную, и низвергать ихъ не только въ могилу, но и въ адъ!

Основательно узнавая Христово ученіе, намъ непрестанно должно стараться и жить по Христову ученію. Ты, о человѣче Божій, гони правду (т. е. преуспѣвай въ правдѣ), благочестіе, вѣру, любовь, терпѣніе, кротость, заповѣдалъ апостолъ Павелъ Тимоѳею, учителю Ефеса (1 Тим. 1, 11). И это совершенно необходимо. Ибо Христосъ всѣмъ христіанамъ заповѣдалъ: будите совершени, яко же Отецъ вашъ небесный совершенъ есть. Можемъ ли мы съ силою учить другихъ чистотѣ нравовъ, будучи нечисты сами? Будемъ ли мы въ силахъ отвращать другихъ отъ пороковъ, когда они видятъ эти пороки въ насъ самихъ?

Мы обязаны выводить на путь истины всѣхъ около насъ заблуждающихъ; обязаны питать хлѣбомъ небеснымъ всѣхъ, жаждущихъ вѣчной жизни. И въ наше время много лжепророковъ, напр. разнаго рода сектантовъ и раскольниковъ, съ которыхъ намъ должно снимать овечью одежду, которою они прикрываются, и губятъ овецъ. И въ наше время есть слабые въ вѣрѣ, которыхъ должно укрѣплять. И въ наше время есть прямо невѣрующіе, которыхъ должно приводить къ вѣрѣ. Посему и въ наше время намъ нуженъ трудъ апостольскій — трудъ ревностный и неутомимый.

Господь отъ всякаго изъ насъ непремѣнно требуетъ самоотверженія. Безъ самоотверженія мы не можемъ оставить самолюбія, а самолюбивый, потому самому, что онъ любитъ наипаче себя, никакъ не можетъ такъ-же внимательно смотрѣть на Господа и дѣло Его, какъ онъ смотритъ ва себя. Онъ никакъ не можетъ проповѣдывать Христово ученіе ни совершенно чисто, ни съ должною ревностью; тѣмъ болѣе онъ не можетъ вѣрно самъ держаться ученія Христова и жить по христіански. Никтоже можетъ двѣма господинома работати: либо единаго возлюбитъ, а другаго возненавидитъ; или единаго держится, о друзѣмъ же нерадити начнетъ (Мѳ. 6, 24) сказалъ Господь. Кто не вполнѣ Божій, тотъ не можетъ усердно дѣлать Божіими ни себя самого, ни тѣмъ менѣе около себя другихъ.

III. Посему всякій изъ насъ долженъ стараться сдѣлаться и дѣйствительно быть человѣкомъ Божіимъ, совершеннымъ на всякое дѣло благое уготованнымъ, и готовымъ (2 Тим. 3, 17), а особливо для достиженія великой апостольской цѣли — распространенія и укрѣпленія Христовой церкви, если не словомъ благовѣствованія, къ которому не всѣ призываются, то по крайней мѣрѣ благочестивою жизнію, добрыми совѣтами, молитвою и готовностью содѣйствовать своими пожертвованіями благовѣстникамъ Христовымъ. (Сост. съ дополн. по «Словамъ или бесѣдамъ на всѣ воскр. и праздн. дни" Григорія, архіеп. казан. и свіяжск. т. III. стр. 140—151).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 303-307.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0