Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 2-ое. День рожденія Наслѣдника Цесаревича Георгія Александровича.

(О значеніи закона происхожденія людей чрезъ рожденіе).

II. Почему Господу Богу угодно было даровать намъ бытіе чрезъ рожденіе отъ другихъ и почему день рожденія ознаменовывается празднованіемъ?

а) Прекрасно на первый изъ сихъ вопросовъ отвѣчаетъ великій вселенскій учитель, святый Іоаннъ Златоустъ. «Богъ, говоритъ онъ, отъ начала принималъ множество мѣръ, чтобы насадить въ насъ любовь. Онъ даровалъ всѣмъ намъ одну главу — Адама. Для чего всѣ мы не происходимъ изъ земли? Для чего не происходимъ совершенными возрастомъ, какъ онъ? Для того, чтобы рожденіе, воспитаніе и происхожденіе другъ отъ друга привязывали насъ другъ къ другу. Потому Онъ не сотворилъ и жены изъ земли... Во всемъ этомъ заключаются естественные залоги единодушія. Подлинно, къ нему приводитъ единство природы — происхожденіе жены отъ мужа и дѣтей отъ нихъ обоихъ. Отсюда происходятъ многіе роды любви: одного мы любимъ какъ отца, другого какъ дѣда, одну какъ мать, другую какъ кормилицу, одного опять какъ сына, внука или правнука, другую какъ дочь или внуку, одного какъ брата, другого какъ племянника. Впрочемъ, для чего исчислять всѣ роды родства? Богъ употребилъ и другое побужденіе къ любви, запретивъ браки между родственниками, Онъ обратилъ насъ къ чужимъ, а ихъ расположилъ къ намъ. Такъ какъ они не соединены съ нами естественньшъ родствомъ, то Онъ соединилъ иначе — посредствомъ брака, сближая посредствомъ одной невѣсты цѣлые домы и сводя цѣлые роды съ родами», — а мы прибавимъ, — и цѣлые народы съ народами, — какъ видимъ нынѣ въ бракахъ царскихъ (34 бесѣда на 1-е посланіе къ коринѳ.).

б) Отвѣчая на второй вопросъ: почему день рожденія ознаменовывается празднованіемъ, мы должны сказать, что какъ ни тяжела бываетъ иногда жизнь человѣческая на землѣ, однако вѣра и надежда на всеблагаго Отца небеснаго сильны усладить самыя лютыя скорби и содѣлываютъ, что земнородные празднуютъ день, въ который съ плачемъ явились въ міръ; ибо этотъ день есть провозвѣстникъ и предтеча другого дня рожденія въ жизнь несравненно лучшую, небесную. Самое рожденіе изъ утробы матерней уже увѣряетъ насъ въ рожденіи въ иную лучшую жизнь. Мы не помнимъ, какъ жили во мракѣ матерней утробы до рожденія въ сей міръ; забудутся и здѣшнія скорби, когда Господь возьметъ насъ отъ общей матери всѣхъ — земли, отъ этой борьбы свѣта со тьмою, въ горній, вѣчно сіяющій міръ. Высокія свойства духа человѣческаго, и по паденіи въ немъ проявляющіяся и имъ сознаваемыя, явленія душъ умершихъ изъ загробнаго міра, засвидѣтельствованныя многими людьми достовѣрнѣйшими, многократныя откровенія Самого Бога о будущей жизни, намъ предназначенной, дѣлаютъ вѣру въ эту жизнь несомнѣнною.

Но кто можетъ быть увѣренъ, что онъ взятъ будетъ отъ земли въ райскія обители, а не будетъ осужденъ за грѣхи свои на мученія? Умѣстно ли потому праздновать день своего рожденія до самаго переселенія отъ земли? Истинно христіанское празднованіе дня своего рожденія весьма умѣстно и благоугодно Богу, ибо въ чемъ прежде и главнѣе всего состоитъ это празднованіе? Въ благодареніи, приносимомъ Господу Богу за дарованіе намъ жизни, за блага ниспосланныя въ сей жизни, за помощь къ перенесенію бывшихъ скорбей, особенно же въ усердной молитвѣ о продолженіи этой жизни для преуспѣянія въ добрыхъ дѣлахъ и для удостоенія лучшей участи на небесахъ. Кто старается по возможности исполнять законъ Божій, а преткновенія противъ сего закона очищаетъ печалію покаянія при вѣрѣ въ безконечныя заслуги Господа Іисуса, кто трудится по мѣрѣ силъ своихъ для общаго блага и особенно претерпѣваетъ скорби отъ тѣхъ, для которыхъ несетъ труды, тотъ можетъ быть исполненъ упованія на будущую лучшую жизнь.

Что же касается до молитвеннаго празднованія дней рожденія нашихъ благодѣтелей, то это нашъ священный долгъ. Св. архангелъ Гавріилъ, благовѣствуя іерею Захаріи о рожденіи отъ него Іоанна Крестителя, между прочимъ изрекъ: и будетъ тебѣ радость и веселіе и мнози о рождествѣ его возрадуются (Лук. 1, 14). Великихъ лишеній исполнена была жизнь святаго Іоанна въ Іорданской пустынѣ; она и отнята въ темницѣ рукою воина; но эта жизиь благотворна была для другихъ. Онъ обратилъ многихъ отъ сыновъ Израилевыхъ къ Господу Богу ихъ и указалъ міру Спасителя, за Которымъ и послѣдовали лучшіе изъ учениковъ его.

Посему-то вся церковь христіанская свѣтло празднуетъ день рожденія святаго предтечи и крестителя Господня.

III. Вознесемъ же молитвы наши ко всеблагому небесному Отцу съ Единороднымъ Его Сыномъ и Всесвятымъ Духомъ, единому въ Троицѣ славимому Богу, всевышнему Царю царей, да продолжитъ Онъ въ мирѣ и благоденствіи жизнь Благовѣрнаго Наслѣдника престола великаго князя Георгія Александровича на многія лѣта. Аминь. (Сост. по слов. д-ра богословія, архим. Сергія, стр. 180-183).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 303-305.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0