Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать пятый день.

Св. апостолъ и евангелистъ Маркъ.

(О томъ, отчего путь къ небу есть путь скорбный).

Св. апостолъ Петръ посылалъ Марка проповѣдывать въ разныхъ городахъ и странахъ.

Послѣдніе апостольскіе подвиги Марка принадлежали Александріи, гдѣ и принялъ онъ мученическую смерть. Неделеко отъ морского берега построилъ онъ первую христіанскую церковь. Египтяне, опасаясь умноженія христіанъ, рѣшились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодѣйства праздникъ языческаго бога Сераписа; въ самый этотъ день, 24-го апрѣля, приходилось Воскресеніе Христово, и наканунѣ еще святый Марк увѣщевалъ народъ не участвовать въ грѣшномъ, языческомъ торжествѣ. Язычники вторглисъ въ церковь во время богослуженія, вывели оттуда святого и, обвязавъ ему шею веревкою, съ крикомъ и ударами потащили по городскимъ улицамъ. Кровь святого обагряла острые камни мостовой; но онъ не переставалъ молиться и повторять: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобилъ меня терпѣть страданіе Тебя ради». Къ вечеру святого апостола посадили въ темницу. Ночью явился ему ангелъ и сказалъ, что имя его будетъ вписано въ книгу жизни съ именами другихъ апостоловъ, и память его сохранится на землѣ. Самъ Спаситель явился потомъ святому Марку и сказалъ ему: «миръ тебѣ, евангелистъ Мой!»

На другой день мученіе возобновилось. Св. Маркъ не переставалъ молиться, и, наконецъ, произнося слова: «въ руцѣ Твои предаю духъ мой», отошелъ къ Господу. Святого похоронили въ построенной имъ церкви, и надъ мощами его долго совершалось избраніе патріарховъ александрійскихъ.

Впослѣдствіи мощи святого Марка были перевезены въ Венецію, гдѣ надъ ними построенъ великолѣпный соборъ. Путешественники до сихъ поръ удивляются красотѣ этого собора и площади, на которой онъ стоитъ и которая носитъ имя святого евангелиста.

II. Въ краткомъ очеркѣ жизни и страданій св. ап. и ев. Марка вы, братіе, вѣроятно обратили вниманіе на слова его во время мученій: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобилъ меня терпѣть страданіе Тебя ради». Видно св. мученикъ и апостолъ Христовъ ясно сознавалъ, что путь къ небу, путь ко Христу долженъ сопровождаться скорбями и страданіями, — что его скорби и страданія за Христа служатъ явнымъ признакомъ того, что онъ будетъ участвовать въ блаженствѣ небесномъ со Христомъ. Это и вызвало благодареніе къ Богу изъ его сердца, не смотря на страданія, какія онъ испытывалъ.

Спрашивается: почему жъ скорбями, а не радостями нужно достигать царствія Божія?

а) Потому, во-первыхъ, что небесныя блага царствія Божія многоцѣнны и несравнимы ни съ чѣмъ на землѣ: надобно пріобрѣтать ихъ цѣною многихъ и тяжкихъ трудовъ, которые не обходятся безъ многихъ и тяжкихъ скорбей. Награды въ жизни вѣчной высоки и непостижимы: надобно заслуживать ихъ многими и тяжелыми подвигами, которые не бываютъ безъ самоотверженія и прискорбныхъ лишеній.

б) Потому, во-вторыхъ, что грѣховная болѣзнь души нашей упорна и застарѣла: необходимо врачевать ее горькими врачевствами, сильными средствами, болѣзненными операціями. Корни зла глубоко вросли въ наше сердце: нельзя исторгнуть ихъ оттуда безъ особенныхъ усилій и безъ чувствительной боли.

в) Потому, далѣе, что на пути къ царствію Божію намъ встрѣчается много препятствій, которыя должно преодолѣвать съ настойчивымъ усиліемъ, много сильныхъ и жестокихъ враговъ, съ которыми должно сражаться иногда до крови, много соблазновъ и искушеній, которыхъ нельзя побѣдить безъ самоотверженія и нѣкотораго насилія самому себѣ.

г) Потому, наконецъ, что въ лицѣ падшаго праотца нашего мы всѣ достойно и праведно осуждены на труды и болѣзни, на скорби и бѣдствія, доколѣ живемъ на землѣ. Проклята земля въ дѣлахъ твоихъ, сказалъ Господь падшему человѣку: тернія и волчцы возраститъ тебѣ. Засѣявъ, такимъ образомъ, сами всю землю терніями, можемъ ли не уязвляться ими? Призвавъ сами всѣ бѣдствія на міръ нашъ, можемъ ли уклониться отъ нихъ и избѣжать ихъ? Привлекши преступленіемъ заповѣди Творца своего проклятіе правды Божіей, можемъ ли уклониться отъ его тяжести? Такъ, скорби и печали въ настоящей жизни суть родовое наслѣдіе наше отъ перваго праотца, и не было человѣка на землѣ, который не испилъ бы отъ этой горькой чаши.

III. а) Посему-то Самъ Господь І. Христосъ, благоволившій воспріять на Себя грѣхи наши, чтобъ открыть намъ путь къ царствію Божію и подать намъ въ Самомъ Себѣ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его, не путемъ радостей, а путемъ скорбей и страданій благоволилъ внити въ славу Свою, которую имѣлъ Онъ у Отца прежде сложенія міра. Онъ и алкалъ и жаждалъ, терпѣлъ поношенія и уничиженія, гоненія и озлобленія, лишенія и скорби, ведомъ былъ предъ судилища нечестивыхъ, судимъ и осужденъ былъ судіями неправеднѣйшими, претерпѣлъ страшныя мученія и крестную смерть.

Не путемъ нѣги и роскоши, радостей и веселія, а путемъ лишеній, скорбей и страданій восходили во слѣдъ Его въ царствіе Божіе св. пророки и апостолы, мученики и пустынники. Одни изъ нихъ избіени быша, друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею. Каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша, проидоша въ милотехъ и козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бѣ достоинъ весь міръ, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахъ, и въ вертепахъ, и въ пропастехъ земныхъ (Евр. 11, 35—38). Такова богоначертанная исторія земной жизни всѣ хъсвятыхъ. Многими, многими скорбями вошли они въ царствіе Божіе! Но другого пути къ царствію Божію и нѣтъ, братіе мои, ни для кого. Аще кто хощетъ по Мнѣ ити, говоритъ Господь І. Христосъ: да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ; а иже не пріиметъ креста своего, и въ слѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ (Мѳ. 16, 24; 10, 38).

б) Не будемъ же избѣгать скорбей, слѣдуя по пути въ царствіе небесное: онѣ необходимы и спасительны, какъ мы видѣли. Но кромѣ сего они сопровождаются великимъ утѣшеніемъ. Зане якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше. Каждый подвигъ благочестія проливаетъ въ сердце неизъяснимое утѣшеніе, которое заглаждаетъ всякую предшествовавшую скорбь. Каждая побѣда надъ соблазномъ и грѣхомъ сопровождается благодатнымъ миромъ и радостію въ сердцѣ; и чѣмъ тяжелѣе была борьба, чѣмъ труднѣе побѣда, тѣмъ выше и совершеннѣе радость о Дусѣ Святѣ, которою преисполняется сердце подвижника. Каждый опытъ самоотверженія и самопожертвованія во славу Божію приноситъ такое утѣшеніе и такую радость духу нашему, съ которою не сравняются всѣ утѣхи и радости міра. Самыя даже скорби и страданія внѣшнія, перенесенныя въ духѣ вѣры и упованія на отеческую любовь Божію, съ молитвою и преданностію всеблагой волѣ Отца небеснаго, оставляютъ въ душѣ подвижника одна сладостное и утѣшительное воспоминаніе, глубокое чувство духовнаго радованія о Господѣ. Многи скорби праведнымъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ Господь, исполняя сердца ихъ радостію неизглаголанною и прославленною, такъ что они радуются и среди самыхъ страданій, хвалятъ и славословятъ Господа и въ узахъ и въ темницахъ. (Сост. по Ч.-М. и проп. Дим. херс, т. III).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 297-299.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0