Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 1-е. Св. мучен. Савва Стратилатъ и дружина его.

(О причинахъ, побуждающихъ насъ любить ближнихъ).

Св. мученика Савву отвели въ темницу, гдѣ ночью, во время молитвы, Самъ Господь явился ему. Исполненный новою силою, св. Савва вытерпѣлъ еще ужаснѣйшія истязанія и былъ наконецъ потопленъ въ рѣкѣ.

II. Св. Савва стратилатъ, посѣщавшій темницы и помогавшій и словомъ и дѣломъ заключеннымъ въ нихъ св. мученикамъ за Христа, не смотря на великую опасность для себя, учитъ насъ, братія, христіанской любви другъ ко другу.

Любовь къ ближнимъ искренняя, совершенная, отъ души — рѣдкое явленіе. Исторія рода человѣческаго дорожитъ примѣрами любви, охотно записываетъ ихъ, но, къ сожалѣнію, мало встрѣчаетъ такихъ великихъ людей, для которыхъ всѣ ближніе — братья, друзья. Эгоизмъ, самолюбіе повсюду встрѣчаются, а опытовъ любви къ ближнимъ надобно искать долго. Ихъ легко найти только среди святыхъ Божіихъ, особенно среди древнихъ христіанъ.

Это не дѣлаетъ людямъ, а особенно намъ — христіанамъ, чести. Намъ надобно вырвать изъ себя сердце грубое, а пріобрѣсть сердце благостное и всемѣрно стараться возгрѣвать въ душахъ нашихъ священный огнь любви къ ближнимъ. Къ сему побуждаютъ насъ важныя причины.

а) Первая причина, побуждающая насъ любить ближнихъ, состоитъ въ томъ, что мы одинакой съ ближними природы. Всѣ мы состоимъ изъ души и тѣла, всѣ созданы прекрасно, возвышенно, по образу и по подобію Божію. Одни у насъ основные законы ума и нравственности. Всѣмъ намъ пріятно вниманіе къ намъ нашихъ ближнихъ, всѣмъ намъ тягостно презрѣніе, оказываемое намъ другими. Голодъ, холодъ, нищета каждому изъ насъ чувствительны и неудобосносны. Что же изъ сего слѣдуетъ, что мы едино-естественны съ ближними нашими? То, что мы должны любить ближнихъ нашихъ, по закону единства нашей природы. Этотъ законъ весьма силенъ, ибо и звѣри подобныхъ себѣ любятъ. Какъ же намъ, людямъ, не любить подобныхъ намъ людей? Мы — слава природы по дарамъ — должны быть славою природы и по исполненію законовъ ея.

б) Вторая причина, побуждающая насъ любить ближнихъ, состоитъ въ томъ, что мы всѣ чада Божіи и братья о Господѣ. У насъ одинъ Отецъ небесный — Богъ. Милліоны народовъ, разсѣянныхъ по лицу земли, суть члены одного великаго семейства, у котораго глава — Святая Троица. Всѣхъ насъ Богъ любитъ, о всѣхъ насъ промышляетъ, всѣхъ насъ питаетъ и поитъ, всѣхъ насъ учитъ какъ жить, какъ достигать благополучія на землѣ и какъ пріобрѣсть вѣчное блаженство на небѣ. Такъ какъ мы чада Божіи и братья о Господѣ, то и должны любить другъ-друга, какъ естественно братьямъ любить себя взаимно. О томъ человѣкѣ худо думаютъ, который не любитъ единокровнаго брата своего. Тутъ предполагаютъ крайнюю злобу сердца. Что же должно сказать о насъ, если мы не будемъ любить ближнихъ нашихъ — братьевъ о Господѣ? Нельзя не укорить насъ въ мрачномъ жестокосердіи, исключающемъ насъ изъ числа дѣтей Божіихъ и друзей человѣчества.

в) Но главная причина, побуждающая насъ любить ближнихъ, есть воля Божія: Богъ хочетъ, чтобы мы любили ближнихъ. И мы непремѣнно должны исполнить волю нашего Создателя и Владыки вселенныя. Гдѣ же, Богъ повелѣваетъ намъ любить ближнихъ? Въ святомъ евангеліи. Возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе (Мар. 12, 30), говоритъ І. Христосъ. И сія заповѣдь такъ важна, что занимаетъ второе мѣсто послѣ заповѣди о любви къ Богу. А евангелистъ Іоаннъ Богословъ замѣчаетъ, что, безъ исполненія заповѣди о любви къ ближнему, невозможно и исполненіе заповѣди о любви къ Богу. Аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть (1 Іоан. 4, 20). Поэтому, чтобъ намъ не сдѣлаться предъ Богомъ виновными, чтобы не остаться съ сердцами чуждыми повиновенія и любви къ Богу Создателю нашему, Царю нашему, мы должны умножать любовь къ ближнимъ нашимъ, если ее имѣемъ, а если не имѣемъ, то должны, при помощи благодати Божіей, возбуждать ее въ сердцѣ нашемъ.

II. Будемъ помнить, сл.! что мы всѣ единаго естества, что мы братья о Господѣ, что любовь къ ближнимъ предписана намъ закономъ Божіимъ, и помня сіе, украсимъ жизнь нашу любовію къ ближнимъ. Это украшеніе придастъ величія нашей природѣ, обрадуетъ нашихъ ближнихъ, будетъ въ веселіе ангеламъ и Самому Создателю нашему Богу. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн. «Слова и рѣчи» Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 294-296.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0