Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать третій день.

Поуч. 4-е. Тезоименитство Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны.

(Важность благочестиваго настроенія и образованія женщинъ).

II. Примѣръ благочестія матери отечества долженъ служить образцемъ для матерей семействъ въ большей или меньшей степени, смотря по кругу дѣятельности и значенію въ обществѣ, побужденіемъ и заботиться о религіозномъ образованін дѣтей, и въ частности женскаго пола. Важность благочестиваго настроенія и образованія женщинъ, по вліянію ихъ на семейный, а затѣмъ и на общественный бытъ, не подлежитъ сомнѣнію и очевидна изъ опыта. Апостолъ говоритъ: благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4—8), т. е., благочестіе составляетъ основаніе счастія временнаго и вѣчнаго.

а) О томъ и говорить нечего, что для достиженія блаженной участи въ вѣчности необходима благочестивая жизнь; но столько ли же необходимо благочестіе для временнаго благоденствія? Да. Съ перваго разу это представляется какъ будто не совсѣмъ справедливымъ; но только съ перваго разу. Въ чемъ состоитъ благочестіе? Христіанское благочестіе состоитъ изъ настроенія мыслей, желаній и чувствованій поученію Христа Спасителя, — состоитъ въ образѣ дѣятельности по требованію закона евангельскаго, а съ нимъ вмѣстѣ законовъ церковныхъ и гражданскихъ; слѣдовательно оно въ одномъ словѣ заключаетъ выраженіе духа вѣры и любви. Коль скоро такъ, то благочестіе есть необходимое условіе правильнойжизни, гдѣ бы оно ни обнаруживалось, въ уединенной ли келліи инока, въ скромной ли хижинѣ поселянина, въ богатыхъ ли чертогахъ властителей, въ скромныхъ ли подвигахъ добродѣтели, или въ широкихъ и открытыхъ размѣрахъ общественной дѣятельности. А безъ правильной, соотвѣтственной объясненному христіанствомъ назначенію человѣка жизни, возможно-ли быть счастливымъ на землѣ? Возможно ли находить утѣшеніе и довольство въ самомъ себѣ и распространять его въ другихъ? Опытами доказано и безпрерывно доказывается, что всѣ внѣшнія обезпеченія нашего быта сами по себѣ недостаточны къ удовлетворенію требованій духа нашего, если въ немъ не будетъ благочестія. Какъ же водворить благочестіе въ домахъ и въ обществѣ? Между прочимъ при посредствѣ женщинъ. Да, на васъ, жены и матери, лежитъ обязанность распространятъ, такъ сказать, благоуханіе благочестія въ своихъ семействахъ; вамъ предлежитъ честь первоначально въ юныхъ душахъ дѣтей насаждать сѣмена вѣры святой и воспламенять сердца ихъ любовію къ Богу, къ церкви, къ отечеству, а самимъ подавать примѣръ искренней набожности, благоговѣнія или любви христіанской. Нужно конечно образованіе дѣвицъ и внѣ семейнаго округа, въ общественныхъ заведеніяхъ; но это не устраняетъ вліянія матери; наука и искусство не замѣнятъ теплаго материнскаго чувства, особенно религіознаго.

б) Изъ исторіи церкви знаемъ, что многія благочестивыя женщины весьма успѣшно содѣйствовали распространенію и утвержденію христіанства въ разныхъ странахъ міра, и отличались удивительнымъ самоотвержденіемъ. Что же мѣшаетъ и теперь женщинамъ дѣйствовать въ своемъ кругѣ на пользу православной вѣры? Да усиливается же ревность по истинному благочестію и благовѣрію въ душахъ женъ и матерей, а чрезъ нихъ въ дѣтяхъ, семействахъ и обществѣ.

III. Слава Богу, теперь въ низшихъ классахъ народа успѣшно распространяется между дѣтьми женскаго пола грамотность, а съ нею и образованіе религіозное. Можно надѣяться, что недалеко то время, когда матери поселянки съ любовію сами станутъ передавать дѣтямъ необходимыя познанія и внушать имъ правила благочестія, а съ симъ вмѣстѣ усиливать доброе настроеніе въ народѣ къ славѣ церкви и къ утѣшенію высокой покровительницы женскаго образованія. Будемъ желать этого для счастія Россіи и молиться, чтобы Господь сохранилъ намъ, сколько можно на долго, жизнь Государыни нашей, благотворная дѣятельность которой такъ очевидна для всѣхъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Леонтія, архіеп. холмско-варшавск., т. ІІ» изд. 1888 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 293-294.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0