Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать третій день.

Поуч. 2-ое. Св. великомученикъ Георгій.

(О духовномъ мученичествѣ).

II. Братіе христіане! Вотъ краткій очеркъ жизни и страданій св. великомученика Георгія; возблагоговѣемъ предъ страданіями его за Христа и подивимся крѣпости его св. вѣры; никакія мученія не могли заставить его поклониться бездушнымъ идоламъ и измѣнить истинному Богу.

Обратимся къ себѣ и спросимъ: подражаемъ ли мы твердости вѣры св. великомученика? Являемся ли мы побѣдителями если не внѣшнихъ враговъ — мучителей, то во всякомъ случаѣ — внутреннихъ, духовныхъ — нашихъ страстей, возбуждаемыхъ нашею плотію, міромъ и діаволомъ? Нѣтъ ли у насъ идоловъ, которымъ мы раболѣпно служимъ, отрекаясь своею жизнію отъ І. Христа?

а) Увы, у насъ есть идолы — это страсти наши и есть идолопоклонническое служеніе этимъ идоламъ — это потворство страстямъ.

Чревообъяденіе и пьянство — вотъ нашъ идолъ; гнѣвъ, блудная страсть, сребролюбіе — все наши идолы, а мы, служащіе этимъ страстямъ, тоже, что идолопоклонники. Всякая наша страсть грѣховная, всякій грѣхъ, обратившійся въ привычку, есть идолъ нашей души: грѣхолюбивое сердце — вотъ капище сего идола, грѣхолюбіе — это идолослуженіе, соизволеніе же на грѣхъ въ помыслѣ и грѣховномъ пожеланіи есть отверженіе Христа, а выполненіе задуманнаго грѣха самымъ дѣломъ — это и есть жертвоприношеніе идолу. Вотъ какъ содѣлавшійся рабомъ своихъ страстей грѣховныхъ становится идолопоклонникомъ.

б) А если въ насъ существуетъ и даже все увеличивается такое духовное идолопоклонство, то должны быть и духовные мученики, безъ пролитія крови страдальцы. Ибо какъ въ тѣ времена, когда нечестивые, невѣдавшіе Бога люди поклонялись бездушнымъ идоламъ, было безчисленное множество святыхъ мучениковъ, проливавшихъ кровь свою за Христа и умиравшихъ многоразличными видами смертей: такъ и въ наше время, когда въ нашихъ нравахъ повсюду господствуетъ идолопоклонство, то-есть, служеніе грѣху, истинные христіане должны изъ любви ко Христу быть мучениками, хотя и безъ пролитія крови, — должны постоянно умерщвлять въ себѣ страсти свои, должны умирать для грѣха, такъ чтобы уже быть неспособными къ совершенію грѣха, и не порабощать себя похотямъ грѣховнымъ. Вотъ какъ каждый христіанннъ можетъ содѣлаться духовнымъ мученикомъ Христовымъ, — хотя и не будетъ проливать онъ своей крови, но сподобится вѣнца мученическаго.

О семъ-то духовномъ мученичествѣ прекрасно разсуждаетъ св. Златоустъ, говоря: «ты скажешь, какъ можно подражать теперь мученикамъ? теперь не времена гоненій? Я хорошо это знаю: теперь не время гоненія, но время мученичества; не время такихъ подвиговъ мученичества, однако время вѣнцовъ; не преслѣдуютъ люди, но преслѣдуютъ бѣсы; не гонитъ мучитель, но гонитъ діаволъ, лютѣйшій изъ всѣхъ мучителей. Ты не видишь предъ собою горящихъ угольевъ, но видишъ разженный пламень похоти. Они попирали ногами горящіе уголья, а ты попирай огонь естества: они боролись съ дикими звѣрями, а ты обуздывай гнѣвъ, какъ дикаго и свирѣпаго звѣря; они устояли противъ невыносимыхъ скорбей, а ты побѣждай нечистые помыслы, отъ твоего сердца исходящіе, и ты будешь подражателъ мучениковъ. Нынѣ, по слову апостола, нѣсть наша брань къ крови и плоти,но къ началамъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тьмы вѣка сего, къ, духовомъ злобы поднебеснымъ. Похоть плотская есть огонь, огонь неугасаемый и постоянный, — это песъ лютый и бѣснующійся; прогоняй его тысячу разъ, и онъ тысячу разъ будетъ нападать на тебя и не отступать. Жестокъ пламень горящихъ угольевъ, но пламень похоти еще хуже, еще сильнѣе; нѣтъ у насъ никогда отдыха отъ этой войны, никогда не видимъ покоя, пока живемъ на землѣ: постоянная у насъ борьба, непрестанный подвигъ, чтобы и вѣнецъ получить за сіе самый вѣрный».

Итакъ, умерщвленіе страстей грѣховныхъ есть мученичество безъ пролитія крови.

III. Да поможетъ намъ Господь молитвами св. великомученика и побѣдоносца Георгія быть побѣдителями всѣхъ страстей и соблазновъ, представляемыхъ плотію, міромъ и діаволомъ — врагомъ нашего спасенія. (Сост. по твор. св. Димитрія рост. свящ. Григ. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 290-292.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0