Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать второй день.

Поуч. 2-ое. Св. Ѳеодоръ Сѵкеотъ.

(Ходи въ храмъ Божій съ особеннымъ удовольствіемъ).

II. Дѣтство Ѳеодора представляетъ много уроковъ для васъ, братія. Не лѣнитесь ходить въ церковь. Кто привыкъ съ дѣтства не опускать безъ нужды воскреснаго и праздничнаго богослуженія, тотъ и въ зрѣломъ возрастѣ не оставитъ этой благочестивой привычки.

а) Съ особеннымъ удовольствіемъ всѣмъ намъ должно ходить въ домъ Божій для Бога.

Этимъ выраженіемъ мы желаемъ сказать не то, что Богъ имѣетъ нужду въ нашемъ хожденіи въ Его домъ, или что наше хожденіе въ Его домъ можетъ какъ бы увеличить Его блаженство: мы ничего не можемъ прибавить къ Его блаженству. Онъ всеблаженъ и вседоволенъ Самъ Собою. Но мы сами по себѣ имѣемъ нужду ходить въ домъ Божій для Бога, чтобы тѣмъ показать чистую свою вѣру въ Бога, а также самую живую благодарность къ Тріνпостасному Богу, такъ крайне любящему насъ и такъ чрезвычайно намъ благодѣтельствующему. Кто не ходитъ въ домъ Божій, въ томъ нѣтъ чистой вѣры, нѣтъ истинной любви къ Богу, нѣтъ живой и истинной благодарности къ Нему.

б) Съ особеннымъ удовольствіемъ всякому христіанину должно ходить въ домъ Божій для самого себя.

Св. Златоустъ говоритъ: «церковь Божія торжище есть духовное и врачебница душамъ, почему должно по подобію тѣхъ, которые на торжище приходятъ, много драгихъ вещей оттуду собравши возвращаться и по подобію тѣхъ, которые во врачебницу приходятъ, приличное болѣзнямъ лѣкарство взявъ выходить». Въ самомъ дѣлѣ, въ домѣ Божіемъ христіане могутъ получить все нужное къ истинному здравію или спасенію своей души.

Домъ Божій есть домъ наставленія, вразумленія, возбужденія и одушевленія, здѣсь мы вѣрно познаемъ нашего Бога — Создателя и Спасителя; познаемъ наши обязанности къ Богу, къ нашимъ братьямъ и другимъ существамъ; познаемъ самихъ себя, свои душевныя нужды и болѣзни.

Въ домѣ Божіемъ во время всякой литургіи возобновляется совершеніе великаго таинства Новаго Завѣта и приводится на память смерть І. Христа, Сына Божія, принятая Имъ для нашего спасенія. Что І. Христосъ сдѣлалъ на послѣдней вечери съ Своими учениками и что, потомъ, Онъ потерпѣлъ на крестѣ, то все изображается и таинственно совершается во время литургіи.

в) Наконецъ, съ особеннымъ удовольствіемъ всякому изъ насъ должно ходить въ домъ Божій для ближнихъ.

Наша вѣра требуетъ отъ насъ, чтобъ мы старались о спасеніи не только собственномъ, но и нашихъ ближнихъ. Всякій изъ насъ обязанъ по своимъ силамъ дѣйствовать къ душевному благу ближняго: научать его, назидать его, удалять отъ зла, располагать къ добру и укрѣплять въ добрѣ. Всякій изъ насъ обязанъ подавать другимъ примѣръ благочестія, и своимъ примѣромъ возбуждать всѣхъ къ благочестію и прославленію нашего общаго небеснаго Отца. Утѣшайте другъ, друга, писалъ св. апостолъ къ солунянамъ, и созидайте кійждо ближняго (1 Солун. 5, 11). Да разумѣваемъ другъ друга въ поощреніи любве и добрыхъ дѣлъ, писалъ тотъ же св. апостолъ къ евреямъ. Слово Христово да вселяется въ васъ богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самѣхъ, во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснѣхъ духовныхъ (Колос. 3, 16). Единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего І. Христа, писалъ онъ къ римлянамъ (Римл. 15, 6). Но гдѣ можетъ быть такое назиданіе ближнихъ всего лучше, какъ не въ домѣ Божіемъ? Здѣсь наипаче вполнѣ и безпрепятственно обнаруживается расположеніе нашего сердца къ нашему небесному Отцу; и посему здѣсь наипаче мы можемъ производить въ нашихъ ближнихъ такія же истинно сыновнія расположенія къ Нему, какими одушевлены мы сами, какъ-то: благоговѣніе и любовь къ Нему, упованіе на Него и ревность къ прославленію Его имени.

III. Будемъ дорожить временемъ, и ходить въ домъ Божій всевозможно чаще и со всѣмъ удовольствіемъ. Въ будущей жизни никто не наслаждается тѣмъ, чего не любилъ въ жизни настоящей: а тамъ будетъ нескончаемое, только общественное Богослуженіе; тамъ, какъ видѣлъ тайнозритель апостолъ Іоаннъ, всѣ святые люди и всѣ святые ангелы день и ночь вѣчно вмѣстѣ поклоняются Богу, глаголюще: аминь: благословеніе и слава и премудрость и хвала и честь и сила и крѣпость Богу нашему во вѣки вѣковъ. (Апок. 7, 11). (Сост. по Ч.-М. и «Словамъ или бесѣдамъ на всѣ воскресные и праздничные дни» Григорія, архіеп. казан. и свіяжск., т. III, стр. 192–202).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 288-289.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0