Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Двадцать второй день.

Поуч. 1-е. Преп. Ѳеодоръ Сѵкеотъ.

(О нуждѣ и пользѣ для дѣтей добраго примѣра родительскаго и старшихъ въ домѣ родственниковъ).

Въ семействѣ Ѳеодора жилъ благочестивый старецъ Стефанъ, который держалъ строгій постъ, молился безпрестанно; и мальчикъ Ѳеодоръ полюбилъ его, сталъ часто приходить къ нему, бесѣдовать съ нимъ и старался подражать дѣламъ его. Видя его чрезмѣрное пощеніе въ великій постъ, Ѳеодоръ сталъ подражать ему и поститься до вечера. Когда отрокъ возвращался изъ училища въ обѣденное время, мать заставляла его ѣсть, но онъ отказывался отъ пищи. Отрокъ наконецъ не сталъ приходить къ обѣду, но цѣлый день оставался въ училищѣ, и вечеромъ со Стефаномъ ходилъ въ церковь св. великомученика Георгія, стоявшую близь селенія на высокой горѣ, и уже поздно приходилъ домой и вкушалъ хлѣба съ водой. Мать думала, что онъ все это время проводитъ за уроками, стала бояться, чтобъ это не повредило его здоровью, и просила учителя отпускать его домой поранѣе; но св. Ѳеодоръ спѣшилъ изъ училища прямо въ церковь, и потомъ въ назначенный чась вновь приходилъ въ училище съ прочими дѣтьми. Вскорѣ мать замѣтила, что Ѳеодоръ иногда встаетъ по ночамъ и уходитъ въ церковь. Она строго наказала его, потому что боялась за его здоровье, и стала привязывать его къ кровати; но во снѣ ей опять явился великомученикъ Георгій съ мечемъ и гнѣвно сказалъ, что онъ накажетъ ее, если она будетъ отклонять своего сына отъ Бога. Когда у Ѳеодора спросили, какъ онъ не боится проходить ночью по пустыннымъ мѣстамъ, гдѣ на него могутъ напасть волки и другіе звѣри, мальчикъ отвѣчалъ, что онъ ходитъ не одинъ, а что его будитъ на молитву свѣтлый юноша и водитъ его за руку въ храмъ. Всѣ домашніе поняли, что отрока охраняетъ великомученикъ Георгій, и съ этихъ поръ уже не останавливали его, говоря: «да будетъ воля Божія!».

Съ 12 лѣтъ Ѳеодоръ сталъ еще прилежнѣе къ молитвѣ и чтенію священнаго писанія, а когда подросъ, то выкопалъ себѣ пещеру близъ церкви св. Георгія, — тамъ и поселился. Постоянно онъ ходилъ въ церковь и вкушалъ въ день одну просфору. Ему приносили изъ дому хлѣбъ и овощи, но онъ раздавалъ бѣднымъ. Много послѣ этого потрудился для Бога и души своей и наконецъ удостоился за свою святость сана архіерейскаго.

Случалось, — когда онъ совершалъ св. тайны, благодать Св. Духа очевидно сходила на св. Дары въ подобіи свѣтлой плащаницы. Всѣ сослужащіе съ нимъ видѣли въ это время на лицѣ его божественное сіяніе, и однажды, когда онъ возгласилъ слова: «святая святымъ», то Агнецъ самъ поднялся на воздухъ.

II. Мы видѣли, что св. отрокъ Ѳеодоръ съ самыхъ юныхъ лѣтъ возлюбилъ Бога паче жизни своей, сталъ постомъ и молитвою служить Ему день и ночь.

Но какъ и гдѣ св. дитя научилось такъ любить Бога и себя приносить въ жертву Богу? Ему непремѣнно нуженъ былъ примѣръ. И Ѳеодоръ видѣлъ этотъ примѣръ въ благочестивомъ старцѣ Стефанѣ, жившемъ въ одномъ семействѣ съ нимъ же.

а) Гдѣ возьмутъ примѣръ благочестивой жизни наши дѣти? Безъ сомнѣнія въ родителяхъ. Тысячи можно указать примѣровъ благотворнаго дѣйствія на дѣтей духа благочестія родительскаго. Но за то не ждите много добраго отъ дѣтей вашихъ, если сами вы не обладаете духомъ благочестія. Вотъ пришелъ постъ: вы спокойно на глазахъ всего семейства вкушаете пищу запрещенную; наступилъ праздникъ, — вы нейдете къ службѣ церковной, сидите дома вечеръ, спите долго утромъ, работаете, торгуете, или только думаете о развлеченіяхъ въ этотъ день. Скажите, какъ дѣти ваши будутъ уважать посты, праздники Божіи и все священное? Въ васъ нѣтъ горячей любви къ Богу, — откуда заимствуютъ эту любовь они? Чтобы сообщить пламень любви, нужно имѣть его самому. Нынѣ мы не видимъ особенной любви къ подвигамъ духовнымъ въ дѣтяхъ; вообще, если къ чему они очень холодны, такъ это къ церковному.

Много причинъ этой холодности, — и духъ времени, и неправильное, совершенно свѣтское образованіе, товарищество, излишнія свѣтскія развлеченія, все это неблагопріятно вліяетъ на юность. Но очень часто все это зависитъ и отъ недостатка добраго примѣра и добраго вліянія родительскаго.

б) Но кромѣ вліянія родителей весьма благотворно дѣйствуетъ на дѣтей доброе поведеніе и благочестивая жизнь старшихъ ихъ родственниковъ — братьевъ, сестеръ и другихъ близкихъ лицъ. Въ дѣлѣ воспитанія однихъ дѣтей посредствомъ добраго вліянія другихъ могутъ имѣть особенное значеніе старшій братъ или сестра, и потому благоразумные родители, если хотятъ облегчить себѣ трудъ воспитанія дѣтей, должны обращать преимущественное вниманіе на воспитаніе первороднаго изъ нихъ. Если первенцы: сынъ или старшая дочь, поставлены на прямую дорогу, воспитаны хорошо и преимущественно въ духѣ христіанскаго благочестія, то родителямъ уже не такъ трудно будетъ дать такое же воспитаніе слѣдующимъ дѣтямъ, — они будутъ брать примѣръ со старшаго. Въ противномъ случаѣ родителямъ предстоитъ слишкомъ много труда, чтобы дать доброе направленіе младшимъ дѣтямъ; усиліямъ родителей избѣжать при воспитаніи ихъ тѣхъ ошибокъ, какія допущены при воспитаніи старшаго сына или дочери, будетъ на каждомъ шагу вредить дѣйствіе дурного примѣра со стороны старшихъ дѣтей. Намъ приходилось читать про двухъ отцевъ семейства, изъ которыхъ одинъ весьма недоволенъ былъ поведеніемъ своихъ дѣтей и никакъ не могъ успѣть въ исправленіи ихъ, другой, напротивъ, благословлялъ Бога, смотря на своихъ дѣтей, изъ которыхъ одинъ былъ лучше другого. Первый однажды приходитъ въ гости къ послѣднему и не отрываетъ глазъ отъ его дѣтей. Ихъ смиреніе, послушаніе, любовь и ласковость къ родителямъ, миръ и дружба между собою невольно напомнили гостю слова псалмопѣвца: «се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ». Онъ глубоко вздохнулъ, когда вспомнилъ свое семейство. Улучивъ благопріятную минуту, онъ спросилъ счастливаго отца, какъ онъ могъ устроить такой прекрасный порядокъ между дѣтьми, что не нарадуешься, глядя на нихъ. Тотъ отвѣчалъ: «я не слишкомъ много хлопоталъ. Видалъ ли ты стадо журавлей, при наступленіи осени отлетающихъ на югъ?» — «Не разъ видалъ». — «Ты, конечно, замѣтилъ, что впереди летитъ одинъ журавль, который указываетъ дорогу остальнымъ, твердо зная, куда надо летѣть, — а остальные только слѣдуютъ за нимъ. При воспитаніи дѣтей я, признаюсь, имѣлъ въ виду примѣръ журавлей: я много положилъ труда на воспитаніе первенца и усердно молился объ успѣхѣ. Господь благословилъ мой трудъ Своею благодатію. Мой старшій сынъ сталъ передовымъ для мдадшихъ, — онъ показываетъ имъ путь къ небу, тѣ уважаютъ и любятъ его и съ охотою слѣдуютъ его руководству и примѣру». — Открытіе необходимое для родителей и дѣтей! («Душ. чт.»).

III. Родители! Хотите ли, чтобы дѣти ваши были утѣшеніемъ церкви, истинными ея сынами? Сами постарайтесь запастись духомъ вѣры и любви къ Богу и потомъ приложите все стараніе къ тому, чтобы старшій вашъ сынъ или дочь были воспитаны въ страхѣ Божіемъ и благочестіи христіанской жизни. При живомъ примѣрѣ и слова наставленій вашихъ будутъ сильнѣе дѣйствовать на дѣтей вашихъ. Во всякомъ случаѣ внушайте прежде всего имъ: страхъ Божій, любовь къ Богу, молитвѣ, храму; внушайте имъ не только ходить въ храмъ Божій, но со страхомъ и стоять здѣсь, усерднѣе молиться. Паче же всего молитесь горячѣе за дѣтей вашихъ, — много значитъ молитва родителей. (Сост. свящ. Г. Д—ко по разн. источн., преимущ. по стат. преосвящен. Виссаріона, еписк. костромскаго, помѣщ. въ «Душ. чт.»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 286-288.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0