Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Восемнадцатый день.

Преп. Іоаннъ, ученикъ св. Григорія Декаполита.

(О томъ, какъ мы можемъ участвовать въ распространеніи истины и добра).

Мы, видѣли, братія, что препод. Іоаннъ во время гоненія на св. иконы со стороны иконоборческаго императора (Льва армянина) прибылъ изъ своего безопаснаго уединенія въ столицу греческой имперіи, чтобы тамъ утверждать малодушныхъ и сомнѣвавшихся въ истинности православнаго ученія о почитаніи св. иконъ. Такъ ясно онъ сознавалъ свою нравственную обязанность научать другихъ истинѣ и добродѣтельной жизни.

Примѣръ препод. Іоанна напоминаетъ и намъ, братіе, о нашей обязанности участвовать въ распространеніи истины и добра среди нашихъ ближнихъ и всѣхъ людей, удалившихся отъ истины и благочестія.

II. Какъ же мы можемъ участвовать въ распространеніи среди нашихъ ближнихъ свѣта истины и добродѣтели?

Чтобы распространять между человѣками свѣтъ, или иначе сказать, истину и добро, для сего, кажется, мы не знаемъ болѣе открытыхъ способовъ, какъ три слѣдующіе: слово, власть, примѣръ. Слово дѣйствуетъ убѣжденіемъ, власть — праведно употребляемымъ могуществомъ, примѣръ располагаетъ къ подражанію.

Не всѣмъ дается даръ и право дѣйствовать словомъ разума и премудрости; ко власти, особенно высшей и обширнѣйшей, немногіе призываются Провидѣніемъ; но всѣ могутъ дѣйствовать добрымъ примѣромъ, между тѣмъ какъ и особенной силѣ слова или власти онъ сообщаетъ отъ себя новую силу. Посему судите, какъ важенъ добрый примѣръ.

а) Если служитель слова скажетъ вамъ: будьте благочестивы, человѣколюбивы, воздержны; но если его наставленія не написаны въ книгѣ собственной его жизни: то весь плодъ поучительнаго слова можетъ заключиться въ отвѣтномъ словѣ: врачу, исцѣлися самъ (Лук. IV. 23). Не говорю, чтобъ такъ и должно было: но такъ всего скорѣе случиться можетъ. Впрочемъ, Господь повелѣваетъ принимать справедливыя и полезныя слова и отъ тѣхъ, которыхъ дѣла словамъ не соотвѣтствуютъ: вся убо, елика аще рекутъ вамъ блюсти, соблюдайте и творите; по дѣломъ же ихъ не творите, глаголютъ бо, и не творятъ (Матѳ. XXIII. 3), говоритъ Господь о лицемѣрныхъ фарисеяхъ.

Но кто творитъ то, чему поучаетъ, у того дѣло его и малому слову сообщаетъ великую силу. Свѣтъ слова безъ силы дѣлъ есть блескъ безъ жизни, скоро преходящій: свѣтъ добрыхъ дѣлъ продолжаетъ нерѣдко свѣтить и тогда, когда слово угасло, и за смертію дѣлателя простираетъ долгую и широкую зарю.

б) Повелѣнія власти во многообразіи своемъ очевидно не всегда могутъ сопровождаться примѣромъ повелѣвающаго, который одинъ не можетъ употребить себя во всѣ дѣла и должности, распредѣленныя по разнымъ степенямъ и разрядамъ подчиненности. Но гдѣ начальствующіе и подчиненные могутъ итти однимъ путемъ, какъ, напримѣръ, въ истинѣ вѣры, въ добрѣ нравственномъ, въ дѣлахъ человѣколюбія и милосердія: тамъ предшествующій примѣръ власти какъ сильно, и вмѣстѣ какъ пріятно увлекаетъ за собою подчиненность! Какъ вода съ высшихъ мѣстъ сходитъ на низшія, не всегда удерживаясь даже преградами: такъ нравственный духъ высшихъ состояній въ обществѣ чрезъ подражаніе переходитъ въ низшія, не смотря на нѣкоторыя преграды, поставляемыя различіемъ званій. Благочестіе и человѣколюбіе владѣющихъ и начальствующихъ, какъ солнце, безъ усилія сильно распространяетъ свѣтъ свой въ кругѣ подвластныхъ.

в) Но примѣръ благочестивой жизни людей, которыхъ состояніе подобно не граду, стоящему на верху горы, но, можетъ быть, только хижинѣ подъ горою, можетъ ли свѣтить своимъ свѣтомъ предъ человѣки? — Почему не такъ? И малый свѣтильникъ въ хижинѣ увидитъ блуждающій странникъ, и пойдетъ на его свѣтъ, и найдетъ въ хижинѣ спасеніе отъ холодной ночи или звѣря, и успокоится въ безопасности, и обрадуется гостепріимству. И скромное доброе дѣло человѣка невиднаго въ мірѣ, если одушевлено добрымъ и святымъ намѣреніемъ, есть дѣло свѣта, которое и дѣйствуетъ какъ дѣло свѣта навидящихъ, привлекая къ добру, и даже, подъ управленіемъ Провидѣнія, простираетъ иногда свое дѣйствіе на неизмѣримую даль. Посмотрите на указанную Спасителемъ вдовицу, которая, по избытку благочестиваго усердія, послѣнія двѣ лепты положила въ сокровищницу храма. Какое маленькое доброе дѣло! Но предъ сколькими уже милліонами человѣковъ просвѣтилось оно, и еще будетъ просвѣщаться въ евангеліи, уча однихъ дѣлать добро и при малыхъ способахъ, а другихъ, и въ малыхъ дѣлахъ, и въ малыхъ людяхъ, высоко цѣнить доброе чувство и святую мысль.

III. Молитвами препод. Іоанна да подастъ намъ Господь благодатную помощь распространять среди нашихъ ближнихъ истину и добро не только словами, но и примѣромъ нашей доброй жизни и властію, если мы къ ней призваны. (Сост. по Ч.-М. и проп. Филарета митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 278-280.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0