Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Семнадцатый день.

Поуч. 2-е Священномученикъ Симеонъ, епископъ Персидскій.

(Обязанности гражданскія и христіанскія совмѣстимы).

Сапоръ сталъ увѣщавать Симеона отречься отъ Христа и поклониться солнцу, какъ это дѣлалось въ Персіи, обѣщая ему за то великія награды; въ случаѣ же непослушанія, грозилъ истребить всѣхъ христіанъ въ своемъ государствѣ. Но Симеонъ рѣшительно отказался исполнить волю царя.

— «Почему ты теперь не повинуешься власти моей, если ты до сихъ поръ былъ вѣренъ мнѣ?» спросилъ царь.

— «Пока я могъ исполнять повелѣнія твои, не измѣняя Богу моему, я во всемъ былъ тебѣ послушенъ, — отвѣчалъ епископъ, — но ты требуешь теперь, чтобы я поклонился солнцу; это противно заповѣдямъ Бога моего, и я готовъ лучше умереть».

Разгнѣванный царь велѣлъ отвести Симеона въ темницу и приказалъ, чтобы всѣ христіане, находившіеся въ темницахъ, были преданы смерти въ самый тотъ день, когда воспоминаются спасительныя страданія Господа нашего Іисуса Христа.

Въ Великій пятокъ вывели на казнь до ста христіанъ. Между ними было нѣсколько священниковъ, діаконовъ и другихъ церковнослужителей. Всѣхъ ихъ приказано было казнить предъ глазами Симеона, а самаго епископа казнить послѣдняго. Передъ казнію одинъ изъ жрецовъ громко возгласилъ: «если кто изъ васъ хочетъ остаться живъ и поклониться солнцу, тотъ будетъ освобожденъ». Но никто не отозвался на эти слова: всѣ предпочли жизнь безсмертную временной, земной жизни, и съ благоговѣніемъ выслушали увѣщанія святого епискона Симеона, который говорилъ имъ о Богѣ и о царствіи небесномъ. Всѣ мужественно скончались; въ заключеніе казненъ былъ и Симеонъ.

II. Поучителенъ, братіе, отвѣтъ священномуч. Симеона царю на его приказаніе поклониться идоламъ: пока я могъ исполнять повелѣнія твои, не измѣняя Богу, я былъ тебѣ послушенъ, но разъ ты требуешь того, что противно Богу, я готовъ лучше умереть. И такъ даже при языческихъ государяхъ совмѣстимы были обязанности гражданскія и христіанскія, тѣмъ болѣе теперь, при нашихъ христолюбивыхъ Императорахъ, усердно исполняя обязанности гражданина, въ тоже время надобно со всею ревностію исполнять и обязанности христіанина. Объ этомъ и будетъ наше слово.

Не справедлива та мысль, что служба Царю и отечеству не имѣетъ тѣсной связи съ служеніемъ Богу; что можно быть великимъ полководцемъ, отличнымъ политикомъ и превосходнымъ судіею при самомъ вольномъ образѣ мыслей, при самомъ сомнительномъ поведеніи. Такъ могутъ думать только тѣ, кои никогда съ надлежащимъ усердіемъ не служили Царю и Отечеству; но люди жертвующіе спокойствіемъ, здоровьемъ и даже жизнію своею, согласятся, что безъ помощи благочестія никакой общественной обязанности нельзя исполнить, какъ надобно, — что гражданинъ, мыслящій и живущій противно евангелію, при самомъ успѣшномъ прохожденіи должностей своихъ, не можетъ тѣмъ доставить ни себѣ чистаго удовольствія, ни другимъ истинной пользы.

а) И во-первыхъ, безъ благочестія нельзя надлежащимъ образомъ исполнить никакой общественной должности. Конечно, и не имѣющіе въ себѣ страха Божія люди вмѣстѣ съ прочими обществу служатъ; но какъ служатъ? Истинное служеніе обществу предполагаетъ въ служащемъ, если не совершенное отреченіе отъ собственныхъ выгодъ, то, по крайней мѣрѣ, рѣшительное предпочтеніе имъ общаго блага. А люди, благочестія не имѣющіе въ себѣ, чѣмъ побуждаются въ отправленіи возложенныхъ на нихъ должностей? — своимъ самолюбіемъ. Что поставляютъ главною цѣлію своей общественной службы? — личное возвышеніе или собственную корысть. Какія употребляютъ средства къ скорѣйшему пріобрѣтенію того и другого? — большею частію беззаконныя, сопряженыя со вредомъ для ближнихъ. Напрасно указываютъ намъ на примѣръ язычниковъ, истиннаго Бога не знавшихъ — на примѣръ нѣкоторыхъ христіанъ, холодныхъ къ Богу и Его святому закону, которые будто бы, не смотря на это, оказали безсмертныя услуги своему отечеству, подвизаясь на поприщѣ войны и мира. Если разобрать побудительныя причины и образъ дѣйствованія сихъ людей, то окажется, что всѣ они заботились больше о своей, нежели о общественной пользѣ: и богатство страны, умноженное ихъ трудами и бережливостью, было только средствомъ къ наполненію собственныхъ ихъ обширныхъ сокровищницъ; и слава народа, пріобрѣтенная ихъ великими подвигами, служила только высокимъ подножіемъ, на которомъ они воздвигли кумиръ свой. Нѣтъ, съ недостаткомъ почтенія къ Богу не совмѣстно чистое и постоянное усердіе къ людямъ. Гражданинъ, не боящійся Бога, служитъ отечеству, пока надѣется получать отъ него вѣрныя выгоды: въ противномъ же случаѣ становится онъ или явнымъ ему измѣнникомъ или скрытнымъ его врагомъ. Одно христіанское благочестіе, сл., производитъ истинно — усердныхъ ревнителей общаго блага. Одно оно, одушевляя гражданина высокою мыслію, что несущій бремя общественной службы, есть нѣкоторымъ образомъ орудіе самаго Промысла Божія, управляющаго человѣческимъ родомъ, — одно оно дѣлаетъ его способнымъ цѣнить общее благо выше своего собственнаго и трудиться для пользы ближнихъ въ надеждѣ одного за это возмездія: того, чтобъ видѣть ихъ совершенно счастливыми. Въ чьемъ сердцѣ нѣтъ этихъ возвышенныхъ чувствъ, внушаемыхъ благочестіемъ, тотъ не достоинъ называться сыномъ отечества, а развѣ его наемникомъ и рабомъ.

б) Далѣе, безъ благочестія самое успѣшное прохожденіе общественныхъ должностей не можетъ принести совершеннаго удовлетворенія гражданину. То самое, въ чемъ неимѣющій страха Божія гражданинъ полагаетъ свое верховное счастіе, именно, удовлетвореніе господствующихъ въ немъ страстей — честолюбія и корыстолюбія, это самое служитъ источникомъ непрестанныхъ для него огорченій и вѣчныхъ заботъ. По опыту извѣстно, что всякая новая пища страсти не утоляетъ ее, а еще болѣе увеличиваетъ свойственный ей мучительный голодъ. Обладаемый страстями гражданинъ хотя получаетъ отъ правительства и деньги и почести: но можетъ ли онъ быть довольнымъ, когда нѣкоторые изъ его сверстниковъ по службѣ имѣютъ больше его; когда другіе, по его мнѣнію, ничего не стоющіе, совершепно равняются съ нимъ? Всякая награда за службу, даваемая не ему, уже производитъ на него непріятное впечатлѣніе. Ему кажется, что начальство не умѣетъ надлежащимъ образомъ оцѣнить ни его дарованій, ни его заслугъ; онъ думаетъ, что трудится болѣе всѣхъ, получая за то самую малую награду; онъ жалуется на множество враговъ, которые будто по зависти или по злобѣ полагаютъ преграду его возвышенію. Ему хотѣлось бы вдругъ подняться на высоту земного могущества; и потому обыкновенный медлительный ходъ наградъ, получаемыхъ имъ, нисколько не веселитъ его, какъ далеко не соотвѣтствующій его обширнымъ видамъ и замысламъ. Такъ-то зависть, гордость, подозрительность и нетерпѣливость, всегдашнія спутницы своекорыстнаго служенія людямъ, непрестанно тревожатъ и мучатъ неимѣющаго благочестія гражданина, даже при успѣшномъ теченіи его общественной службы. Но что сказать, когда по какимъ либо причинамъ откажутъ ему въ заслуженной наградѣ, заставятъ его сойти съ занимаемой имъ степени и занять низшее въ обществѣ мѣсто? Безчисленные опыты доказали, что гражданинъ, у котораго въ сердцѣ нѣтъ страха Божія, во время несчастія падаетъ подъ бременемъ отчаянія. Совсѣмъ другія, противоположныя чувства наполняютъ сердце того, кто, усердно служа Царю и Отечеству, вмѣстѣ съ тѣмъ соединяетъ и ревностное служеніе Богу. Онъ всегда доволенъ тѣмъ мѣстомъ, которое въ обществѣ занимаетъ; при всей неутомимой дѣятельности своей, думаетъ, что еще не заслужилъ вполнѣ жалуемыхъ ему наградъ и отличій; не заботится, какъ бы скорѣе вознестись на скользкую и опасную въ обществѣ высоту; но успокоивается на среднихъ степеняхъ, какъ менѣе подверженныхъ перемѣнѣ. Если же и ему вмѣстѣ съ другими придется испытать непріятность по службѣ: то онъ великодушно приметъ ее за урокъ смиренія и за случай загладить собственную вину безмолвнымъ терпѣніемъ.

III. Такъ, сл., благочестіе необходимо для того, чтобъ быть добрымъ, счастливымъ и благодѣтельнымъ гражданиномъ. Будемъ же помнить всегда, что тотъ не можетъ быть вѣрнымъ слугою Царя, добрымъ сыномъ Отечества, кто не есть вмѣстѣ и усердный сынъ православной церкви. Аминь. (Сост. по «Собр. словъ» свящ. К. Делекторскаго, изд. 1847 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 276-278.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0