Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Пятнадцатый день.

Св. апостолы отъ 70-ти: Аристархъ, Трофимъ и Пудъ.

(О причинахъ ненависти къ апостоламъ современнаго имъ міра).

Аристархъ обращенъ ко Христу ап. Павломъ; упоминаемый въ посланіи къ колоссянамъ (IѴ, 20), онъ былъ епископомъ въ Апамеѣ сирской. Кончина его произошла при императорѣ Неронѣ; онъ былъ обезглавленъ въ одно время съ апп. Павломъ, Пудомъ и Трофимомъ.

Св. Пудъ, упоминаемый во 2-мъ посланіи св. Павла къ Тимоѳею (IV, 21): «привѣтствуютъ тебя Еввулъ и Пудъ и всѣ братія», былъ римскимъ сенаторомъ и благочестивымъ человѣкомъ; онъ принималъ въ домъ свой святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, и всѣхъ христіанъ, такъ что домъ его служилъ какъ бы церковію.

Объ ап. Трофимѣ, бывшемъ родомъ изъ Ефеса, обращенномъ ко Христу св. ап. Павломъ, упоминается въ «Дѣяніяхъ апостольскихъ» (XX, 4 и XXI, 29), что онъ сопровождалъ ап. Павла на его пути благовѣствованія, и во 2-мъ посл. къ Тимоѳею (IV, 20) Павелъ говоритъ: «Трофима же я оставилъ больного въ Милетѣ». Послѣдовавъ за Павломъ и во время гоненія при императорѣ Неронѣ, онъ былъ въ 64-мъ году обезглавленъ вмѣстѣ съ нимъ и другими апостолами.

II. Такъ всѣ святые апостолы, нынѣ воспоминаемые церковію, пострадали за Христа. Спрашивается: чѣмъ виновны св. апостолы были предъ міромъ, что онъ такъ ненавидѣлъ ихъ, преслѣдовалъ, гналъ ихъ? что жъ за причина общей ненависти къ нимъ современнаго міра?

а) Азъ дахъ имъ Слово Твое, и міръ возненавидѣ ихъ (Іоан. 17, 14). Такъ пояснилъ Самъ Господь причину всеобщей ненависти, которую встрѣтили въ мірѣ первые ученики Его, которую встрѣчали потомъ и всѣ, послѣдовавшіе стопамъ ихъ.

Они приняли отъ Господа и возвѣщали міру слово истины, — и царствующіе въ мірѣ ложь и заблужденія, предразсудки и суевѣрія, тогдашніе ереси и расколы не могли не возстать противъ нихъ со всею, свойственною лжи и предразсудкамъ, злобою.

Они учили чистотѣ, и святости жизни, требовали умерщвленія въ себѣ злыхъ похотей и страстей, очищенія себя отъ всякой скверны плоти и духа, — и живущая въ мірѣ похоть плотская воспротивилась имъ всею силою нечистыхъ страстей своихъ.

Они требовали самоотверженія, учили смиренію и нищетѣ духовной, кротости и терпѣнію, простотѣ сердца и незлобію, благодушному перенесенію всѣхъ оскорбленій, напастей и озлобленій, упованію на Бога и преданности Бго всесвятой волѣ, — и царствующая въ мірѣ гордость житейская отвращалась отъ нихъ съ презрѣніемъ, сопровождала ихъ насмѣшками и поруганіемъ, предавала истязаніямъ и темницамъ.

Вообще, когда человѣкъ живетъ жизнію міра и находится во власти вѣка сего, когда онъ любитъ грѣховную тьму свою и отдается всѣмъ сердцемъ необузданной волѣ страстей своихъ: тогда онъ не только не любитъ свѣта и убѣгаетъ отъ него, но и ненавидитъ свѣтъ и старается угасить его, если можно; тогда все святое, божественное становится ему ненавистнымъ и какъ бы враждебнымъ; тогда онъ устремляется всею силою ума своего противъ ученія евангельскаго, вооружается всею злобою сердца своего противъ самыхъ проповѣдниковъ сего ученія, противъ людей праведныхъ и благочестивыхъ, живущихъ жизнію Христовою.

б) Ненависть міра ко всему святому, небесному, божественному всегда та же. Правда, въ наше время она выражается иначе, нежели прежде. Теперь не терзаютъ послѣдователей Христовыхъ пытками и муками, не отдаютъ на съѣденіе звѣрямъ, не сожигаютъ на кострахъ, не распинаютъ на крестахъ; но отвращеніе отъ слова истины и правды, но презрѣніе къ христіанскому ученію о самоотверженіи и нищетѣ духовной, о кротости, смиреніи, долготерпѣніи, но ненависть къ слову обличенія, требующему истиннаго покаянія и исправленія жизни, — всегда тѣ же. И современные Христу іудеи говорили: «если-бы мы были во дни отцевъ нашихъ, мы не были бы участниками ихъ въ пролитіи крови пророковъ» а сами гнали, мучили и убивали посланныхъ Господомъ проповѣдниковъ евангелія. И то правда, — мы, повидимому, благоговѣемъ къ памяти великихъ провозвѣстниковъ слова Божія, прославляемъ ихъ подвиги, удивляемся ихъ нелицепріятному слову истины и правды. Но вѣдь и іудеи строили богатыя надгробія пророкамъ и украшали раки праведныхъ; а похвалилъ ли ихъ за это Господь? Нѣтъ; потому что украшая раки праведниковъ, они не послѣдовали ихъ вѣрѣ и благочестію, не подражали святой и праведной ихъ жизни; созидая гробы пророковъ, не исполняли ихъ наставленій, не вѣровали предвозвѣщенному ими Искупителю міра.

III. Истинное почитаніе великихъ провозвѣстниковъ слова Божія состоитъ, братіе, въ томъ, чтобы, по наставленію св. ап. Павла, взирающе на скончаніе жительства ихъ, подражать вѣрѣ ихъ, послѣдовать ихъ богоугодному житію и ихъ добродѣтелямъ; надобно усвоить себѣ ихъ ревность о славѣ Божіей, ихъ кротость и смиреніе, ихъ незлобіе и терпѣніе, ихъ милосердіе и состраданіе къ собратіямъ своимъ, ихъ воздержаніе и самоотверженіе. Молю же вы, братіе, подобни мнѣ бывайте, яко же азъ Христу. Вотъ послѣднее отеческое желаніе и заповѣдь, которую завѣщалъ св. ап. Павелъ всѣмъ чадамъ своимъ о Господѣ. (Сост. по пропов. Дим., архіеп. херс., т. II).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 271-272.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0