Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Четырнадцатый день.

Поуч. 1-е. Свв. муч. литовскіе: Іоаннъ, Антоній и Евстаѳій.

(Объ отреченіи отъ Христа).

Старшій братъ Іоаннъ, изъ страха мученій, отрекся отъ Христа. Ольгердъ, думая, что и другой братъ послѣдуетъ примѣру старшаго, велѣлъ возвратить обоихъ на прежнія должности. Іоаннъ наружно исполнялъ языческіе обряды, но, оставаясь втайнѣ христіаниномъ, просилъ Бога простить ему грѣхъ лицемѣрія. Антоній часто уговаривалъ брата оставить такой образъ дѣйствій и открыто объявить себя христіаниномъ. Ольгердъ, узнавъ, что Антоній оставался вѣрнымъ Христу, вновь заключилъ его въ темницу, а Іоанна оставилъ при себѣ. Но Іоаннъ не имѣлъ спокойствія. Христіане видѣли въ немъ отступника, язычники презирали его за малодушіе. Мучимый совѣстію, онъ пришелъ къ христіанскому священнику Нестору, искренно сознался въ своемъ лицемѣріи и просилъ примирить его съ братомъ. Когда Несторъ передалъ это Антонію, тотъ сказалъ: «я не могу имѣть ничего общаго съ братомъ, пока онъ не исповѣдуетъ явно своей вѣры. Если онъ искренно кается, пусть объявитъ, что онъ — христіанинъ». Слова эти были переданы Іоанну и онъ, оставшись однажды наединѣ съ Ольгердомъ, сказалъ, что онъ христіанинъ, а потомъ открылъ то же и предъ цѣлымъ собраніемъ язычниковъ. Ольгердъ предалъ его мученіямъ, а потомъ заключилъ въ темницу. Здѣсь братья встрѣтились и примирились. Ольгердъ осудилъ ихъ на казнь и напередъ приказалъ казнить Антонія, думая, что казнь брата заставитъ Іоанна отречься отъ Христа. Антоній, ожидая казни, провелъ всю ночь въ молитвѣ и убѣждалъ брата твердо хранить вѣру. 14 апрѣля 1347 г. Антоній былъ повѣшенъ на высокомъ дубѣ. Послѣ этого язычники стали убѣждать Іоанна отречъся отъ Христа, но когда онъ остался твердъ въ вѣрѣ, его повѣсили на томъ же деревѣ, на которомъ скончался братъ его.

Твердость мучениковъ подѣйствовала на одного служителя Ольгердова и онъ, увѣровавъ во Христа, принялъ крещеніе отъ священника Нестора и нареченъ Евстаѳіемъ. Онъ сдѣлался строгимъ исполнителемъ уставовъ церкви. Когда онъ, однажды въ рождественскомъ посту, не хотѣлъ участвовать въ трапезѣ князя и вкушать мясо, его подвергли истязаніямъ, а потомъ повѣсили на томъ же дубѣ и оставили на съѣденіе птицамъ и звѣрямъ. Христіане взяли нетронутое звѣрями тѣло его и похоронили. Впослѣдствіи на мѣстѣ мученія построена была церковь во имя св. Троицы и въ нее внесены тѣла мучениковъ. Святой митрополитъ московскій Алексѣй, прибывъ въ Кіевъ, установилъ совершать память трехъ литовскихъ мучениковъ 14 апрѣля.

II. Въ день памяти св. мучениковъ литовскихъ, изъ коихъ одинъ едва не отрекся отъ Христа Спасителя, умѣстно будетъ побесѣдовать съ вами, братіе, объ отреченіи отъ І. Христа, какъ такомъ грѣхѣ, который навсегда и безвозвратно лишаетъ отрекшагося неба и вѣчнаго блаженства.

Прежде отрекались отъ Христа по принужденію, устрашаемые нестерпимыми пытками и муками. Въ наше же время многіе впадаютъ въ тотъ же грѣхъ добровольно, не боясь ни церковной кары, ни того, что отъ нихъ отречется І. Христосъ на страшномъ судѣ Своемъ.

а) Къ числу отрекающихся христіанъ прежде всего должно отнести тѣхъ, которые утратили вѣру въ Божеское достоинство и искупительныя заслуги І. Христа, отвергаютъ Его ученіе о единосущіи Его съ Богомъ Отцемъ и объ искупительномъ значеніи Его страданій и крестной смерти; не вѣруютъ въ догматическое ученіе христіанскоіі вѣры, а изъ нравоученія Христа признаютъ только немногія Его наставленія, да и тѣ толкуютъ превратно.

б) Въ грѣхѣ отреченія отъ Христа повинны, далѣе, тѣ, которые вѣруютъ во Христа, какъ Богочеловѣка и Искупителя, но не вѣруютъ въ Его святую церковь. Они мечтаютъ спастись непосредственнымъ общеніемъ со Христомъ помимо установленной имъ церкви. Воображая, что имѣютъ непосредственное общеніе со Христомъ, они не признаютъ для себя нужными таинства церковныя, слѣдовательно, чужды благодати Христовой, въ нихъ сообщаемой; не подчиняются церковному священноначалію, слѣдственно Самому Христу, чрезъ него дѣйствующему, не обращая вниманія на слова Самого Христа, сказанныя апостоламъ и въ лицѣ ихъ преемникамъ ихъ служенія, пастырямъ церкви: слушаяй васъ, Мене слушаетъ, и отметаяйся васъ, Мене отметается (Лук. 10,16). Такъ относятся къ церкви собственно сектанты. Къ сожалѣнію, имъ подражаютъ многіе изъ православныхъ, когда, не прерывая общенія съ церковію, не участвуютъ или весьма рѣдко участвуютъ въ общественномъ богослуженіи, не приступаютъ къ таинствамъ исповѣди и причащенія, не соблюдаютъ постовъ, чуждаются общенія съ пастырями церковными, обращаясь къ нимъ только въ случаѣ необходимой нужды.

в) Близки къ грѣху отреченія отъ Христа тѣ христіане, о которыхъ должно сказать то же, что сказалъ апостолъ о ложныхъ чтителяхъ Бога: Бога исповѣдуютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его (Тит. 1, 16). Это христіане только на словахъ. Если вѣрить ихъ словамъ, они вседушно вѣруютъ во Христа и Его святую церковь, и обидѣлись бы, если-бы кто назвалъ ихъ нехристями. Но на дѣлѣ они дѣйствительно нехристи, ибо нерадятъ объ исполненіи заповѣдей Христовыхъ. Называютъ Христа Господомъ, а волѣ Его, выраженной въ Его заповѣдяхъ, не покоряются. Именуютъ себя Его рабами, но живутъ по своей волѣ, слѣдуя внушеніямъ самолюбія и страстей. Они дѣломъ отрекаются отъ Христа, Котораго исповѣдуютъ словомъ. Привычка къ нехристіанской жизни убила въ нихъ христіанскій стыдъ и страхъ Божій и дѣлаетъ ихъ дерзкими нарушителями заповѣдей Христовыхъ.

III. Никому не дай, Господи, умереть безъ покаянія въ отреченіи отъ Христа, ибо отрекающіеся отъ Христа здѣсь подвергаются опасности быть отринутыми отъ Него на томъ свѣтѣ. (Сост. по «Душ. чт.» 1884 г. августъ стр. 459 и друг. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 268-270.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0