Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Тринадцатый день.

Св. священномученикъ Артемонъ Лаодикійскій.

(Великое значеніе имени человѣка вообще и христіанскаго имени въ особенности).

II. Этими словами св. священномуч. Артемонъ желалъ, очевидно, выразить ту истину, что имя человѣка вообще, и въ особенности христіанина, зависитъ не отъ случая и имѣетъ великое значеніе.

Часто имя святого, которое намъ дано, указываетъ по своему значенію качества, которыя мы должны имѣть въ жизни, напримѣръ имена Вѣры, Надежды и Любви — научаютъ тѣхъ, которыя носятъ ихъ, имѣть вѣру въ Бога, надежду на Него и любовь къ Нему и ко всѣмъ.

Тѣмъ болѣе имена, которыя, по Божіему предвѣдѣнію, предрекаются людямъ еще до ихъ рожденія, должны непремѣнно знаменовать образъ ихъ жизни. Такъ Крестителю Господню дано было отъ Бога еще до рожденія имя Іоаннъ, въ ознаменованіе того, что онъ и родился по благодати Божіей и исполненъ будетъ благодати. Имя Господа Іисусъ предназначено архангеломъ Гавріиломъ еще во время благовѣщенія Пресвят. Богородицы въ знаменіе того, что Онъ спасетъ люди Своя Израиля, ибо еврейское слово Іоаннъ значитъ по русски «благодать», а Іисусъ — значитъ «спасеніе». — Артемонъ слово греческое толкуется такъ: «малое вѣтрило», въ знаменіе того, что онъ какъ бы корабельщикъ съ малымъ парусомъ и самъ достигнетъ тихаго пристанища царствія небеснаго и другихъ руководитъ къ тому же пристанищу.

Имя, даваемое всякому христіанину при крещеніи, указываетъ на тѣ преимущества и блага, которыя даруются крещаемому.

а) Во-первыхъ, св. церковь, нарицая насъ новымъ именемъ въ таинствѣ св. крещенія, усыновляетъ насъ Богу Отцу о имени единороднаго, возлюбленнаго Сына Его, Господа нашего Іисуса Христа, Который непостижимымъ снисхожденіемъ Своимъ къ падшему роду человѣческому, крестными страданіями и смертію заслужилъ намъ право чадами Божіими быти, вѣрующимъ во имя Его. Такимъ образомъ мы изъ сыновъ гнѣва и проклятія по естеству содѣлываемся чадами любви и благоволенія Божія по благодати. Во всѣхъ обстояніяхъ и нуждахъ жизни можемъ со дерзновеніемъ приступать къ престолу благодати, просить и вопіять о помощи, ибо Самъ Господь неба и земли увѣряетъ насъ: еже аще что просите отъ Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отецъ въ Сынѣ. Аминь, аминь глаголю вамъ, яко елика аще чесо просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ; просите, и пріимите. При всѣхъ превратностяхъ міра, во всѣхъ самыхъ скорбныхъ обстоятельствахъ жизни можемъ быть увѣрены совершенно, что и власъ главы нашея не погибнетъ безъ воли Отца нашего небеснаго. Что можетъ быть отраднѣе и утѣшительнѣе сихъ поистинѣ божественныхъ обѣтованій?

б) Нарицая своимъ святымъ именемъ, св. церковь сопричисляетъ насъ къ собору вѣрующихъ всѣхъ мѣстъ и временъ, вводитъ въ общеніе со всѣми о Христѣ братіями нашими — живущими и умершими, творитъ членами таинственнаго тѣла Христова, гражданами благодатнаго царствія Божія. Отселѣ мы вводимся въ обладаніе всѣхъ благъ, которыя даровалъ Господь сынамъ благодатнаго царства Своего. Намъ отверзается входъ въ храмъ Божій къ слушанію слова Божія, которое есть нетлѣнная пища нашего духа. Намъ даруется право приступать къ безсмертной и пренебесной трапезѣ, пріобщаться плоти и крови Сына Божія, въ коихъ состоитъ истинная жизнь наша, и безъ коихъ мы мертвы на вѣки по словеси Господню: аминь, аминь глаголю вамъ: — аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ; ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, имать животъ вѣчный. Намъ даруется право пользоваться всѣми таинствами церкви, въ коихъ преизливаются токи божественной благодати, всегда немощная врачующей и оскудѣвающая восполняющей, коими обновляется и животворится духъ нашъ, освящается самое тѣло въ жилище Божіе, въ храмъ Духа Святаго. Намъ, и послѣ грѣхопаденій, отверзаются двери покаянія, даруется оправданіе и помилованіе, возвращается даръ Божественнаго сыноположенія. Какое же пріобрѣтеніе драгоцѣннѣе пріобрѣтенія быть причастникомъ божественнаго естества, пользоваться невозбранно неистощимымъ сокровищемъ благодати Божіей?

в) Нарицая своимъ именемъ, св. церковь соединяетъ насъ родственнымъ, преискреннимъ союзомъ съ однимъ изъ тѣхъ блаженныхъ небожителей, кои, скончавъ благочестно и богоугодно земное странствіе, преселились въ небесныя обители, гдѣ вмѣстѣ съ ангелами выну видятъ лице Отца нашего небеснаго. Дорого цѣнятъ люди украшаться именемъ, прославленнымъ въ бытописаніяхъ человѣческихъ, но можетъ ли быть славнѣе имя, какъ имя прославленное Богомъ, вписанное въ книгѣ живота вѣчнаго, имя пророка или апостола, мученика или исповѣдника, святителя или преподобнаго? Настанетъ время, когда всѣ бытописанія человѣческія, со всѣми прославляемыми въ нихъ именами сильныхъ земли исчезнутъ навсегда; останется одна книга живота вѣчнаго, и вписанныя въ ней имена святыхъ Божіихъ.

Счастливъ человѣкъ, который имѣетъ нелицемѣрнаго и искренняго друга, мудраго и опытнаго руководителя въ жизни: какъ же счастливы всѣ мы подъ благодатнымъ кровомъ св. церкви, которая даруетъ намъ такого друга, который не измѣнитъ никогда, котораго крѣпкая аки смерть любовь не оставитъ насъ во всю вѣчность; — такого руководителя, который премудрѣе и опытнѣе всѣхъ мудрыхъ земли, водительству коего должно ввѣриться несомнѣнно, ибо онъ вѣрно приведетъ туда, гдѣ самъ!

III. Столькихъ великихъ благъ удостоены мы туне чрезъ дарованіе намъ св. церковію св. имени христіанскаго, чрезъ введеніе насъ дверію св. крещенія въ благодатное царство Христово! Благословенъ Господь, возсіявшій намъ свѣтъ вѣры и благочестія! Благословенъ Господь, утвердившій благодатное царство Свое въ отечествѣ нашемъ и запечатлѣвшій насъ святымъ именемъ сыновъ Божіихъ и наслѣдниковъ царствія Своего отъ самой колыбели! (Сост. свящ. Г. Д—ко по разнымъ источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 267-268.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0