Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Одиннадцатый день.

Св. священномучен. Антипа, еп. Пергамскій.

(Безъ трудовъ и подвиговъ нельзя наслѣдовать царствія Божія).

«И ангелу пергамской церкви напиши, слышался голосъ Іоанну: знаю твои дѣла, и что ты живешь тамъ, гдѣ престолъ сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся отъ вѣры Моей, даже въ тѣ дни, въ которые у васъ, гдѣ живетъ сатана, умерщвленъ вѣрный свидѣтель Мой Антипа» (Откровеніе св. Іоанна, II, 13).

Изъ словъ этихъ, относящихся къ преемнику Антипы въ Пергамѣ, видно, что св. священномученикъ Антипа преданъ былъ смерти за вѣру свою. По словамъ составителя житія его онъ былъ между пергамцами какъ «свѣтъ посреди тьмы, роза посреди терній, злато посреди блата, или паче рощи посреди огненной пещи». Поставленный во епископа Іоанномъ Богословомъ въ то время, когда еще вездѣ царило язычество, Антипа епископъ долженъ былъ вести упорную и трудную борьбу съ господствовавшимъ вѣрованіемъ. Наконецъ, во время гоненія, воздвигнутаго Домиціаномъ, онъ былъ взятъ, какъ распространитель гонимаго новаго ученія, и представленъ правителю города.

— Ты ли Антипа? спросилъ его игемонъ, который не только самъ не повинуешься царскимъ указамъ, но еще и другихъ учишь не почитать ихъ... Жрецы доносятъ, что языческіе храмы пустѣютъ, они жалуются на оскудѣніе жертвъ, говорятъ, что разгнѣванные боги перестали покровительствовать городу, въ которомъ не воздается подобающая имъ почесть...

— Безсильны тѣ боги, которые требуютъ приношеній отъ людей, возразилъ Антипа, и потому они — ложные боги; вѣрить въ нихъ — заблужденіе... Истина-же въ томъ, чтобы вѣровать въ Бога всемогущаго, Христа, сшедшаго съ неба, чтобы спасти родъ человѣческій... Безуміемъ было бы то, если бы, приближаясь къ кончинѣ, я отрекся отъ спасительной истины, которую постигъ разумъ мой, просвѣщенный изученіемъ Божественныхъ писаній. Сознай самъ эту истину, если не хочешь погибнуть...

Возбужденные до ярости словами святителя язычники, схвативъ его, повлекли въ храмъ богини Артемиды и тамъ, раскаливъ мѣднаго быка, бросили въ него исповѣдника вѣры. Осѣняя себя крестнымъ знаменіемъ, св. мученикъ предалъ свою душу Богу.

II. Возлюбленные братія и чада о Христѣ! Мы видѣли, какой мучительной смерти преданъ былъ св. священномученикъ Антипа! Но этой мученическою кончиною его только завершился рядъ его страданій за Христа то въ борьбѣ съ своею плотію, то въ боръбѣ съ міромъ и въ особенности нечестивыми язычниками, среди которыхъ онъ жилъ, какъ свѣтильникъ посреди тьмы, какъ роза посреди тернія, то въ борьбѣ съ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ.

Труденъ былъ путь его жизни, жестокая борьба; много препятствій, онъ преодолѣлъ, чтобы достігнуть царствія Божія.

Но безъ трудовъ и подвиговъ нельза достигнуть царствія Божія. Объ этомъ учитъ слово Божіе, это свидѣтельствуютъ всѣ святые и въ томъ числѣ ублажаемый нынѣ св. священномуч. Антипа.

а) Слово Божіе говоритъ намъ, что царствіе небесное нудится и нуждницы восхищаютъ е, т.-е. царствіе небесное, какъ величайшее благо, требуетъ со стороны человѣка постояннаго понужденія себя къ исканію его, постоянной внутренней борьбы противъ грѣха, постояннаго упражненія во всемъ богоугодномъ, спасительномъ, а потому только тѣ сподобятся вѣчнаго блаженства, которые сопротивляются грѣху и дѣятельно стремятся къ святости.

Изъ сказаннаго очевидно, что мы имѣемъ назначеніе въ этомъ мірѣ не для наслажденія земною жизнію, не для веселья, а для борьбы, въ которой главные наши враги: грѣхолюбивая плоть наша, лукавый обольстительный міръ, и духъ злобы — діаволъ, ярость коего противъ насъ неописанна, ее невозможно и изобразить. Слово Божіе уподобляетъ его рыкающему льву, ищущему кого бы поглотить. А мы осуетившіеся, живущіе беззаботно, кому подобны? Подобны мы людямъ воображающимъ, что они прогуливаются по безконечной равнинѣ, тогда какъ стоятъ они на краю стремнины, но не видятъ этого и видѣть не хотятъ. Душевная наша слѣпота закрываетъ отъ насъ опасность положенія нашего: мы только и думаемъ, что объ удовлетвореніи своихъ суетныхъ желаній, объ удовольствіяхъ этой жизни и о прочемъ подобномъ, а мысль о висящей надъ головою нашею бѣдѣ, о грѣхахъ нашихъ, о судѣ Божіемъ и о предстоящей намъ безконечной загробной жизни, не только далека отъ насъ, но и вовсе ея нѣтъ у многихъ изъ насъ. Пользуясь такою безпечностію нашею, хитрый врагъ такъ опуталъ насъ сѣтями своими, что у насъ, какъ говорится, что шагъ, то грѣхъ: мы и лукаво дѣлаемъ, и лукаво мыслимъ, все въ насъ проникнуто грѣхомъ, все порабощено грубой чувственности, а что хуже всего, это то, что мы не сознаемъ настоящаго положенія своего.

Возстанемъ мужественно, призовемъ на помощь Всемогущаго, разорвемъ сѣти діавольскія, посрамимъ его, и обрадуемъ нашего ангела хранителя. Размыслимъ со вниманіемъ, что ради спасенія нашего Господь сошелъ съ неба, претерпѣлъ страшныя страданія, завершившіяся позорною на крестѣ смертію, а мы ради своего собственнаго спасенія и пальцемъ не хотимъ пошевелить. Какое омраченіе, какая пагубная безпечность!.. Надѣемся спастись безъ малѣйшаго труда. Но суетна наша надежда, ибо многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе небесное.

б) Всѣ святые свидѣтельствуютъ, что безъ трудовъ нельзя спастись. Прочтемъ житія святыхъ, угодившихъ Богу, и что въ нихъ увидимъ?... Иные труженики провели всю свою жизнь въ пустыняхъ въ строгомъ постничествѣ, покаяніи и денно-нощныхъ слезныхъ молитвахъ, лишали себя даже необходимаго; другіе — посвятили себя на апостольское служеніе, спасеніе ближнихъ, постоянно заботились не о своемъ благѣ, а о благѣ ближнихъ своихъ, претерпѣвали безчисленныя скорби и гоненія, и самымъ дѣломъ исполнили заповѣдь Божію: больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя.

Наконецъ, видимъ безчисленные лики мучениковъ, которые кровію своею запечатлѣли любовь свою къ Богу; да и самые ближайшіе къ Господу ученики Его, — не всѣ ли они мученически скончались? кто былъ распятъ, кто обезглавленъ, кто какою иною смертію умерщвленъ! Итакъ предъ нашими глазами страшная картина страданій!.. Пострадалъ Спаситель міра, пострадали и всѣ близкіе Его, всѣ возлюбившіе Его, почему и сказалъ Онъ: иже не пріиметъ креста своего, и вслѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ. Какъ же мы хотимъ наслаждаться этою жизнію, и въ весельи проводя дни свои, спасти душу? — Очевидно, что суетна наша надежда, напрасно наше ожиданіе.

III. Если истинно хочемъ мы спастись, то должны, при помощи Божіей, сопротивляться царствующему въ насъ грѣху, быть на сторожѣ, какъ бываетъ въ военное время, въ опасеніи внезапнаго нападенія врага; зорко слѣдить за внушаемыми имъ помыслами злобы, гордости, сребролюбія, сластолюбія и многими иными; съ гнѣвомъ отгонять ихъ отъ себя, какъ лютыхъ нашихъ враговъ и понуждать себя непрестанно къ любви, смиренію, милосердію, воздержанію, покаянію и прочимъ душеспасительнымъ добродѣтелямъ, внимательно слѣдя за дурными своими привычками.

Во всѣхъ добрыхъ начинаніяхъ и намѣреніяхъ нашихъ нужно призывать Господа на помощь, зная и вѣдая, что безъ Него не только что-либо доброе сдѣлать, но и помыслить не можемъ: Онъ, Спаситель нашъ, того только и ждетъ, дабы мы, какъ упоминаемый въ евангеліи блудный сынъ, познали свое бѣдственное положеніе и обратились къ Нему, небесному Отцу своему, съ сердечнымъ покаяніемъ: согрѣшихъ, Отче, на небо и предъ Тобою, и уже нѣсмъ достоинъ нарещися сынъ Твой, сотвори мя яко единаго отъ наемникъ Твоихъ (Сост. свящ. Г. Д—ко по разн. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 263-265.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0