Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Десятый день.

Св. муч. Терентій и дружина его (Африканъ, Максимъ, Помпей, Зинонъ, Александръ, Ѳеодоръ, Макарій и прочіе съ ними).

(О причинахъ равнодушія христіанъ въ отношеніи къ вѣчной жизни).

— Всѣ вы, кажется, люди взрослые и разумные, — попытался ихъ тогда уговорить правитель, — какже это вы можете называть царемъ и Богомъ человѣка, котораго іудеи распяли какъ злодѣя?

— Еслибы ты зналъ силу Христа распятаго, — отвѣчалъ ему за всѣхъ бывшихъ съ нимъ Терентій, — то ты отказался бы отъ заблужденія своего и самъ сталъ-бы служить Ему, потому что Онъ — Сынъ Божій милосердый и милостивый. Благоволеніемъ Бога Отца Своего сошелъ Онъ на землю и, соединивъ Божество Свое съ человѣчествомъ, претерпѣлъ добровольно смерть ради нашего спасенія...

— Поклонитесь лучше богамъ! — настаивалъ закоренѣлый язычникъ, — иначе вы всѣ погибнете въ жестокихъ мученіяхъ...

— Напрасно ты думаешь устрашить насъ, — возразилъ Терентій, — мы уже сказали тебѣ, что мы — христіане. Безуміемъ было бы для насъ бояться смерти, чрезъ которую открывается вѣчная блаженная жизнь для христіанъ. На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мученій, потому что вѣруемъ, что останемся побѣдителями.

Видя твердость исповѣдниковъ, Фортунатъ предалъ ихъ жестокимъ и разнообразнымъ истязаніямъ, но Богъ чудно поддерживалъ мучениковъ и никакія страданія не побѣдили ихъ терпѣнія. Наконецъ, приговоренные къ смерти, они радостно приняли казнь, славя и восхваляя Господа до послѣдней минуты... Тѣла ихъ были съ благоговѣніемъ похоронены христіанами.

II. Братіе христіане! Св. мученикъ Терентій и другіе, пострадавшіе съ нимъ, не убоялись ни мученій, ни смерти и съ радостію приняли казнь, славя и восхваляя Господа до послѣдней минуты.

Какая же причина ихъ св. неустрашимости и ихъ радости во время мученій и въ виду смерти? Ихъ живая и крѣпкая вѣра въ бытіе вѣчной жизни, блаженной для праведныхъ и вѣрныхъ Христу и мучительной для нечестивыхъ и богоотступниковъ, какъ то сами они исповѣдали предъ своими страданіями. Къ сожалѣнію нынѣшніе христіане далеко не могутъ сказать, что они владѣютъ такой живой и крѣпкой вѣрой въ будущую жизнь, какою владѣли и какою жили первенствующіе христіане и въ особенности св. мученики.

Отчего же у многихъ христіанъ такое гибельное хладнокровіе къ своей участи въ жизни будущей? Дадимъ отвѣтъ на этотъ очень не маловажный вопросъ.

а) У наибольшей части людей самая главная причина ихъ хладнокровія къ своей участи въ будущей жизни заключается въ недостаткѣ ихъ вѣры. Они вѣруютъ въ жизнь будущую; но вѣруютъ такъ слабо, что этотъ столь важный предметъ вѣры почти не трогаетъ ихъ сердца, и они едва-едва иногда вспоминаютъ о немъ. Они вѣруютъ, что душа безсмертна; вѣруютъ, что будетъ вѣчное блаженство, будутъ вѣчныя муки; вѣруютъ, что, по опредѣленію Божія правосудія, вѣчное блаженство будетъ достояніемъ праведныхъ, а грѣшники будутъ страдать въ вѣчныхъ мукахъ; вѣруютъ, говорю, всѣму этому, но не усвояютъ сердцемъ всей этой великой и страшной истины, не разсуждаютъ о важности всего этого, — не размышляютъ, что значитъ быть въ вѣчномъ блаженствѣ или въ вѣчныхъ мукахъ, — особливо, что значитъ быть въ вѣчныхъ мукахъ, которыя невыразимо болѣзненны, страшны и ни на минуту не ослабляемы. Вотъ главнѣйшая причина хладнокровія къ участи въ жизни будущей, — хладнокровія грѣшнаго, богопротивнаго и погибельнаго.

б) У иныхъ людей причина ихъ хладнокровія къ своей участи въ будущей жизни заключается въ ихъ излишней привязанности къ міру и къ его благамъ. Многіе такъ прилѣпляются къ временному, что почти уже не могутъ и помышлять о вѣчномъ. Все ихъ сердце, такъ сказать, приковано къ благамъ только земнымъ. Всѣ ихъ умственныя силы заняты только земными вещами, приносящими какую-нибудь низкую, земную радость, или временное довольство и удобство въ жизни, — или же изысканіемъ средствъ, коими могутъ доставить ихъ. Вопросы: какъ вести житейскія дѣла? Какъ ускорить житейскія работы? Какъ увеличить житейскія выгоды? Какъ поставить промыслъ на лучшую ногу? Какъ усовершить хозяйство и сдѣлать земную жизнь пріятною, довольною? Эти вопросы наполняютъ всю ихъ голову такъ туго, что туда нельзя пробиться никакой иной мысли. Вотъ вторая причина хладнокровія къ участи въ жизни вѣчной, дѣйствующая во многихъ людяхъ не только бѣдныхъ, но и зажиточныхъ, богатыхъ и даже самыхъ богатыхъ, которые бываютъ мало довольны своимъ состояніемъ.

в) У другихъ людей причина хладнокровія къ вѣчной жизни заключается въ томъ, что они заражены какимъ-либо грѣхомъ, къ которому давно привыкли, который сдѣлался у нихъ, такъ сказать, необходимымъ, и котораго посему не хотятъ или не рѣшаются оставить. Если-бъ эти люди хорошо размыслили о вѣчности: о будущемъ судѣ и о томъ, блаженна ли будетъ ихъ вѣчная участь по смерти, или несчастна, то это обезпокоило бы ихъ и заставило бы ихъ озаботиться исправленіемъ своей жизни. Но забота объ исправленіи жизни потребовала бы отъ нихъ строгаго наблюденія за своимъ сердцемъ, искорененія въ себѣ привычнаго грѣха: а этотъ грѣхъ такъ имъ любезенъ или такъ необходимъ, что они, когда проявляется въ нихъ мысль о будущей жизни, тотчасъ стараются забыть ее и истребить изъ своей головы. А дабы эту мысль забыть и истребить изъ головы, они непрестанно ищутъ разсѣянности и — предаются разсѣянности всякаго рода. Быть дома только съ самими собою для нихъ — несносная скука и мука.

И такъ, вотъ причины, по которымъ весьма многіе люди не думаютъ о своей участи въ будущей жизни; и однакожъ нѣтъ предмета, о которомъ должно думать больше.

III. Братья и сестры! весьма нужно чаще думать о вѣчной жизни, именно о томъ, что кромѣ настоящей жизни, которая, какъ всѣмъ извѣстно, непремѣнно прекратится, есть жизнь другая, которая уже никогда не прекращается; что человѣкъ изъ настоящей жизни непремѣнно входитъ въ эту другую, вѣчную жизнь; что эта вѣчная жизнь будетъ такова, каково человѣкъ жилъ въ здѣшней жизни, т. е. крайне блаженна, если онъ жилъ благочестиво и добродѣтельно, или невыразимо несчастна, ежели онъ жилъ грѣховно и умеръ нераскаянно. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Григорія, архіеп. казанскаго и свіяжскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 262-263.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0