Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Девятый день.

Поуч. 2-е. Св. муч. Евпсихій.

(Служеніе Богу должно ставить выше всего).

Не замедлили донести объ этомъ поступкѣ императору Юліану. Евпсихій зналъ, что его ожидаетъ; онъ сталъ раздавать имущество свое бѣднымъ и молитвою готовиться къ священному мученичеству. Дѣйствительно, Юліанъ, узнавъ поступокъ его и вообще ревностъ кесарійцевъ къ христіанской вѣрѣ, пришелъ въ страшную ярость. Онъ обложилъ жителей Кесаріи чрезмѣрнымъ налогомъ, лишилъ городъ тѣхъ преимуществъ, которыми онъ пользовался, какъ столица области, и настойчиво требовалъ возобновленія разореннаго капища. Евпсихій же былъ преданъ страшнымъ истязаніямъ; но ангелъ Божій укрѣплялъ его среди мученій, и онъ терпѣливо вынесъ и долговременныя истязанія, и заточеніе, и, наконецъ, былъ усѣченъ мечемъ. Идольское же капище не было возстановлено, потому что самъ Юліанъ вскорѣ погибъ въ войнѣ съ Персами.

II. Св. муч. Евпсихій, въ самый день брачнаго пира своего не задумавшійся итти на разрушеніе языческаго капища, научаетъ насъ, братіе, тому, что служеніе Богу должно ставить выше всего земного.

а) Нынѣшнихъ христіанъ, по образу ихъ жизни, можно раздѣлить на три части.

Одна часть, къ сожалѣнію, весьма малая, совершенно и безраздѣльно предана Богу, всегда думаетъ о служеніи Ему, усердно и спокойно, по мѣрѣ силъ, исполняетъ святыя обязанности предъ Богомъ. Они однажды на всегда предали себя Божіей благодати и всегда заботятся угождать Богу. Безъ сомнѣнія и они, какъ люди впадаютъ иногда въ грѣхи, ибо доколѣ человѣкъ живетъ на землѣ во плоти, онъ не въ состояніи быть вовсе свободнымъ отъ грѣховъ, но постоянно каются въ нихъ и еще усерднѣе служатъ Богу. Такіе-то люди составляютъ наслѣдіе Божіе; ихъ называетъ Свящ. Писаніе солью земли, свѣтомъ міра, сѣменемъ святымъ, избранниками Божіими, сынами царствія и другими утѣшительными именами.

Другая часть христіанъ совершенно иного, противоположнаго направленія въ жизни. Нѣкоторые христіане только по имени называются христіанами, но въ дѣлахъ своихъ не слѣдуютъ за Христомъ. Они думаютъ только объ этой земной жизни, они уважаютъ мамону и усердно ей служатъ. Ихъ сердце совершенно холодно для служенія Богу, ихъ Богъ — чрево. О такихъ людяхъ только можно молиться Богу, чтобы умягчилъ ихъ серца и направилъ на путь правды.

Наконецъ, третью и болѣе многочисленную часть христіанъ составляютъ тѣ, кои колеблются между двумя господами: Богомъ и мамоной, и которые хотя и желаютъ служить Богу, но не могутъ свергнуть съ себя иго мамоны. Имъ-то говоритъ Господь: не можете служить двумъ господамъ.

б) Это непостоянство, это колебаніе есть величайшій недостатокъ нынѣшнихъ многочисленныхъ христіанъ. Нѣкогда въ ветхомъ завѣтѣ между евреями стало распространяться и усиливаться идолопоклонство. Нечестивый израильскій царь Ахавъ воздвигнулъ кумиръ Ваала и сталъ самъ служить ему и привлекать къ тому же всѣхъ своихъ подданныхъ. Начались сильныя колебанія и сомнѣнія между евреями. Не знали кому служить и что дѣлать; отъ страха къ царю поклонялись Ваалу, но тайно многіе не переставали служить живому Богу. Въ это время Богъ воздвигъ великаго пророка Илію. Онъ собралъ весь народъ израильскій и сказалъ имъ: долго ли вамъ хромать на оба колѣна? Если Господь есть Богъ, то послѣдуйте Ему; а если Ваалъ, то ему послѣдуйте (3 кн. цар., 18, 21). Такъ слѣдовало бы объявить и тѣмъ христіанамъ, которые хотятъ служить и Богу и мамонѣ. Если ты, братъ мой, знаешь Господа Іисуса Христа, вѣруешь, что онъ истинный Богъ, Искупитель и Спаситель міра, то служи и повинуйся Ему одному. Зачѣмъ ты рабствуешь предъ міромъ? Зачѣмъ ты думаешь, что ты можешь служить и Богу, и мамонѣ?

в) На это, быть можетъ, ты мнѣ отвѣтишь: я точно желаю повиноваться и работать Богу и, по возможности, повинуюсь Ему; но что мнѣ дѣлать, какимъ образомъ свергнуть иго міра сего? Нужды тѣлесныя вынуждаютъ меня думать и о сей земной жизни, покоряться обычаямъ свѣта, заботиться о пріобрѣтеніи средствъ для тѣлесной жизни. Но, братъ мой, Господь и не требуетъ отъ тебя оставить міръ со всѣми его заботами; иное дѣло думать и заботиться о тѣлесной жизни и иное — рабствовать міру. Господь требуетъ отъ тебя не рабствовать міру и мамонѣ такъ, какъ Богу. Господиномъ твоимъ долженъ быть одинъ только Богъ, поклоненіе и чествованіе отъ тебя должно принадлежать только одному Богу.

Богъ не требуетъ, чтобы христіанинъ удалился совсѣмъ отъ міра и всѣхъ житейскихъ заботъ; можно оставаться въ мірѣ, исполнять всѣ необходимыя мірскія дѣла, но не порабощаться мамонѣ, и даже оставаться хорошимъ истиннымъ христіаниномъ. Я скажу тебѣ даже нѣчто болѣе и для тебя, быть можетъ, удивительное: если захочешь и будешь разуменъ, то ты можешь всѣ житейскія дѣла и заботы обратить какъ бы въ служеніе Богу. Что можетъ быть утѣшительнѣе этого? Какимъ бы малымъ или великимъ трудомъ и дѣломъ ни занимался ты — твое занятіе будетъ служеніемъ Богу, если ты предъ началомъ труда призовешь Бога въ помощь, трудишься усердно и охотно и по окончаніи трудовъ благодаришь Бога. Всякая, напримѣръ, торговля, повидимому, не можетъ считаться служеніемъ Богу, да и на самомъ дѣлѣ весьма часто, къ сожалѣнію, превращается въ служеніе мамонѣ; но если человѣкъ торгуетъ честно и правдиво, богатствомъ не гордится, въ бѣдности не малодушествуетъ, и отъ прибыли своей удѣляетъ на добрыя дѣла усердно и по возможности, то этимъ самымъ онъ освящаетъ свое занятіе. Всякая добрая мать семейства трудится дни и ночи для блага и счастія своей семьи, она слѣдуетъ своему сердечному влеченію, и вмѣстѣ съ тѣмъ исполняетъ свой священный долгъ и, по слову апостола, спасется чрезъ чадородіе, если пребудетъ въ вѣрѣ и любви, и въ святости съ цѣломудріемъ (1 Тимоѳ. 2, 15). Достойный слуга служитъ своему господину за вознагражденіе, но если служитъ онъ усердно, честно, и находится въ вѣрѣ Христовой, то служеніе его сочтется за христіанскую добродѣтель. Точно также и всякій истинно вѣрующій христіанинъ во всѣхъ своихъ дѣлахъ служитъ Богу. И все, что вы дѣлаете, словомъ или дѣломъ, все дѣлайте во имя Господа Іисуса Христа, благодаря чрезъ Него Бога Отца (Колос. 3, 17). Или, какъ тотъ же апостолъ Павелъ пишетъ: и все, что дѣлаете, дѣлайте отъ души, какъ для Господа, а не для человѣковъ (Кол. 3, 23). Словомъ, кто поступаетъ по правдѣ, чистосердечно, помнитъ Бога, имѣетъ совѣсть, тотъ есть слуга Божій. Кто же несправедливъ, золъ, лѣнивъ, сварливъ, завистливъ, тотъ есть рабъ мамоны, а не Божій.

III. Да избавитъ насъ Богъ отъ рабства мамонѣ и участи его рабовъ, даруя намъ работать Господу во всѣ дни живота нашего. Аминь. (Сост. по»Слов. и Рѣч.» Гавріила, еписк. имеретин., изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 260-261.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0