Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Девятый день.

Поуч. 1-е. Препод. муч. Вадимъ.

(Нужно слушаться голоса совѣсти).

Послѣ смерти преподобно-мученика Вадима Нирсанъ, купившій себѣ жизнь отреченіемъ отъ Христа и невольнымъ убійствомъ мужественнаго исповѣдника Христовой вѣры, лишился мира и радости, — совѣсть не давала ему покоя, онъ умеръ смертію самоубійцы.

II. Изъ краткаго очерка жизни св. муч. Вадима мы видѣли, братіе, какое дерзкое преступленіе совершилъ богоотступникъ Нирсанъ, и какъ, мучимый совѣстію, онъ дошелъ до отчаянія, закончившагося самоубійствомъ. Такъ опасно сдѣлаться жертвой терзаній совѣсти и такъ необходимо во время слушаться спасительнаго голоса совѣсти.

Вотъ основанія, почему нужно слушаться этого голоса совѣсти.

а) Совѣсть есть сила нашей души, побуждающая насъ къ добру и предостерегающая отъ зла, есть истолковательница нравственнаго закона, начертаннаго Богомъ на сердцахъ нашихъ, есть голосъ Божій въ насъ. Требованія совѣсти сходны съ предписаніями закона Божія письменнаго, откровеннаго. Чему научаетъ, что повелѣваетъ законъ Божій, тому научаетъ, то внушаетъ и совѣсть. Что запрещаетъ законъ Божій, то запрещаетъ и совѣсть. Законъ Божій повелѣваетъ вѣровать въ Бога, почитать Его паче всѣхъ созданій, повиноваться Ему, какъ Владыкѣ всяческихъ, бояться Бога, какъ праведнѣйшаго Судіи, любить Его больше всего, благодарить Его, какъ всещедраго Благодѣтеля, надѣяться на Него, какъ на Всеблагаго и Всемогущаго; то же внушаетъ намъ и совѣсть.

Законъ Божій велитъ оказывать почтеніе и повиновеніе родителямъ и всѣмъ властямъ, отъ Бога учрежденнымъ, то же внушаетъ и совѣсть.

Законъ Божій запрещаетъ вредить человѣку, отнимать у него жизнь, запрещаетъ распутничать, похищать чужое добро явно и тайно, хитростію и насиліемъ, запрещаетъ лгать, льстить, обманывать, клеветать на ближняго, завидовать счастію другого, зложелательствовать и злорадоваться злополучію собрата: то же запрещаетъ и совѣсть. Внимайте же, братіе, своей совѣсти и не отложно исполняйте, что она внушать будетъ. Совѣсть есть истинный учитель; слушающій ея не подвергается преткновеніямъ. Совѣсть во всѣхъ дѣлахъ вашихъ употребляйте вмѣсто свѣтильника: потому что она всѣ дѣла ваши въ жизни, какъ худыя, такъ и добрыя, показываетъ совершенно.

б) Совѣсть наша не только располагаетъ — побуждаетъ насъ къ добру и предохраняетъ отъ зла, но она вмѣстѣ безпристрастно и неподкупно судитъ насъ за тѣ или другія дѣйствія наши, безпощадно и неумолимо караетъ насъ за всякое зло, содѣланное нами. Совѣсть — истинное домашнее судилище. «Преступникъ можетъ избѣжать иногда суда человѣческаго, но онъ никогда не избѣжитъ суда своей совѣсти», учитъ св. Григорій Назіанзинъ (Epist. 5). Совѣсть чувствуетъ каждое движеніе сердца, каждому намѣренію, желанію, каждой мысли, каждому дѣлу даетъ надлежащую оцѣнку: зло она охуждаетъ, устрашаетъ, задерживаетъ, а добро похваляетъ, одобряетъ, поощряетъ; за зло наказываетъ безпокойствомъ, страхомъ, стыдомъ, угрызеніями, тоской, за добро награждаетъ миромъ, самодовольствомъ, самоуслажденіемъ, радостію неземною. Что заставляло тяжкихъ, уголовныхъ преступниковъ открывать свои тайныя преступленія, зная, что за нихъ будетъ имъ кара суда человѣческаго? Не обличенія ли совѣсти, не дающія имъ покоя? Отъ чего овладѣваетъ воромъ робость, прелюбодѣемъ стыдъ, убійцею страхъ, святотатцемъ трепетъ, когда ими совершаются злодѣянія въ темнотѣ ночной, невѣдомо для другихъ? Не отъ преслѣдованія ли ихъ совѣстію? Отчего многіе закоренѣлые злодѣи и тяжкіе преступники, совершавшіе много злодѣйствъ и преступленій безъ смущенія и страха, наконецъ, рѣшались на самоубійство? Отъ возстанія противъ нихъ подавленной доселѣ совѣсти, отъ ея рѣзкихъ обличеній и невыносимыхъ угрызеній. Такъ случилось съ Іудою предателемъ, который, будучи жестоко мучимъ пробудившеюся въ немъ совѣстію, удавился; такъ случилось, какъ мы видѣли, и съ Нирсаномъ богоотступникомъ.

в) Правда, бываютъ люди, коихъ совѣсть не судитъ, не обличаетъ, не мучитъ: но эти люди либо взошли на верхъ добродѣтели, либо ниспади въ бездну порока. Совершеннаго праведника не за что совѣсти обличать и угрызать, а въ совѣсти, замаранной грѣхами, и великіе грѣхи не замѣтны; точно такъ же, какъ въ закопченомъ зеркалѣ не видитъ смотрящій въ него ни лица своего, ни недостатковъ своихъ.

Душа грѣшника, не обличаемаго совѣстію, это — море, тихое на поверхности, но во глубинѣ его гнѣздятся и движутся гади, имъ же нѣсть числа! Мнимое спокойствіе такого грѣшника, это — тишина предъ бурею, потому что рано или поздно, но придутъ наконецъ минуты, когда заглушенный имъ голось совѣсти раздастся со всею силою вь душѣ его и потрясетъ все ея существо, какъ потрясаютъ своды небесные сильные раскаты грома. Таковыя минуты бываютъ при невзгодахъ житейскихъ, и въ особенности минуты предсмертныя, когда все совершаемое нами во всю жизнь нашу, начиная съ ранняго дѣтства, предстанетъ предъ нами такъ ясно, какъ на ладони, покажется намъ совершеннымъ какъ бы вчера, а въ загробной жизни угрызенія совѣсти содѣлаются для грѣшниковъ тѣмъ червемъ не умирающимъ и огнемъ не угасающимъ, о которомъ говорится въ евангеліи.

III. Итакъ, братіе, намъ необходимо жить по закону Божію и по совѣсти, чтобы для насъ совѣсть была не жестокимъ обличителемъ и мучителемъ, а благимъ и кроткимъ утѣшителемъ и руководителемъ; необходимо развивать и изощрять совѣсть нашу изученіемъ писаннаго закона Божія и наставленій Богомудрыхъ учителей. (Сост. съ доп. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» 1891 г., іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 258-260.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0