Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Восьмой день.

Поуч. 1-е. Преп. Нифонтъ, епископъ Новгородскій.

(О христіанскомъ мирѣ съ ближними и средствахъ къ достиженію его).

Для тщательнаго изученія церковныхъ правилъ и обычаевъ онъ совершилъ путешествіе на Востокъ. По возвращеніи оттуда, будучи уже извѣстнымъ по своей опытности, мудрости и твердости благочестія, онъ былъ избранъ княземъ, братіею и народомъ и посвященъ въ Кіевѣ въ 1131-мъ г. во епископа новгородскаго. Онъ заявилъ себя на святительскомъ поприщѣ, между прочимъ, какъ примиритель князей. Такъ, въ 1135-мъ г. епископъ Нифонтъ увѣщаніями своими, проникнутыми смиреніемъ и любовію, прекратилъ рознь, возникшую между кіевлянами, черниговцами и новгородцами, собиравшимися уже выступить другъ противъ друга. Скончался препод. Нифонтъ въ Кіевѣ, куда прибылъ для встрѣчи новаго митрополита и погребенъ въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ, послѣ бывшаго ему о томъ пророческаго сновидѣнія.

II. Остановимъ, братіе, свое вниманіе на миролюбіи преп. Нифонта, который своими увѣщаніями, проникнутыми смиреніемъ и любовію, прекратилъ междуусобную княжескую распрю и тѣмъ отвратилъ великое бѣдствіе для своей родины.

Научимся и мы быть миролюбивыми въ отношеніяхъ къ своимъ ближнимъ.

Аще возможно, еже отъ васъ, со всѣми человѣки миръ имѣйте (Рим. 12,18), говоритъ ап. Павелъ.

а) Какъ важна и священна сія заповѣдь апостольская, какъ она необходима для спасенія нашего, — видно изъ того, что, подтверждая ее въ другомъ мѣстѣ, св. ап. Павелъ присовокупляетъ, что безъ исполненія сей заповѣди никто не узритъ Бога, — никто, слѣдовательно, не будетъ принятъ въ царство Божіе, въ сообщество ангеловъ и избранныхъ друзей Божіихъ: миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узртъ Бога.

Почему? Потому, во-первыхъ, что Самъ Богъ есть Богъ мира, какъ именуетъ Онъ Самъ Себя въ святомъ словѣ Своемъ: какъ же явиться предъ лицомъ Его тому, у кого въ сердцѣ таится вражда или злоба, а нѣтъ мира, любви и святыни?

Потому, во-вторыхъ, что царство Божіе есть царство мира, любви и единодушія, царство благости, милосердія, кротости и долготерпѣнія: какъ же войти въ него тому, кто имѣетъ огорченіе, досаду, здопамятство на своего брата, кто не имѣетъ согласія и мира съ своими ближними, сонаслѣдниками царства Божія?

Потому, въ-третьихъ, что всякая вражда первоначально — отъ діавола. Онъ первый возсталъ враждою на Бога Творца своего, первый возмутилъ миръ и тишину царства Божія, первый увлекъ и человѣка въ противленіе волѣ Божіей и посѣялъ вражду въ человѣческомъ родѣ. Что же дѣлаютъ изъ себя всѣ непримиримо враждующіе съ ближними и братіями своими, какъ не чадъ діавола, какъ называетъ такихъ людей Самъ Господь? И гдѣ имъ мѣсто, какъ не съ духами отверженными?

Потому, далѣе, что миръ Божій, нарушенный грѣхопаденіемъ и происшедшею отъ того враждою и раздѣленіемъ, возстановленъ въ человѣчествѣ цѣною крови единороднаго Сына Божія, Его крестными страданіями и смертію: яко тѣмъ благоизволи Богъ примирити всяческая къ Себѣ, умиротворивъ кровію креста Его, чрезъ Него, аще земная, аще ли небесная. Что же дѣлаетъ враждующій съ своими ближними, какъ не разрушаетъ дѣло спасенія, совершенное Сыномъ Божіимъ, какъ не попираетъ и ни во что вмѣняетъ святѣйшую кровь Его?

Потому, еще, что взаимный миръ есть высшее благо, которое Господь І. Христосъ завѣщалъ, какъ драгоцѣнное наслѣдіе, ученикамъ Своимъ, отходя отъ нихъ на страданія: миръ Мой оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ; — есть высшее счастіе, которымъ Онъ первѣе всего привѣтствовалъ друзей Своихъ по воскресеніи: ставъ посредѣ ихъ и глагола имъ: миръ вамъ!

Потому, наконецъ, что миръ сердца есть благодатный плодъ Духа Святаго, обрученіе и залогъ Его благодатнаго пребыванія въ душѣ нашей: плодъ бо духовный есть любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе. Потому мирное или немирное состояніе сердца есть вѣрный признакъ того, обитаетъ ли въ сердцѣ человѣка Духъ Божій — Духъ мира, любви и благости, или же духъ отъ лукаваго, который по самому существу своему есть духъ вражды и злобы.

б) Не подумайте, братіе, чтобы недостатокъ мира съ ближними можно было замѣнить другими какими-либо добродѣтелями или подвигами благочестія. Гдѣ нѣтъ мира, тамъ нѣтъ и истинной любви христіанской; а безъ любви, по ученію апостольскому, ничтожны всѣ дарованія, даже чудодѣйственныя, безплодны всѣ добрыя дѣла, хотя бы кто роздалъ нищимъ все имѣніе свое, — безполезны всѣ подвиги, даже мученическіе. Безъ искренняго примиренія съ братіями своими невозможно ни приступить къ престолу Божію, ни отверзать уста свои на молитву къ Отцу небесному; иначе самая молитва наша будетъ намъ въ грѣхъ: аще принесеши даръ твой ко олтарю, и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя, остави ту даръ твой предъ олтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ, принеси даръ твой.

в) Какъ — скажете — достигнуть миролюбиваго расположенія духа? Св. апостолъ Павелъ указываетъ самыя вѣрныя къ тому средства. Положивъ въ основаніе своего ученія искреннюю, нелицемѣрную любовь къ ближнему, какъ главный источникъ всѣхъ добродѣтелей, какъ начало истинной духовной жизни во Христѣ, какъ основаніе мира и единодушія со всѣми, онъ представляетъ ее въ слѣдующихъ, болѣе частныхъ чертахъ.

аа) Братолюбіемъ другъ ко другу любезни: честію другъ друга больша творяще. Главный источникъ всѣхъ несогласій, раздоровъ и вражды есть наше самолюбіе, — то именно, что мы почитаемъ себя лучше другихъ, болѣе другихъ свѣдущими и благоразумными, болѣе другихъ безпреткновенными въ своей жизни, менѣе другихъ грѣшными предъ Богомъ. Заключите же сей нечистый источникъ; представляйте себя худшими всѣхъ братій своихъ предъ Богомъ, грѣшнѣйшими паче всѣхъ человѣковъ, болѣе другихъ склонными къ ошибкамъ, заблужденіямъ и паденіямъ: тогда убѣдитесь сами, что мы не только не имѣемъ права оскорбляться словами своихъ братій, раздражаться ихъ поступками, напротивъ обязаны воздавать имъ честь и уваженіе.

бб) Благословите гонящія вы, благословите, а не кляните. Это другая, высшая ступень къ снисканію мира со всѣми: всѣмъ и обо всѣхъ говорить только благое слово, всѣмъ желать только благословенія отъ Господа, о спасеніи всѣхъ молиться отъ искренняго сердца, — тѣмъ паче не злословить кого-либо, тѣмъ паче не клясть даже тѣхъ, которые дѣлаютъ намъ всякое зло.

вв) Ни единомуже зла за зло воздающе и не себѣ отмщающе, промышляюще же добрая ко всѣмъ. Это третья ступень къ достиженію мира со всѣми, т.-е. не только словами, а и самымъ дѣломъ надобно показывать любовь свою ко всѣмъ. И первѣе всего не воздавать зломъ за зло. Если не можешь такъ овладѣть своимъ сердцемъ, чтобъ оно вовсе не возмущалось враждебными словами другихъ, не раздражалось ихъ вредоносными дѣйствіями, то удержи хотя языкъ свой, чтобы не возбудить изъ одного, быть можетъ, необдуманнаго слова цѣлаго пламени вражды и ссоры. Дай время самому оскорбившему тебя обдумать слова свои, дай мѣсто собственной его совѣсти обсудить его поступокъ. Если же не можешь удержать и языка, удержи, по крайней мѣрѣ руку, чтобъ она не воздавала зломъ за зло и не сдѣлала вражду твою съ ближнимъ непримиримою; чтобы страсть мщенія не причинила, ближнему твоему гораздо большаго оскорбленія и не возбудила въ немъ еще большей ненависти и озлобленія на тебя. Въ такомъ случаѣ будешь сугубо виновенъ предъ Богомъ: первое, что не исполнилъ Его заповѣди, повелѣвающей прощать всякое оскорбленіе и обиду; второе, что сдѣлалъ зло своему брату и убилъ его душу враждою.

гг) Вѣнецъ истинной любви христианской есть благотвореніе врагамъ своимъ: аще убо алчетъ врагъ твой, ухлѣби его, аще ли жаждетъ, напой его. Не побѣжденъ бывай отъ зла, но побѣждай благимъ злое. Тогда и съ ненавидящими мира будешь миренъ. Быть не можетъ, чтобы сердце человѣческое могло такъ закоснѣть въ злобѣ, чтобы не тронулось искреннимъ чистосердечнымъ незлобіемъ и кротостію гонимаго. Самый ожесточенный врагъ Давида Саулъ сознался, наконецъ, въ своей неправдѣ предъ нимъ: праведенъ ты паче мене, яко ты воздалъ ми еси благая, азъ же воздахъ тебѣ злая.

III. Не правда-ли, братіе мои, что если бы каждый изъ насъ искренно рѣшился слѣдовать правилу апостольскому — имѣть миръ и святыню со всѣми, сколько прекратилось бы и исчезло золъ, нестроеній и бѣдствій, отягчающихъ нашу жизнь въ обществѣ! (Сост. по проп. Димитрія, арх. херс, т. Ѵ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 255-257.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0