Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Седьмой день.

Поуч. 2-ое. Преп. Даніилъ Переяславскій.

(Причины неожиданной и прискорбной смерти).

II. Размыслимъ, братіе, о подвигѣ преп. Даніила, взявшаго на себя трудъ погребать умершихъ нечаянною смертію, и почерпнемъ отсюда назиданіе.

Постоянно нынѣ объявляются извѣстія то объ убитыхъ, то утонувшихъ, замерзшихъ, сгорѣвшихъ и иныхъ несчастныхъ, умирающихъ безъ христіанскаго напутствія. Невольно возникаетъ вопросъ: почему многихъ постигаетъ такая страшная смерть, неестественная и насильственная?

Обыкновенно смерть скоропостижную называютъ «напрасною». Это выраженіе, если принимать его въ современномъ значеніи, не совсѣмъ точно. У Бога ничего не бываетъ напрасно. Какія же могутъ быть причины ея?

а) Не всегда грѣхи тѣхъ, которые такъ несчастно умираютъ. Упала нѣкогда въ Іерусалимѣ башня, и осьмнадцать человѣкъ убила. Спаситель, указавъ на это несчастіе, спросилъ окружавшихъ Его іудеевъ: «или вы думаете, что тѣ осьмнадцать человѣкъ виновнѣе были всѣхъ живущихъ въ Іерусалимѣ?» Симъ вопросомъ Онъ предупреждаетъ и насъ, чтобы мы не почитали какъ бы за отверженныхъ Богомъ тѣхъ, которые умираютъ не естественною смертію: можетъ она постигнуть человѣка, хотя и не безгрѣшнаго, но и не очень грѣшнаго, даже благочестиваго.

На подобные случаи неповинной смерти святый Златоустъ даетъ такое объясненіе: «если увидишь, что праведникъ терпитъ злую кончину, не упадай духомъ, ибо ему несчастія уготовляютъ свѣтлый вѣнецъ. Богъ наказываетъ нѣкоторыхъ на землѣ, чтобы облегчить имъ тамошнее наказаніе, или совсѣмъ освободить ихъ отъ онаго» (О Лаз. бес. III, § 9). Здѣсь прилично воспомянуть объ одномъ пустынникѣ, котораго левъ растерзалъ. Другой, знавшій его жизнь, пришелъ въ недоумѣніе: какая же это справедливость, что жившій неукоризненно и свято подвергся такой лютой смерти? — Въ слѣдующую ночь является ему ангелъ, и говоритъ: «этотъ, растерзанный звѣремъ, имѣлъ одинъ тайный грѣхъ, за который онъ просилъ себѣ наказаніе у Бога, и послалъ ему Господь такую кончину, ради совершеннаго очищенія души его». Такъ праведные аще предъ лицемъ человѣческимъ и муку пріимутъ, упованіе ихъ безсмертія исполнено (Пр. Сол. 3, 4).

б) Между тѣмъ всегда гибель скоропостижно умирающихъ направляется Промысломъ къ вразумленію живыхъ. Не отрицалъ Господь, что грѣшны тѣ, которые башней были убиты; но ихъ несчастіемъ призывалъ живыхъ къ покаянію: аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Поелику же іерусалимляне не вразумились симъ урокомъ, не исправились, во Христа не увѣроваля, а во время суда надъ Нимъ кричали: кровь Ею на насъ и на чадѣхъ нашихъ (Матѳ. 27, 25): то и сбылось надъ ними Его предсказаніе. Всѣ упорные въ невѣріи іерусалимляне погибли, когда Іерусалимъ, какъ городъ мятежный, взятъ и разрушенъ былъ римлянами (Ѳеофил. Благовѣстн. на еванг. Лук., гл. 13). И въ наше время, если иные умираютъ внезапно и насильственно, мы не должны думать, что мы безопасны, будто мы правы; напротивъ, Богь попускаетъ около насъ быть несчастнымъ случаямъ, чтобъ мы позаботились о своемъ исправленіи.

в) Святый Василій Великій уподобляетъ Господа врачу, который, когда видитъ, что рана гніетъ и заражаетъ, отнимаетъ всю больную часть тѣла. Такъ Господь «останавливаетъ неправду прежде, нежели разлилась она до безмѣрности. Поэтому бѣдствія, если съ кѣмъ случаются, пресѣкаютъ возрастаніе грѣха, и всенародные пороки уцѣломудриваетъ Онъ всенародными казнями. Отсюда землетрясенія, кораблекрушенія и истребленіе людей отъ воды, огня и другихъ причинъ. Все сіе имѣетъ началомъ чрезмѣрность грѣха» (Твор. Вас. Вел., ч. IѴ, стр. 144, 150, 146). Бѣдственный конецъ злыхъ людей останавливаетъ стремленіе порока. Гнѣвъ Божій соразмѣряется съ грѣхами (Твор. Григ. Богосл., ч. II, стр. 51, 36, 50).

г) Однако же не всѣ порочные скоропостижно умираютъ; иные, и злодѣйствуя, долго живутъ. «Когда видишь», отвѣчаетъ Златоустъ, «что нѣкоторые или при кораблекрушеніи погибли, или задавлены домомъ, или потонули въ рѣкѣ, или другимъ насильственнымъ образомъ окончили жизнь, между тѣмъ какъ иные, или подобно имъ, или еще хуже грѣшатъ, однако остаются невредимы, — не смущайся, и не говори: отъ чего это согрѣшающіе одинаково не пострадали одинаково? Богъ одному попускаетъ быть убитымъ, облегчая тамошнее наказаніе ему, или пресѣкая грѣховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собиралъ большее на себя осужденіе. А другому не попускаетъ такой смерти, чтобы, наученный казнію перваго, онъ сдѣлался благонравнѣе. Если же вразумляемые не исправляются, виновенъ не Богъ, а безпечность ихъ» (О Лаз. III, 9).

III. Хотя словомъ Божіимъ и ученіемъ отцевъ нѣсколько разъясняются общія причины насильственной смерти; но почему жребій этотъ падаетъ на кого-либо именно, опредѣлить сіе весьма затруднительно, и сколько на свѣтѣ совершено убійствъ, тайна которыхъ погребена въ могилѣ убитыхъ! Изъ этой таинственности судебъ человѣческихъ вытекаютъ два намъ внушенія: первое, что будетъ судъ всемірный, когда раскроется все, здѣсь не разгаданное, и послѣдуетъ полное всѣмъ воздаяніе; въ сей, конечно, увѣренности церковь молится о скоропостижно умершихъ. Второе — то, что не наше дѣло судить, кто изъ отшедшихъ больше грѣшенъ, и для кого молитва нужнѣе; а наша обязанность сливать наши воздыханія сердечныя съ гласомъ святой церкви, которая взываетъ:

«Яже покры вода, брань пожатъ, трусъ объятъ, убійцы убиша, огнь попали, снѣдь звѣремъ бывшія, мразомъ измершія, имъ же попустилъ еси, Господи, внезапными падежми умрети, избави муки вѣчныя, и неосужденно предстати Тебѣ, Слове, въ пришествіи Твоемъ сподоби» (Кан. субб. мясопуст. пѣснь 1, 3, 5 и 9). Аминь. (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Сергія, архіепископа херсонск (нынѣ митр. моск.), т. II, изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 253-255.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0