Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Седьмой день.

Поуч. 1-е. Св. Георгій, епископъ Митиленскій.

(О томъ, для чего Богъ посылаетъ скорби людямъ добродѣтельнымъ).

Онъ жилъ въ концѣ VIII и въ началѣ IX вѣка. Въ юныхъ лѣтахъ онъ принялъ монашество. Особенно отличался онъ милосердіемъ къ бѣднымъ. Императоръ Константинъ Багрянородный любилъ его и поставилъ въ епископы. При иконоборцѣ Львѣ Армянинѣ св. Георгій за обличеніе еретиковъ-иконоборцевъ былъ сосланъ въ изгнаніе въ Херсонъ, гдѣ скончался въ заточеніи въ глубокой старости.

II. Мы видѣли, братіе, что св. Георгій съ юности сталъ служить Богу; за свое милосердіе къ бѣднымъ онъ поставленъ былъ даже епископомъ. Между тѣмъ, не смотря на свою любовь къ Богу и людямъ, онъ претерпѣлъ великія скорби: за несогласіе измѣнить св. вѣрѣ, за обличеніе еретиковъ-иконоборцевъ онъ терпитъ заточеніе вдали отъ родины въ г. Херсонѣ, гдѣ и оканчиваетъ свою жизнь.

Для чего же Господь посылаетъ скорби людямъ добродѣтельнымъ?

а) Скорби посылаются благочестивымъ людямъ, прежде всего, для очищенія отъ грѣховъ. Нѣтъ такого добродѣтельнаго человѣка, который бы не имѣлъ своихъ слабостей, своихъ хотя малыхъ грѣховъ. Свидѣтель тому Іоаннъ Богословъ. Аще речемъ, говоритъ онъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ и истины нѣсть въ насъ (1 посл. Іоан. 1, 8). Для очищенія сихъ грѣховъ, правосудный Богъ и посылаетъ скорби людямъ добродѣтельнымъ. Всевышній наказываетъ таковыхъ людей въ сей жизни за малые грѣхи малымъ кратковременнымъ огорченіемъ съ тѣмъ, чтобы наградить за ихъ добродѣтели вѣчными благами, нескончаемымъ блаженствомъ по ту сторону гроба. Къ симъ людямъ можно отнести слѣдующія слова Писанія: вмалѣ наказани бывше въ жизни, великими благодѣтельствовани будутъ (Прем. 3, 5). Вотъ первая причина, почему Богъ посылаетъ скорби добродѣтельнымъ людямъ.

б) Кромѣ сего, иногда Господь посылаетъ скорби добродѣтельнымъ людямъ для того, дабы показать имъ не замѣчаемую ими зыбкость ихъ вѣры и добродѣтели. Часто мы, въ минуты благополучія, чувствуемъ, повидимому, твердую вѣру въ Бога, и считаемъ себя героями преданности Промыслу Всевышняго: но ударяетъ часъ бѣдствій, — и мы упадаемъ въ духѣ, ослабѣваемъ въ вѣрѣ, ощущаемъ недостатокъ упованія на Бога, и утрачиваемъ успокоеніе во всемогуществѣ и благости Вседержителя. Наша мысль о силѣ нашей вѣры насъ обманывала, мы были въ прелести. Теперь покрывало ошибки упало съ очей нашихъ. Мы начинаемъ чувствовать, что у насъ не было и зерна живой вѣры, что намъ надобно покаяться, смириться и искреннимъ смиреніемъ пройти хотя въ преддверіе святилища истинно твердой вѣры въ Бога. Тоже бываетъ у насъ и по дѣламъ добродѣтели. Промыслъ Божій, посѣтивъ насъ горестями, захотѣлъ показать намъ нашъ обманъ въ высокомъ мнѣніи о нашей преданности правиламъ добродѣтели, охранить насъ отъ заблужденія и возвести въ чистыя, непорочныя основанія нравственной жизни, зависящія не отъ человѣческихъ расчетовъ и видовъ, но отъ безкорыстной любви къБогу, отъ чистой любви къ добру.

в) Впрочемъ, Господь Богъ посылаетъ скорби и такимъ благочестивымъ, добродѣтельнымъ людямъ, которыхъ вѣра въ горестяхъ не только не колеблется, но которыхъ, напротивъ, вѣра отъ скорбей укрѣпляется, а добродѣтель отъ бѣдствій возрастаетъ. Это испытаніе бываетъ посылаемо для доставленія намъ случая заслужить себѣ новые вѣнцы милости Божіей и небесной славы чрезъ доказанную на опытѣ твердость въ вѣрѣ и постоянство въ добродѣтели и среди искушеній. Таковому испытанію подвергнутъ былъ многострадальный Іовъ. Самъ Богъ свидѣтельствуетъ о праведной и благочестивой жизни Іова. Нѣсть, говоритъ Богъ, якоже Іовъ на земли человѣкъ непороченъ, истиненъ, благочестивъ, удаляяйся отъ всякія лукавыя вещи (Іова 1, 8). За всѣмъ тѣмъ Іовъ подверженъ былъ величайшимъ горестямъ. Для чего же? Для полученія большей милости Божіей, нежели каковою праведникъ сей пользовался до постигшихъ его искушеній. И даде Господь сугубая, елика бяху прежде Іову (Іов. 42, 10), говоритъ Писаніе. Золото жгутъ, дабы сдѣлалось оно чище, а праведниковъ пронзаетъ Богъ скорбями для того, дабы возвысить, улучшить ихъ святость и сдѣлать ихъ достойными высшихъ степеней царствія небеснаго.

III. Если, слуш., видите и добродѣтельныхъ людей въ скорбяхъ, не соблазняйтесь, не ослабѣвайте въ вѣрѣ и доброй нравственности. Эти скорби посылаются или допускаются Богомъ съ цѣлію важною, душеспасительною. Аминь. (Сост. по кн. «Слова и рѣчи» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 4-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 251-252.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0