Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Шестой день.

Поуч. 3-е. Св. Евтихій, патріархъ Константинопольскій.

(Смиреніе — путь къ возвышенію).

Въ то время, при императорѣ Іустинѣ, созывался въ Константинополѣ 5-й вселенскій соборъ (въ 553 году). Амасійскій митрополитъ по болѣзни не могъ ѣхать на соборъ самъ и вмѣсто себя послалъ архимандрита Евтихія. Прибывъ въ Константинополь за нѣсколько времени до открытія собора, Евтихій былъ ласково принятъ здѣсь патріархомъ Константинопольскимъ Миною, жилъ въ его домѣ и снискалъ себѣ такое его расположеніе, что престарѣлый и больной патріархъ, чувствуя приближеніе смерти своей, желалъ видѣть Евтихія своимъ преемникомъ въ санѣ патріарха Константинопольскаго и предсказывалъ ему объ этомъ. Онъ далъ объ Евтихіи самый лучшій отзывъ и предъ императоромъ. Дѣйствительно, Мина скоро скончался, и на его мѣсто былъ избранъ Евтихій. Съ открытіемъ 5-го вселенскаго собора Евтихій предсѣдательствовалъ на немъ. Въ санъ патріарха Евтихій поставленъ былъ 40 лѣтъ отъ роду. 12-ть лѣтъ онъ управлялъ Константинопольскою церковью, и послѣ того, за обличеніе императора Іустиніана въ его покровительствѣ нѣкоторымъ еретикамъ, былъ оклеветанъ и незаконно осужденъ соборомъ единомысленныхъ съ императоромъ епископовъ. Вооруженные воины вывели его силою изъ церкви, сняли съ него святительскія одежды,и онъ сосланъ былъ въ изгнаніе въ Амасію. На мѣсто его былъ поставленъ другой патріархъ.

Послѣ 12-лѣтняго изгнанія, съ воцареніемъ Іустина, которому св. Евтихій предсказалъ объ этомъ воцареніи заранѣе, святитель былъ возвращенъ на Константинопольскій патріаршій престолъ, съ радостію былъ принятъ народомъ и жилъ еще четыре года съ половиною, поучая паству словомъ и примѣромъ, не переставая творить чудеса на помощь ближнимъ. Скончался онъ въ мирѣ въ 582 г., 70 лѣтъ отъ рожденія, и торжественно былъ погребенъ въ Константинопольскомъ храмѣ во имя св. Апостоловъ; въ 1246 году св. мощи его были перенесены отсюда въ Венецію.

II. Дивны, братіе, судьбы Божіи въ жизни св. Евтихія! Отказавшись по смиренію отъ сана епископа и удалившись въ уединеніе, онъ волею Господа становится патріархомъ Константинопольскимъ, претерпѣваетъ много скорбей въ семъ званіи и со славою и честью кончаетъ свое земное поприще. Научимся отсюда той истинѣ, что смиреніе есть самый вѣрный путь къ возвышенію.

а) Нынѣ, братіе, немного вы найдете людей, которые бы шли къ возвышенію путемъ смиренія. Смирять себя, говорятъ, это значитъ унижать себя, а не возвышать. И вотъ одни думаютъ себя возвысить чинами, знаками отличія, и всѣ средства употребляютъ къ пріобрѣтенію ихъ, какъ будто знакъ отличія можетъ придать что нибудь къ достоинствамъ души, какъ будто можетъ душу злую сдѣлать доброю, сердце далекое отъ Бога приблизить къ Нему. Другіе думаютъ себя возвысить во мнѣніи другихъ открытою роскошною жизнію, пріемами, выѣздами, дорогими одеждами и наконецъ гордымъ видомъ своимъ. Третьи для возвышенія себя стараются восхвалять себя, провозглашать о мнимыхъ или дѣйствительныхъ достоинствахъ своихъ: кто заявляетъ о своемъ знатномъ происхожденіи, кто — объ обширныхъ дѣлахъ своихъ торговыхъ ли, или промышленныхъ. Есть люди, которые даже благочестіе употребляютъ въ орудіе къ пріобрѣтенію уваженія къ себѣ, къ возвышенію себя — и вотъ они выставляютъ на видъ предъ другими то постъ свой, то частое хожденіе въ храмъ, то продолжительную молитву домашнюю, то обильныя благотворенія свои, дѣлая все это съ цѣлью получить похвалу, или выраженіе удивленія себѣ. Но какой плодъ всего этого? Предъ людьми сіи люди, пожалуй, могутъ достигнуть, чего хотятъ, но предъ Богомъ нѣтъ. Богу нужны не внѣшнія отличія наши, не внѣшнія достоинства и превосходства чѣмъ бы то ни было предъ другими, но сердце смиренное и чистое, сердце полное любви къ Нему, всецѣло преданное Ему. Сыне, даждь Ми сердце твое, говоритъ Онъ чрезъ премудраго. Посему въ очахъ Божіихъ высоко только то, что совершается отъ всего сердца, что не имѣетъ другихъ побужденій, кромѣ желанія угожденія Ему.

б) Итакъ, желаешь ли возвышенія, не ищи возвышенія. Прежде всего не ищи возвышенія здѣсь предъ людьми. Кто старается заслужить похвалу только у людей, тотъ жалкій человѣкъ, тотъ въ заблужденіи, тотъ славу человѣческую любитъ болѣе, чѣмъ небесную. Не ищи превозношенія своего имени другими, но вмѣсто того позаботься лучше о томъ, чтобы свой долгъ, къ которому призванъ, свое званіе, которое проходишь, исполнять и проходить, какъ должно, какъ для Самого Бога, какъ бы въ присутствіи Его Самаго. Кто тихо, безъ шуму, но точно, съ христіанскою любовію исполняетъ дѣла и обязанности свои, тотъ, правда, медленными, но за то вѣрными шагами идетъ къ славѣ и возвышенію. Пусть его доля будетъ самая низкая, пусть онъ никѣмъ незнаемъ, всѣми даже презираемъ, что до этого? на самомъ дѣлѣ онъ будетъ выше всѣхъ, много думающихъ о себѣ, но мало дѣлающихъ, всѣмъ извѣстныхъ, но славу свою приписывающихъ не Богу, а себѣ самимъ — онъ будетъ выше ихъ, извѣстнѣе ихъ, ибо его будетъ тогда знать Богъ, имъ знаемый и славимый, будутъ знать ангелы и святые — содрути его, которымъ онъ подражаетъ, и къ которымъ прибѣгалъ въ жизни. Сколъко мы видимъ святыхъ, прославленныхъ Богомъ и на земли и на небеси, которые въ жизни едва были знаемы не многими, — святыхъ изъ званія самаго простого — презираемаго. Блаженное состояніе жить для Бога — служить Богу! И здѣсь на землѣ блаженны эти люди, — ихъ блаженство въ спокойствіи совѣсти, одобряющей за чистоту ихъ жизни, а тамъ на небеси, кто можетъ описать, что ихъ ожидаетъ? Не у явися, что будемъ, говоритъ апостолъ Іоаннъ Богословъ.

III. Молитвами св. Евтихія да сподобитъ насъ Господь оказаться достойными сихъ благъ. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Сборн. общепон. поучен.» свящ. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 250-251.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0