Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Шестой день.

Поуч. 2-е. Св. Меѳодій, просвѣтитель славянъ.

(Заслуги славянскихъ первоучителей для Церкви и общества).

II. Святые первоучители славянъ, глаголавшіе имъ слово Божіе (Евр. 13, 7) на родномъ, живомъ и общедоступномъ языкѣ, послужили тѣмъ и дѣлу собственно церкви, и дѣлу славянскаго просвѣщенія, а чрезъ то самаго гражданско-общественнаго благоустройства. И мы — русскіе — имѣемъ счастіе принадлежать къ великой семьѣ славянскихъ народовъ, и — посредственно наслѣдовали во всей полнотѣ драгоцѣнные труды равноапостольныхъ наставниковъ Кирилла и Меѳодія. Остановимся же нѣсколько минутъ на помянутыхъ незабвенныхъ, безсмертныхъ заслугахъ святыхъ братьевъ солунскихъ для церкви и общества нашего.

а) Отъ свв. Кирилла и Меѳодія мы приняли въ переводѣ съ греческаго на славянскій языкъ не только книги священнаго писанія, но и всѣ важнѣйшія изъ богослужебныхъ книгъ. Такимъ образомъ, тотчасъ же по озареніи русской земли свѣтомъ христіанской вѣры, какъ и до сихъ поръ, весь чинъ православнаго восточнаго богослуженія началъ совершаться у насъ на родномъ, общепонятномъ, особенно для нашихъ предковъ, славянскомъ языкѣ, — чѣмъ былъ положенъ первый, такъ сказать, камень самостоятельной церкви славянской, съ ея соборнымъ началомъ управленія. Больше этого благодѣянія намъ никто не могъ оказать, потому что выше сокровища православной вѣры на землѣ для насъ нѣтъ и быть не можетъ.

Привычка въ употребленіи дѣлаетъ насъ равнодушными къ самымъ возвышеннымъ, дорогимъ сердцу предметамъ: та же привычка въ чтеніи слова Божія и слушаніи богослуженія, даже самой божественной литургіи, можетъ быть, не довольно сильно даетъ намъ чувствовать, всю драгоцѣнность, всю благотворность церковно-славянскаго языка съ его неподражаемымъ величіемъ, силой и святой красотой. Но послушайте, что говоритъ нашъ историкъ-бытописатель, препод. Несторъ лѣтописецъ, о моравскихъ славянахъ, впервые услышавшихъ понятную проповѣдь своихъ апостоловъ и учителей: «ради же быша словѣни, яко слышаша величья Божья своимъ языкомъ». Сытый естественнымъ хлѣбомъ не въ состояніи понять мучительной алчбы голоднаго: тоже самое бываетъ и въ отношеніи къ духовной пищѣ слова Божія. Всю силу утѣшенія слышать свое родное богослуженіе можетъ ощущать тотъ, кто бы, напр., нѣсколько лѣтъ прожилъ безъ него въ чужихъ краяхъ, и потомъ снова возвратился на свою родину, пришелъ въ знакомый ему съ дѣтства храмъ. Возблагодаримъ же всѣ Господа, что мы владѣемъ столь драгоцѣннымъ даромъ, какъ даръ слова Божія и церковнаго богослуженія, слышимыхъ нами на родномъ языкѣ, всегда и вездѣ безпрепятственно, и помолимся святымъ отцамъ нашимъ Кириллу и Меѳодію, истинно родившимъ насъ благовѣствованіемъ Христовымъ (1 Кор. 4, 15), чтобы никогда не приходило на насъ грозное слово пророческое о гладѣ слышанія слова Господня (Амос. 8, 11), когда люди и желали бы услышать слово Божіе, но не будутъ уже имѣть возможности къ тому.

б) Передавъ намъ на родномъ языкѣ ученіе слова Божія и кругъ богослуженія церковнаго, приснопамятные переводчики ихъ сдѣлались чрезъ то родоначальниками самобытной славянской письменности, первыми главными виновниками всей нашей грамотности или литературы, словомъ — всей нашей науки. Уже въ священныхъ и богослужебныхъ книгахъ, начертанныхъ «не мертвыми и убивающими, какъ прежде, но словомъ евангельской проповѣди отъ начала оживленными и животворящими славянскими письменами, наши предки, подобно вдругъ прозрѣвшимъ слѣпцамъ, увидѣли неисчерпаемый источникъ нравственно-возвышенныхъ понятій, нашли богатую сокровищницу чистыхъ и благородныхъ образовъ, и съ полнымъ благоговѣніемъ къ предметамъ Божественнаго откровенія и церковнаго устройства всецѣло отдались умомъ и сердцемъ изученію этихъ послѣднихъ. Впродолженіе цѣлыхъ столѣтій, какъ извѣстно, для всѣхъ и духовныхъ и свѣтскихъ людей, у насъ существовала одна наука — религіознаго содержанія или направленія; употреблялся и одинъ общій языкъ церковно-славянскаго характера. Сами великіе князья и древніе цари наши, даже царицы, съ рѣдкимъ усердіемъ занимались списываніемъ книгъ священно-библейскихъ и переводомъ твореній свв. отцевъ и учителей церкви, и высокимъ духомъ церковно-славянскаго языка, — духомъ правды, силы и святой красоты выраженія — печатлѣются многія изъ лучшихъ произведеній позднѣйшихъ писателей до самаго послѣдняго времени. Вотъ гдѣ — въ трудахъ богоизбранныхъ и богопросвѣщенныхъ первоучителей славянскихъ — лежало основаніе послѣдующаго тысячелѣтняго просвѣщенія Руси въ духѣ православія и народности. Вотъ что служило залогомъ нашего теперешняго умственнаго и нравственнаго, а вмѣстѣ и гражданскаго развитія и могущественнымъ орудіемъ духовно-народной самозащиты!

III. Такъ не позволимъ себѣ никогда забывать, что всѣмъ богатствомъ самостоятельной духовной жизни своей мы обязаны прежде всего свв. Кириллу и Меѳодію, и всегда пребудемъ благоговѣйно-признательными къ священной ихъ памяти. — Постараемся остаться навсегда вѣрными святому завѣщанію великихъ наставниковъ нашихъ Кирилла и Меѳодія, которые и сами много потерпѣли во время благовѣстническаго служенія ихъ славянскимъ народамъ за чистоту истины Христовой и самобытности славянъ, и намъ передали ту и другую во всей цѣлости, полнотѣ и силѣ. Вы же, «апостоломъ единонравніи и богомудріи учителіе наши, молите Владыку всѣхъ вся языки словенскіе утвердити въ православіи и братскомъ единомысліи, противъ враждующихъ имъ, умирити и благоустроити весь христіанскій міръ, да вси, въ духѣ правды и любви, единѣмъ сердцемъ и единѣми усты славятъ и воспѣваютъ Отца и Сына и Св. Духа»! (Из-влеч. въ сокращ. изъ Душеполезн. чт. за 1885-й годъ, м. май, стр. 103—108, изъ слова прот. Н. Благоразумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 248-250.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0