Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Шестой день.

Поуч. 1-е. Св. Меѳодій, архіепископъ Моравскій.

(Заслуги для славянъ св. братьевъ Кирилла и Меѳодія).

II. Въ день памяти св. равноапостольнаго Меѳодія, съ которымъ неразлучно и приснопамятное имя брата его Кирилла, побесѣдуемъ о заслугахъ свв. братьевъ для славянъ, и въ томъ числѣ и насъ русскихъ, принадлежащихъ къ славянскому племени.

а) Святые братья Кириллъ и Меѳодій первые проповѣдывали христіанскую вѣру нашимъ предкамъ славянамъ на ихъ родномъ славянскомъ языкѣ; они первые передали имъ слово Божіе и научили ихъ совершать службы церковныя на родномъ, понятномъ, славянскомъ языкѣ, тогда какъ другіе западные проповѣдники христіанства того времени учили славянъ молиться на чуждыхъ, непонятныхъ славянамъ языкахъ, утверждая при этомъ, что можно славить Бога только на трехъ языкахъ — еврейскомъ, греческомъ и латинскомъ. «И ради быша словене слышати величія Божія на своемъ языкѣ», замѣчаетъ древнѣйшій лѣтописецъ славянъ.

Да и какъ было имъ не радоваться? Доселѣ какъ будто скрывали отъ нихъ святую правду, передавая ее чуждою, непонятною рѣчью; а теперь святая правда засіяла предъ ними, подобно вышедшимъ изъ-за тучи лучамъ солнечнымъ. Больно и обидно было славянину, когда заставляли его выслушивать и заучивать то, чего онъ не понималъ, и когда при этомъ увѣряли его, что его рѣчь дикая, варварская, что ею не слѣдуетъ и молиться, и передавать словъ Божіихъ. Такая обида славянскому роду отчасти продолжается и доселѣ на западѣ. Вотъ, мы, православные христіане, приходимъ въ наши православные храмы; все тутъ для насъ понятно, такъ какъ и чтеніе, и пѣніе здѣсь на понятяомъ намъ родномъ славянскомъ языкѣ; присутствующій со вниманіемъ въ нашемъ храмѣ какую чувствуетъ отраду отъ святыхъ, понятныхъ для него и поучительныхъ, словъ! Не то бываетъ въ храмахъ католическихъ. Службы церковныя здѣсь совершаются, какъ извѣстно, на латинскомъ языкѣ. Видимъ мы, что почти всѣ присутствующіе здѣсь — и поляки, и русскіе (славяне) не знаютъ этого языка; и что же имъ остается здѣсь дѣлать? Или слушать, и ничего не понимать, или же молиться своими молитвами, какія кто знаетъ. Вотъ почему въ католическихъ храмахъ грамотные во время богослуженія стоятъ съ молитвенниками въ рукахъ и по нимъ молятся; и выходитъ такъ: священникъ у нихъ молится объ одномъ, а каждый изъ мірянъ о своемъ; и молитвы едиными усты и единымъ сердцемъ въ ихъ храмахъ никогда не бываетъ, какъ бываетъ въ нашихъ православныхъ храмахъ. А неграмотному и незнающему наизусть молитвъ и стоять было бы скучно въ ихъ храмахъ, если бы не ввели тутъ музыки, которая хотя отчасти занимаетъ и развлекаетъ вниманіе присутствующихъ. Благодареніе же Богу! Слава и вамъ, святые первоучители славянскіе, Кириллъ и Меѳодій, что вы, съ древнихъ предковъ нашихъ славянъ, научили насъ святой вѣрѣ и святому богослуженію на понятномъ намъ нашемъ родномъ, славянскомъ языкѣ, возвеличили такимъ образомъ нашу славянскую рѣчь и нашъ славянскій родъ!

б) Но заслуга святыхъ братьевъ первоучителей нашихъ Кирилла и Меѳодія еще въ другомъ. Мало передавать святую истину устами; ее будутъ знать только тѣ, которые ее услышатъ изъ устъ говорящаго. Правда, и слышащіе могутъ передавать ее другимъ не слушающимъ, а эти третьимъ и т. д. Но слова, передаваемыя устно, какъ вы сами знаете, отъ времени до времени теряются и искажаются; гораздо лучше, когда эти слова начертываются и передаются въ письмени. Славянская рѣчь не имѣла письменъ до святыхъ братьевъ Кирилла и Меѳодія. «Проповѣдывать устно Христову вѣру, говорили святые братья въ свое время, все равно, что писать на пескѣ». И вотъ они задумали дать славянскимъ народамъ, у которыхъ не было еще азбуки, слово Божіе въ письменахъ. Къ этому великому дѣлу они готовились молитвою и сорокадневнымъ постомъ, и Господь благословилъ ихъ трудъ полнымъ успѣхомъ. Когда славянская азбука была готова, Константинъ (въ иночествѣ Кириллъ) написалъ славянскими буквами, по словамъ преданія, первыми слѣдующія слова св. евангелиста Іоанна Богослова: вначалѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово, и за тѣмъ уже продолжалъ переводъ всего св. евангелія. Съ какою радостію былъ привѣтствуемъ первый написанный славянскою рѣчью трудъ святыхъ братьевъ! Въ Царьградѣ, въ присутствіи самого императора (въ 863 году), былъ отслуженъ торжественно благодарственный молебенъ за такой безцѣнный даръ Божій. Отпуская затѣмъ свв. братьевъ Кирилла и Меѳодія въ славянскія земли для евангельской проповѣди, императоръ греческій такъ писалъ одному славянскому князю — Ростиславу моравскому: «Богъ, повелѣвающій всякому уразумѣть истину, сотворилъ великое дѣло, явивъ письмена на вашемъ языкѣ. Мы посылаемъ къ тебѣ того самаго честнаго мужа, чрезъ котораго Господь явилъ сіи письмена, философа благовѣрнаго и весьма книжнаго. Онъ несетъ тебѣ даръ честнѣе всякаго золота и камней драгоцѣнныхъ. Помогай ему утвердить вашу рѣчь и взыщи Бога, не лѣнясь ни на какой подвигъ; тогда и ты, приведя своихъ въ Божій разумъ, воспріимешь награду въ семъ вѣцѣ и въ будущемъ». И пошли святые братья въ славянскія земли и щедро тутъ сѣяли слово Божіе, передавая его и устно, и въ письмѣ. «Услышьте, славяне, всѣ слово, иже отъ Бога пріиде, — слово, еже кормитъ души человѣческія, — слово, еже крѣпитъ сердца и умы, взывалъ мудрый Константинъ ко всему славянскому роду. Душа не имѣетъ жизни, если словесъ Божіихъ не слышитъ. Отверзите прилежно уму двери, оружіе пріимите твердое, еже куютъ книги Господни. Въ буквахъ мудрость Христова является, которая души ваши укрѣпитъ. Поймите своимъ умомъ, да не умъ имѣя неразуменъ, на чуждомъ слышите слово, какъ голосъ мѣдной трубы звенящее. Безъ свѣта нѣтъ радости оку видѣть твореніе Божіе; такъ и всякой душѣ безсловесной, невѣдящей Божьяго закона... Душа безбуковная мертвая является въ человѣкѣ».

Изъ этихъ приведенныхъ мною словъ св. Кирилла, я прошу васъ, бр., обратить особенное вниманіе на его послѣднія слова: «душа безбуковная мертвая является въ человѣкѣ», т. е. что неграмотный человѣкъ похожъ на мертваго. И развѣ не такъ на самомъ дѣлѣ? Мертвый хотя и смотритъ потухшими, полуоткрытыми глазами на міръ Божій, но ничего въ немъ не видитъ, ничего не понимаетъ; подобнымъ образомъ и неграмотный человѣкъ смотритъ на книги, переворачиваетъ въ нихъ листъ за листомъ, но ничего въ нихъ не видитъ, ничего ве понимаетъ; многаго онъ не понимаетъ и изъ міра Божія и изъ другихъ дѣлъ человѣческихъ, о чемъ могли бы сказать ему книги, если бы онъ умѣлъ ихъ прочесть. Неграмотный человѣкъ, подобно мертвому, какъ бы не существуетъ для другихъ, которые находятся вдали отъ него, которые жили прежде его и которые будутъ жить потомъ, тогда какъ грамотный чрезъ грамоту и съ дальними переговаривается, и прежде жившихъ слушаетъ чрезъ оставленныя ими писанія, и будущимъ поколѣніямъ говоритъ чрезъ свои писанія. Не грамотный человѣкъ не умѣетъ славить Бога и Ему угождать, какъ слѣдуетъ, не можетъ читать слово Божіе, творенія св. отцевъ и учителей церкви и многія душеполезныя книги.

III. Братіе мои! если уже вамъ самимъ, т. е. нѣкоторымъ изъ васъ, не судилъ Господь быть грамотными, то хоть дѣтей своихъ не оставляйте безбуковными, прошу васъ. И святые Кириллъ и Меѳодій умоляютъ васъ объ этомъ съ того свѣта. Аминь. (Сост. по проповѣд. прилож. къ «Рук. для с. паст.» за 1885 г., апрѣль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 246-248.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0