Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 38.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Пятый день.

Поуч. 2-ое. Свв. мученики Агаѳоподъ и Ѳеодулъ.

(Не давайте святыню на посмѣяніе).

Первый изъ нихъ былъ діакономъ, второй исполнялъ въ церкви должность чтеца; и оба вели жизнь честную, добродѣтельную, всю преданную Господу. Богъ, по милости Своей, даровалъ Ѳеодулу чудотворную силу: онъ помогалъ страдающимъ различными болѣзнями и обратилъ многихъ язычниковъ ко Христу.

Вдругъ настало гоненіе на христіанъ. Въ Солунь, какъ и во всѣ города, принадлежавшіе Римской имперіи, было прислано повелѣніе понуждать всѣхъ поклоненію идоламъ: поставили на площадь городскую орудія казни на страхъ ослушникамъ. Нѣкоторые христіане тогда удалились тайно изъ города и скрылись отъ преслѣдованій язычниковъ; иные не устояли противъ страха мученій и отреклись отъ вѣры своей; но многіе оставались въ Солуни, ожидая спокойно участи своей. Въ томъ числѣ были Агаѳоподъ и Ѳеодулъ. Они безпрестанно молились въ храмѣ Божіемъ. Ихъ взяли, заключили въ темницу, и потомъ чрезъ нѣсколько дней привели къ допросу къ начальнику города, Фаустину.

Послѣ напрасныхъ увѣщаній отречься отъ Христа и принести жертву идоламъ, св. мученики были преданы на истязанія, которыя спокойно перенесли, продолжая исповѣдывать имя Господа Іисуса Христа. Губернаторъ сталъ потомъ требовать отъ Ѳеодула, чтобы онъ принесъ и отдалъ ему христіанскія книги. На это Ѳеодулъ отвѣтилъ:

— «Если бы я могъ думать, что ты желаешь узнать истину и отречься отъ заблужденій своихъ, то я, конечно, съ радостію принесъ бы тебѣ книги пророковъ и апостоловъ; но, зная, что ты имѣешь злое намѣреніе, не отдамъ тебѣ Божія дара».

Видя тщету своихъ усилій и непоколебимую твердость мучениковъ, губернаторъ осудилъ ихъ на смертную казнь и велѣлъ потопить ихъ въ морѣ. Напрасно друзья ихъ и знакомые умоляли христіанъ согласиться на совершеніе жертвоприношенія и тѣмъ спасти свою жизнь. Приговоръ былъ исполненъ надъ ними, и съ молитвою на устахъ предали они души Богу. Волны выбросили на берегъ тѣла обоихъ мучениковъ, и друзья схоронили ихъ честно.

II. Обратимъ вниманіе, братіе, на отвѣтъ св. Ѳеодула мучителю, когда тотъ требовалъ отъ него выдачи церковныхъ книгъ: зная твое злое намѣреніе не отдамъ тебѣ Божія дара.

а) Не давайте святыни псамъ, и не бросайте жемчуга вашего предъ свиньями, чтобъ онѣ не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали васъ (Матѳ. VII, 6), заповѣдалъ Господь Іисусъ Христосъ апостоламъ. Есть люди рѣшительно нечестивые, ожесточенные противники истины, отъ которыхъ можно ожидать лишь злобнаго отношенія къ слову истины. Какъ псы, если бы имъ дали жертвеннаго мяса, не поняли бы, что это святыня Господня, и съ звѣрскою жадностію уничтожили бы его, какъ и всякую падаль и нечистоту, такъ и эти развращенные люди одинаково глумятся, одинаково осмѣиваютъ все, что люди считаютъ священнымъ для себя, во что они вѣруютъ, какъ въ истину Божію; такъ же, конечно, отнесутся они и къ Христовой вѣрѣ, къ святынѣ евангельской истины. И какъ свиньи не способны оцѣнить достоинства жемчуга и, конечно, попрутъ его ногами своими, а на падаль и нечистоту набросятся, какъ на лучшую пищу; такъ и эти нечестивые люди попираютъ своими злобными, кощунственными насмѣшками жемчугъ Христовой истины, а ложныя ученія признаютъ и проповѣдуютъ за истину. Такимъ людямъ проповѣдывать Христову вѣру не слѣдуетъ, потому что они могутъ только вредить проповѣдуемой истинѣ.

б) Но мало этого: проповѣданіе такимъ людямъ истины опасно и для самихъ проповѣдниковъ: какъ свиньи, поправши ногами своими брошенный предъ ними жемчугъ, могутъ разсвирѣпѣть и, обратившись, растерзать бросившихъ имъ жемчугъ; такъ и злобные враги истны могутъ не только осмѣять истину, но и воздвигнуть гоненіе на ея проповѣдниковъ. Такъ это дѣйствительно и бывало при распространеніи Христовой вѣры апостолами, и поэтому-то они часто должны были отрясать прахъ отъ ногъ своихъ въ тѣхъ городахъ, гдѣ замѣчали въ населеніи рѣшительно враждебное расположеніе къ проповѣдуемой ими вѣрѣ во Христа.

III. Этотъ урокъ Христовъ апостоламъ слѣдуетъ всегда помнить, братіе, и намъ. Конечно, не каждому изъ насъ предлежитъ въ жизни задача проповѣдывать истину Христову среди невѣрующихъ, утверждать ее въ сердцахъ маловѣрныхъ и защищать ее отъ враговъ вѣры и церкви Христовой. Но каждому изъ насъ очень часто приходится вступать въ бесѣду о предметахъ вѣры съ людьми иномыслящими. И вотъ, въ этихъ то случаяхъ потребно руководиться не желаніемъ только защитить истину и готовностію засвидѣтельствовать свою вѣру, но и разсужденіемъ, не лучше ли для самой истины Христовой и нашей вѣры уклониться отъ бесѣды. Ибо случается сталкиваться иногда съ людьми, отъ которыхъ можно ожидать только кощунственнаго глумленія надъ святынею вѣры нашей. А потомъ мы должны и вообще помнить, что о предметахъ святой и драгоцѣнной вѣры нашей мы должны разсуждать и бесѣдовать съ полнымъ благоговѣніемъ, безъ страстной раздражительности, безъ желанія самолюбиваго оспорить противника и одержать надъ нимъ побѣду, а единственно только съ святою ревностію объ истинѣ и о спасеніи ближняго. Будемъ помнить, братіе, что гнѣвъ человѣка ни въ какомъ случаѣ не есть исполненіе воли Божіей (Іак. 1, 20). Аминь. (Сост. по № 25 «Моск. Епарх. Вѣдом.» за 1878 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 244-246.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0