Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Пятый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Маркъ Аѳинскій.

(О путяхъ жизни — широкомъ, ведущемъ въ адъ, и узкомъ, ведущемъ въ жизнь вѣчную).

II. Мы видѣли, братія, что преподобный Маркъ аѳинскій избралъ не широкій путь жизни, состоящій въ потворствѣ своей чувственной природѣ и служеніи страстямъ, въ праздной и грѣшной жизни, но узкій, соединенный съ голодомъ, холодомъ, трудами, пощеніями и бдѣніями. И этотъ путь, какъ мы видѣли, привелъ его въ царствіе небесное, тогда какъ другой неизбѣжно долженъ былъ бы привести его на мѣсто вѣчныхъ мученій.

Пути, по которымъ совершаетъ человѣкъ свое странствованіе на землѣ, представляются многочисленными и разнообразными, какъ разнообразна самая дѣятельность человѣческая. Но, судя по свойству этихъ путей, ихъ собственно два: одинъ — путь грѣха и порока, другой — путь добродѣтели.

а) Первый путь называется въ евангеліи широкимъ (Мѳ. 7,13). Онъ привлекаетъ къ себѣ людей благами и сокровищами земли, обольщаетъ удовольствіями, манитъ всѣмъ тѣмъ, что льститъ чувственности и нашему испорченному сердцу. По этому пути идутъ всѣ, которые любятъ давать просторъ своему разуму въ дѣлахъ самой вѣры, не хотятъ подчинять его Божественному откровенію и плѣнить въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5); всѣ, которые даютъ просторъ своимъ страстямъ и своей волѣ, свергая съ нея благое иго заповѣдей Христовыхъ (Матѳ. 11, 30); всѣ непокоряющіеся св. церкви и ея уставамъ, неповинующіеся предержащимъ властямъ, противящіеся своимъ родителямъ. На этомъ пути находятся и блудницы, и прелюбодѣи, и сквернители, и лихоимцы, и татіе, и пьяницы, и досадители, и хищницы (1 Кор. 6, 9 и 10). Здѣсь сластолюбцы, имже Богъ чрево (1 Фил. 3, 19), и соблазнители, прельщающіе души неутверждены (2 Петр. 2, 14), и клятвопреступники, и убійцы, притѣснители вдовъ и сиротъ. Здѣсь не только явные нечестивцы, но и всѣ фарисействующіе христіане, которые часто восклицаютъ: Господи, Господи (Матѳ. 7, 21»), и стараются имѣть образъ благочестія, на самомъ же дѣлѣ отвергаются силы его и божественную истину содержат въ неправдѣ (2 Тим. 3, 5; Рим. 1, 18). Вообще путь такъ просторенъ, что помѣщаетъ всѣхъ грѣшниковъ, какъ они ни безчисленны на землѣ и даже въ самомъ христіанствѣ.

б) Другой путь есть путь тѣсный (Матѳ. 7, 14), по множеству препятствій, которыя встрѣчаются на немъ, трудностей, которыя должно преодолѣть, жертвъ, какія неизбѣжно принести. Чтобы вступить на этотъ путь, необходимо отвергнуться себе (Марк. 8, 34), покаяться во всѣхъ своихъ грѣхахъ (Матѳ. 3, 2), умертвить уды и всѣ порочныя привязанности наши, яже на земли (Кол. 3, 5). Чтобы итти по этому тѣсному пути, надобно стѣснить, ограничить, смирить себя во всемъ: подчинить свой умъ вѣрѣ Христовой, волю — закону Божію, сердце — обѣтованіямъ евангельскимъ, всю духовную дѣятельность — руководству православной церкви. Надобно вести непрерывную брань со врагами нашего спасенія: міромъ, плотію и діаволомъ, и для того, въ полномъ всеоружіи Божіемъ, постоянно трезвиться и бодрствовать и молиться всякою молитвою на всякое время духомъ (1 Петр. 5, 8; Еф. 6, 10—18). Надобно благодушно, съ христіанскимъ мужествомъ переносить многія скорби, напасти и всякаго рода гоненія, которыми усѣянъ этотъ путь отъ начала до конца (2 Тим. 3, 12). Надобно быть готовымъ прощать всѣ обиды, любить самыхъ враговъ нашихъ, благословлять клянущихъ насъ, добро творить ненавидящимъ насъ, молиться за творящихъ намъ напасть (Матѳ. 5, 44).

Кто-же идетъ по этому пути? Увы, мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14): по немъ идутъ только одни истинные послѣдователи І. Христа, Который вмѣсто предлежащія ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ. (Евр. 12, 2), крестъ самоотверженія и послушанія волѣ Божіей, крестъ бѣдствій и скорбей, и смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти (Фил. 2, 8).

III. Теперь, братіе, можете каждый сами опредѣлить, кто изъ васъ куда идетъ. Если вы шествуете путемъ широкимъ: то знайте, что онъ, по слову Спасителя, ведетъ въ пагубу (Матѳ. 7, 13), — туда, гдѣ червь не умираетъ и огнь не угасаетъ (Марк. 9, 48), гдѣ будетъ мука вѣчная (Матѳ. 25, 46), плачъ и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 8, 12) и гдѣ не дастся грѣшникамъ ослабы и покоя во вѣки вѣковъ (Апок. 20, 10). Если же вы находитесь на тѣсномъ пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведетъ въ животъ (Матѳ. 7, 14), ведетъ ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному, гдѣ нѣтъ ни плача, ни вопля, ни болѣзни, ни смерти (Апок. 21, 4), а откроется для праведниковъ вѣчное блаженство (Евр. 9,15) и вѣчная слава (2 Кор. 4, 17).

Но итти, по своей воли итти во огнь вѣчный, къ своей вѣчной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вѣчныхъ благъ, предлагаемыхъ намъ на небеси — кто не содрогнется при одной мысли объ этомъ?

О, остановитесь, грѣшники, на своемъ широкомъ пути и образумьтесь! Какъ ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назадъ и вступить на тѣсный путь добродѣтели. Какъ ни многочисленны и тяжки ваши грѣхи, — покайтесь: кровь І. Христа очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (1 Іоан. 1, 7). Какъ ни слабы ваши нравственныя силы, — молитесь: сила Божія въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и Отецъ небесный дастъ Духа просящимъ у Него (Лук. 11, 13). А благодатію Св. Духа, при вашей вѣрѣ и христіанскихъ подвигахъ, обильно приподастся вамъ и входъ въ вѣчное царство Господа нашего и Спаса І. Христа (2 Петр. 1,11). Аминь. (Составл. свящ. Г. Д—ко по Чет.-Мин. и слову Макарія, еписк. тамбовск. и шацк., т. II, стр. 11—15).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 243-244.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0