Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Третій день.

Преп. Никита исповѣдникъ.

(Объ утѣшеніяхъ среди гоненій за правду).

II. Мы видѣли, что въ жизни своей преп. Никита долго скорбѣлъ, много страдалъ, и страдалъ совершенно незаслуженно, единственно за любовь къ истинѣ, правдѣ. Голодъ, жажда, обиды, притѣсненія, темничное заключеніе, заточеніе, — вотъ что было удѣломъ его, и это нѣсколько лѣтъ, и это среди самаго горячаго служенія Господу. — Но нужно ли удивляться сему? Это удѣлъ всѣхъ хотящихъ благочестно жити о Христѣ. Это испытывали всѣ апостолы, Самъ Онъ, Спаситель, — Самъ испыталъ и другимъ Своимъ послѣдователямъ тоже предсказалъ. Аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ, говорилъ І. Христосъ. Но только, предсказывая Своимъ послѣдователямъ скорбную участь на землѣ, Спаситель не несчастными, не жалкими ихъ называлъ, а блаженными, счастливыми. Блажени изгнани правды ради. Блаженны они потому, что среди гоненій и преслѣдованій они имѣютъ такія утѣшенія, которыя и самую горькую чашу ихъ страданій дѣлаютъ для нихъ самою сладкою и пріятною.

а) Чтобы понять,откуда утѣшенія у страдальцевъ за правду, нужно знать, что гонимые за правду терпятъ бѣдствія совершенно незаслуженно, невинно. Вотъ это-то и есть первое утѣшеніе въ гоненіи за правду. Если гонятъ ихъ лжеучители, неправомыслящіе въ вѣрѣ, это значитъ, что гонимый есть самый преданный сынъ церкви. Преслѣдуютъ люди, живущіе свободно по движенію чувствъ, всякій грѣхъ считающіе ни во что, — это показываетъ только строгость его правилъ и чистоту всего его поведенія. Сознаніе невинности своей проявляется въ немъ такимъ образомъ во всей силѣ. А отъ этого у него свѣтло и отрадно дѣлается на душѣ. Онъ не себя считаетъ жалкимъ, а гонителей своихъ, не своихъ несчастій боится, а трепещетъ за участь, ожидающую въ будущемъ гонителей его. Отъ сознанія невинности христіанину дѣлаются свѣтлыми и мрачныя стѣны темницы и самыя двери гроба, потому что онъ знаетъ, что они поведутъ не на дно адово, а въ обители успокоенія. Страшно для несправедливо-гонимыхъ не въ темницѣ быть, не узами желѣзными скованными быть, а грѣхъ тотъ или другой сотворить, Бога чѣмъ-нибудь оскорбить, отъ вѣры отступить.

Но не одно сознаніе невинности своей даетъ утѣшеніе христіанину среди неправедныхъ гоненій со стороны злыхъ людей. Есть и другія причины.

б) За кого христіанинъ терпитъ гоненіе? За І. Христа — вотъ второе утѣшеніе въ гоненіи за правду! Кто имѣетъ сердце, способное любить, тотъ знаетъ, какъ пріятно страдать за человѣка, нами любимаго, — тотъ знаетъ, что съ любимымъ человѣкомъ гораздо пріятнѣе раздѣлять его горести, нежели его удовольствія. Опытъ всякаго можетъ увѣрить въ этомъ. Многочисленные примѣры въ исторіи жизни человѣческой ясно доказываютъ, какъ пріятно любящему страдать и даже умирать за своего друга и благодѣтеля. Но какая любовь можетъ сравниться съ любовію христіанина къ І. Христу? Его любовь къ Нему крѣпка, яко смерть. Кто ны разлучитъ отъ любве Божія? — взываетъ апостолъ — Извѣстихся, яко ни смерть, ни животъ, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія (Рим. 8, 39). Такъ высока любовь христіанина къ І. Христу! Во Христѣ для него заключается все, — со Христомъ для него и на гноищѣ, и въ узахъ, и въ темницѣ, и самыхъ тяжкихъ работахъ бываетъ гораздо пріятнѣе, нежели счастливцамъ міра сего въ свѣтлыхъ и пышныхъ чертогахъ. И вотъ почему мы видимъ, что христіанинъ съ такою радостію всегда идетъ на всѣ страданія за І. Христа, съ какою женихъ не идетъ на бракъ свой. Вотъ почему въ первыя времена христіанства многіе изъ христіанъ не только не уклонялись гоненій, но даже сами искали ихъ, и спѣшили на смерть за имя Христово. Такъ подлинно великое утѣшеніе христіанинъ, гонимый за правду, имѣетъ въ мысли, что онъ страдаетъ за своего Христа, Который для него есть и жизнь, и радость, и надежда, и прибѣжище.

III. Итакъ, вотъ откуда христіанинъ почерпаетъ себѣ утѣшеніе среди гоненій за правду. Да не устрашитъ же никого изъ насъ ненависть и злоба людей, преслѣдующихъ за истину. Да не убоимся исповѣдать истину предъ всѣми, даже предъ сильными міра сего, если того будутъ требовать отъ насъ нашъ долгъ и совѣсть. Будемъ бояться одного, какъ учитъ апостолъ, чтобы не пострадалъ кто изъ насъ, яко убійца, или яко тать, или яко злодѣй, аще ли же яко христіанинъ, да не стыдится, но да прославляеть Бога въ части сей (I Петр. IV, 15). (Извлеч. въ сокр. изъ книги: «Уроки изъ жизни святыхъ», свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 240-241.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0