Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Второй день.

Препод. Титъ чудотворецъ.

(Есть ли теперь чудеса?)

II. Въ день памяти преподобнаго отца нашего Тита, коего св. церковь наименовала чудотворцемъ, приличнѣе всего обратить ваше благочестивое вниманіе на размышленіе о чудесахъ, совершающихся въ церкви Христовой.

а) Чудеса есть и всегда будутъ въ Христовой церкви. Чудо есть такое событіе, которое не можетъ быть совершено никакою силою человѣческою, а только силою Божіею: значитъ, пока не оскудѣла эта сила Божія, — а когда она оскудѣть можетъ? — до тѣхъ поръ должны быть и чудеса.

Чудеса служатъ средствомъ къ распространенію и утвержденію вѣры Христовой; но вездѣ ли распространена, вездѣ ли утверждена вѣра Христова? Нѣтъ, еще цѣлые милліоны не вѣдаютъ истиннаго Бога, цѣлые милліоны хоть и вѣдаютъ истиннаго Бога, но не знаютъ истинной церкви Его. Значитъ, чудеса и теперь должны быть, какъ средство къ распространенію и утвержденію вѣры Христовой. Но не эта только цѣль чудесъ. Зачѣмъ, напримѣръ, І. Христосъ воскресилъ сына вдовы наинской? Затѣмъ, что Онъ сжалился надъ бѣдною вдовою (Лук. 7, 13). Зачѣмъ исцѣлилъ отрока, о которомъ мы слышали въ евангельской исторіи? По тѣмъ же самымъ побужденіямъ. Зачѣмъ, по слову Григорія, неокессарійскаго чудотворца, гора сдвинулась съ мѣста своего? Затѣмъ, что она мѣшала ему устроить тутъ церковь для вѣрующихъ (Чет.-мин. 17 нояб.). Зачѣмъ для праведной Елизаветы гора разверзлась по молитвѣ ея? Затѣмъ, чтобы укрыть въ своихъ нѣдрахъ мать съ младенцемъ Іоанномъ отъ преслѣдованія кровожаднаго Ирода (Чет.-мин. 24 іюн.). Значитъ, чудеса бываютъ не для того только, чтобы распространять и утверждать вѣру Христову, а совершаются и вообще для блага и спасенія людей, совершаются благостію всемогущаго Бога для того, чтобы избавлять людей отъ разныхъ бѣдъ и горестей по мѣрѣ вѣры ихъ и молитвы. Значитъ, пока благость Божія существуетъ, — а когда она перестанетъ существовать? — пока бѣдствія людей не прекратятся, — а когда они прекратятся? — пока будетъ еще оставаться на землѣ и вѣра и молитва, — а когда ихъ не будетъ? — до тѣхъ поръ должны быть и чудеса на землѣ.

б) Посмотрите, далѣе, на наши явленныя и чудотворныя иконы. Не чудо ли это? Зачѣмъ стекаются туда цѣлыя тысячи, зачѣмъ цѣлыя сотни больныхъ и увѣчныхъ тѣснятся вокругъ тѣхъ мѣстъ, которыя ознаменованы чудотворными иконами? Не затѣмъ ли, что оттуда струятся токи исцѣленій для вѣры и молитвы? Посмотрите на св. нетлѣнныя мощи нашихъ угодниковъ Божіихъ... ужели это не чудо?

А всѣ наши св. таинства, — напримѣръ крещеніе, въ которомъ человѣкъ, погружаясь тѣломъ въ воду, омывается отъ грѣховъ; таинство причащенія, въ которомъ хлѣбъ и вино прелагаются въ истинное тѣло и въ истинную кровь Христову; — таинство елеосвященія, въ которомъ человѣкъ исцѣляется не только отъ недуговъ духовныхъ, но не рѣдко и отъ болѣзней тѣлесныхъ?.. Ужели и это не чудо?

Но вы хотѣли бы, кромѣ этихъ постоянныхъ чудесъ, видѣть всѣ чудеса, о которыхъ древность намъ повѣствуетъ; хотѣли бы, напримѣръ, чтобы больные ваши исцѣлялись отъ одного слова какого-нибудь чудотворца; хотѣли бы, чтобъ предъ вашими глазами горы двигались, какъ сказалъ Спаситель, и какъ по слову преп. Марка гора дѣйствительно сдвинулась съ мѣста своего и двигалась дотолѣ, пока онъ не остановилъ ея... И чего бы вы не захотѣли отъ чудесъ? Но искать чудесъ безъ нужды — значитъ искушать Господа, искушать такъ, какъ, напримѣръ, ис-кушалъ Его діаволъ, предлагавшій Ему превратить камни въ хлѣбы. И если бы мы дѣйствительно имѣли вѣру, какъ зерно горушно, какъ сказалъ Господь, — Господь, безъ сомнѣнія, творилъ бы для насъ чудеса, когда была бы въ нихъ нужда, творилъ бы для нашего блага, а не для любопытства, какъ не переставалъ Онъ творить для истинно вѣрующихъ.

в) Истинно вѣрующіе и видятъ чудеса и пользуются чудесами; а для невѣрующихъ или нѣтъ чудесъ, потому что они не достойны ихъ, или если и есть, то они не видятъ ихъ. Какъ такъ, скажете, чудеса есть, а ихъ невидно? — Очень просто: солнце свѣтитъ для всѣхъ, но слѣпые его не видятъ. Пересмотрите исторію земной жизни І. Христа: тутъ ли чудесъ не было? А всѣ ли видѣли тогда чудеса? Если бы всѣ видѣли, то, конечно, и не распяли бы Господа славы. А исторія христіанскихъ мучениковъ?.. Какихъ и тутъ не совершалось чудесъ! А всѣ ли видѣли эти чудеса! Ахъ, если бы всѣ видѣли, то кровь мученическая не проливалась бы такъ долго! Вспомните, напримѣръ, Юліана богоотступника. Рѣшившись опровергнуть пророчество Спасителя о разрушеніи храма іерусалимскаго, онъ приказываетъ возстановить разрушенный храмъ, и тысячи чадъ Авраамовыхъ съ радостію спѣшатъ исполнить его приказаніе; но бури, громы, землетрясенія разбрасываютъ матеріалы, а огонь съ неба и изъ подъ земли опаляетъ самихъ тружениковъ, и опаляетъ такъ, что на тѣлахъ ихъ дѣлаетъ кресты, которыхъ и смыть было нельзя. Не чудо ли тутъ?.. Но Юліанъ и подобные ему не видятъ тутъ чуда. Есть, конечно, не мало есть и теперь подобныхъ людей, и гдѣ вѣрующіе видятъ чудо, тамъ они только глумятся надъ ними. Иной, напримѣръ, съ вѣрою помазываетъ больного елеемъ отъ св. иконы, и вѣра низводитъ на него благодать Божію; больной выздоравливаетъ и въ слезахъ благодарности изливаетъ душу свою предъ Богомъ, а невѣрующій смѣется надъ его простотою, почитая исцѣленіе дѣломъ естественнымъ.

Вообще, случаевъ въ жизни, гдѣ проявляется дивная, всемогущая сила Божія, очень, очень много, и теперь вѣрующій, представивъ себѣ всѣ подобные случаи, невольно изумится величію Божію, невольно скажетъ вмѣстѣ съ св. Давидомъ: кто Богъ велій, яко Богъ нашъ? Ты еси Богъ, творяй чудеса (Пс. 76, 35).

III. Боже великій и милосердый! Содѣлай наше каменное и невѣрующее сердце, не желающее видѣть безчисленныхъ чудесъ Твоея премудрости и благости, плотянымъ и вѣрующимъ, Тебя любящимъ и признающимъ Тебя, какъ Своего Отца, Творца и Промыслителя, неусыпно пекущагося о временномъ благоденствіи и вѣчномъ спасеніи человѣка, созданнаго по Твоему образу и по подобію. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по кн. «Минуты пастырскаго досуга», еп. Гермогена, т. 1, стр. 69-75).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 238-240.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0