Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Первый день.

Поуч. 2-е. Марія Египетская.

(Образецъ покаянія).

II. а) Первая истина та, что покаяніе для насъ всегда возможно. Какъ бы велики и многочисленны ни были наши пороки, какъ бы ни долго уже мы служили беззаконію, какъ бы ни укоренились и ни застарѣли во злѣ, — мы всегда можемъ очувствоваться и обратиться къ Богу съ молитвою о помилованіи. Семнадцать, самыхъ свѣжихъ и цвѣтущихъ, лѣтъ своей жизни Марія предавалась грѣхамъ нераскаянно. И какъ предавалась? Какимъ грѣхамъ? Казалось, она потеряла всякій стыдъ: казалось, она совершенно изгнала изъ сердца своего страхъ Божій, совершенно заглушила въ себѣ голосъ совѣсти. Имя Маріи было покрыто всеобщимъ позоромъ. Однако-жъ и эта, повидимому, погибшая душа могла покаяться: отъ чего же не покаяться и намъ? Можетъ быть, наши грѣхи менѣе грѣховъ Маріи: тѣмъ легче для насъ покаяніе. А если даже не менѣе, если даже болѣе? Марія пришла въ себя и начала каяться, когда стремилась во храмъ, чтобы поклониться животворящему древу креста Господня: св. крестъ — этотъ якорь спасенія для грѣшныхъ — всегда съ нами; кровь І. Христа, распятаго на крестѣ, способна очистить насъ отъ всякаго грѣха (Іоан. 2, 1). Воззовемъ только къ Нему, подобно Маріи, съ живою вѣрою въ Его крестныя заслуги и надеждою на Его милосердіе.

б) Вторая истина, какую внушаетъ намъ жизнь преподобной Маріи египетской, та, что недостаточно только сознать свои грѣхи и показать сокрушеніе о нихъ, недостаточно просить помилованія отъ Бога и дать обѣтъ лучшей жизни, а надобно потомъ на самомъ дѣлѣ исполнить этотъ обѣтъ, надобно рѣшительно вступить въ борьбу со всѣми страстями и пороками, въ которыхъ мы раскаявались, и побѣждать ихъ; надобно стараться загладить прежнія свои вины и благоугождать Богу противоположными добродѣтелями, скорбями и лишеніями. Послѣ семнадцати лѣтъ порочной жизни Марія, рѣшившись исправиться, немедленно удалилась въ пустыню и тамъ другія семнадцать лѣтъ неусыпно боролась съ своими грѣховными вожделѣніями и помыслами, которые влекли ее на прежній путь, — боролась, какъ съ лютыми звѣрьми, по ея собственному выраженію, пока не одержала надъ ними совершенной побѣды. Затѣмъ еще тридцать лѣтъ провела въ пустынѣ посреди всякаго рода лишеній и трудовъ, оплакивая свои прежнія постыдныя дѣла, измождая свою плоть воздержаніемъ и постомъ, подвизаясь въ непрестанномъ Богомысліи и молитвѣ. Плоть Маріи до того утончилась и покорилась духу, что иногда во время молитвы св. подвижница поднималась отъ земли и могла ходить по водамъ, какъ по суше. Вотъ каково должно быть истинное покаяніе, а не такое, какимъ оно большею частію является у насъ! Нынѣ мы сокрушаемся о своихъ грѣхахъ, а черезъ день или нѣсколько дней снова принимаемся за тѣ же дѣла. Кающіеся должны постоянно помнить слова св. Іоанна Предтечи: сотворите убо плодъ достоинъ покаянія (Матѳ. 3, 8), — т.-е. засвидѣтельствуйте истину вашего покаянія исправленіемъ вашей жизни.

в) Наконецъ, третья истина, внушаемая намъ примѣромъ преподобной Маріи египетской, состоитъ въ томъ, чтобы мы, стараясь сами раскаяться во грѣхахъ и исправиться, пользовались вмѣстѣ и богодарованными средствами для этой цѣли: таинствами покаянія и евхаристіи — и пользовались, какъ слѣдуетъ. Цѣлые десятки лѣтъ Марія оплакивала въ пустынѣ свои грѣхи и благоугождала Господу; многолѣтними подвигами совершенно преобразовала себя, взошла на высоту духовныхъ совершенствъ, уподобилась ангеламъ. А между тѣмъ все еще чувствовала надъ собою тяжесть давно минувшихъ своихъ беззаконій и молила Бога, чтобы Онъ удостоилъ ее облегчить совѣсть исповѣданіемъ своихъ грѣховъ предъ отцемъ духовнымъ. И вотъ, по устроенію Божію, приходитъ въ пустыню, гдѣ подвизалась преподобная, великій авва Зосима... О, съ какою подробностію исповѣдала она тогда предъ нимъ свои грѣхи, какъ не щадила себя, какъ не устыдилась открыть ему всѣ даже малѣйшія обстоятельства, увеличивавшія ея виновность! Получивъ разрѣшеніе отъ преподобнаго, она просила его притти къ ней не прежде, какъ черезъ годъ, съ св. животворящими тайнами, желая достоинѣе приготовиться къ принятію ихъ, и когда св. тайны были принесены, она, послѣ обычныхъ молитвъ, съ величайшимъ благоговѣніемъ пріобщилась этой божественной пищѣ и питію.

Если же такая высокая подвижница, столько лѣтъ каявшаяся предъ Богомъ, сочла для себя нужнымъ со всею подробностію исповѣдать свои грѣхи предъ отцемъ духовнымъ и со всѣмъ благоговѣніемъ вкусить тѣла и крови Христовой: не тѣмъ ли болѣе то и другое необходимо намъ — грѣшнымъ? Не Самъ ли Спаситель сказалъ пастырямъ церкви: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся (Іоан. 20, 23)? А какъ они могутъ отпустить или не отпустить, если мы не откроемъ имъ, въ чемъ именно мы виновны? Кому также неизвѣстны слова Спасителя, обращенныя ко всѣмъ намъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53), а равно и наставленіе св. апостола: да искушаетъ же человѣкъ себе, и тако отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ: ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая тѣла Господня (1 Кор. 11, 28 и 29)?

Ш. Напечатлѣемъ же, братіе, въ сердцахъ нашихъ всѣ три истины, какія преподаетъ намъ нынѣ примѣромъ своимъ преподобная мать наша Марія, и позаботимся въ ближайшемъ посту воспользоваться ими для нашего спасенія. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ слова Макарія, еписк. тамбов. и шацк., т. II, стр. 284-290).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 236-237.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0