Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ апрѣль.
Первый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Марія Египетская.

(Уроки изъ ея жизни).

Прибывши въ Іерусалимъ и увидѣвши, что весь народъ направился къ храму, Марія и сама пожелала отправиться въ храмъ. Но лишь только она приблизилась къ дверямъ храма, какая-то невидимая сила задержала ее. Сколько ни старалась и усиливалась она, но не могла войти во храмъ. Тогда-то впервые коснулась души ея божественная благодать. У пристыженной и посрамленной, у нея въ первый разъ заструились по лицу тепловатыя, а потомъ и горячія слезы раскаянія и нескончаемой скорби. Отошедши въ сторону, она глубоко задумалась. О чемъ думала она? Она и сама еще хорошенько не знала, о чемъ думать, и какъ быть. Но если Богъ нашелъ ее по милости Своей достойною однажды коснуться Своею благодатію и помощью, то Онъ и впредь не оставитъ ее. Поднявши вверхъ глаза, Марія невольно увидѣла на церковной стѣнѣ икону Богоматери. Святой и кроткій ликъ Богоматери какъ бы призывалъ ее къ Себѣ. Марія падаетъ предъ иконою на колѣни и со слезами на глазахъ восклицаетъ; «Мати Божія! тяжки грѣхи мои! знаю, что мнѣ мѣсто не въ св. храмѣ, а въ адѣ! но Ты, всеблагая, не презри моего перваго раскаянія и помоги мнѣ предъ Богомъ, Сыномъ Твоимъ! отнынѣ я буду жить только для Него и для Тебя!»...

Слезы давили ее и не давали говорить дальше. Но нужно ли было говорить больше? Не сказано ли здѣсь все, что можно было и слѣдовало сказать въ это время Маріи?

Вставши отъ молитвы, Марія снова подошла къ дверямъ храма. Прежняя невидимая сила не удерживала ее къ великой ея радости. Она свободно вошла въ храмъ и поклонилась честному кресту Христову. Духъ умиленія и благодарности снова объялъ ее. Она снова возвращается предъ икону Богоматери, даетъ здѣсь обѣтъ всегда принадлежать и служить единому Богу, и уходитъ въ Іорданскую пустыню, гдѣ проводитъ въ молитвахъ и подвигахъ 47 лѣтъ!.. Сорокъ семь лѣтъ она не видала ни одного лица человѣческаго! 47 лѣтъ она кормилась лишь крупицами взятыхъ съ собою въ пустыню нѣсколькихъ хлѣбовъ и травами! 47 лѣтъ она не жила въ домѣ, но подъ открытымъ небомъ, терпя солнечный жаръ, лѣтній дождь и зимній холодъ!

Не трудно себѣ представить, чего стоило все это для ея тѣла, привыкшаго ко всѣмъ утѣхамъ и сладостямъ. И какихъ-какихъ бѣдъ она ни вытерпѣла отъ страстей своихъ и отъ врага рода человѣческаго! Когда она ѣла крупицы своего хлѣба, ей хотѣлось мясъ и рыбъ, ѣдомыхъ ею въ Египтѣ, и вина, вкушаемаго прежде. Когда она начинала молиться, ей приходили въ голову срамныя пѣсни, которыя она распѣвала когда-то. Страсти какъ бы огнемъ разжигали ее и влекли къ прежней грѣховной жизни. Такъ прошло 16 лѣтъ. Но Марія боролась и устояла. Тогда тихій сладкій свѣтъ осіялъ ея душу, и великая тишина водворилась въ ней на мѣстѣ прежней бури. Послѣ 16-ти лѣтъ подвиговъ Марія начала дѣлаться святою. Врагъ рода человѣческаго былъ посрамленъ и уже не смѣлъ приблизиться къ ней. Вся душа и все тѣло ея очистились и освятились, и потому на умъ ея не приходили болѣе никакія дурныя мысли, въ сердцѣ ея не появлялись никакія скверныя желанія. Подвизаясь далѣе, еще 30 лѣтъ, Марія достигла такой святости и чудесности, что переходила рѣку Іорданъ какъ по суху, во время молитвы возносилась отъ земли на воздухъ, знала хорошо священное Писаніе, хотя никогда не училась ему, знала, что совершается вдали отъ нея, могла предсказывать будущее, тѣло ея походило больше на духъ, чѣмъ на плоть.

Когда наступило время кончины ея, Марія возымѣла желаніе пріобщиться тѣла и крови Христовой. Тогда Богъ послалъ ей въ пустыню нѣкоего священника, именемъ Зосиму. Она упросила этого старца принести ей тѣло и кровь Христову. Пріобщившись св. Таинъ, Марія просила Зосиму прійти къ ней чрезъ годъ. Пришедши чрезъ годъ, Зосима вдругъ видитъ, что какой-то необычайный свѣтъ освѣщаетъ одно мѣсто въ пустынѣ. Приблизившись къ этому мѣсту, Зосима увидѣлъ тамъ умершую Марію. Ангелы вознесли святую душу ея въ небеса. Наплакавшись довольно и возблагодаривши Бога, удостоившаго его видѣть неизвѣстную ни одному человѣку въ мірѣ святую и послужить ей, Зосима призадумался о томъ, чѣмъ бы ему вырыть могилу для погребенія почившей. Тогда изъ пустыни выбѣжали два льва, которые своими когтями вырыли яму и снова убѣжали въ пустыню. Снова возблагодаривши Бога, Зосима благоговѣйно отпѣлъ псалмы и другія свящ. пѣсни, смиренно поднялъ святую и опустилъ въ могилу...

II. Сколь многому поучаетъ насъ разсказанная исторія.

а) Изъ нея вы видите, что какъ бы глубоко ни погрязъ человѣкъ въ грѣховной нечистотѣ, онъ никогда не долженъ отчаяваться, но всегда долженъ надѣяться на обращеніе и лучшую жизнь.

б) Изъ нея вы видите, что если человѣкъ будетъ всѣми силами стараться и крѣпко вѣрить въ помощь Божію, то онъ можетъ не только оставить путь грѣха, но даже достигнуть высокой степени святости.

в) Изъ нея видите также, что хотя обращающемуся грѣшнику приходится терпѣть много соблазновъ и искушеній, приходится выдерживать много борьбы съ своими похотями и страстями, но если онъ побѣдоносно снесетъ ихъ, то, наконецъ, совершенное спокойствіе наполнитъ его душу, и небесный свѣтъ осіяетъ его внутреннее существо.

г) Чѣмъ дальше, тѣмъ легче и сладостнѣе будетъ для него святая жизнь, пока, наконецъ, онъ не перейдетъ въ жизнь загробную, гдѣ нѣтъ ни печали, ни воздыханія, но жизнь безконечная.

III. Молитвами препод. Маріи египетской да даруетъ намъ Господь благодатную помощь Свою для вступленія на путь истиннаго покаянія и да подкрѣпитъ Онъ насъ, слабыхъ и бѣдныхъ грѣшниковъ, Своимъ благодатнымъ утѣшеніемъ на семъ пути! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 234-235.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0