Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ДѢЯНІЯ СВЯЩЕННАГО СОБОРА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССІЙСКОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 ГГ.

Священный Соборъ Россійской Православной Церкви 1917-1918 гг.
Дѣяніе 48-ое, 22 ноября 1917 года
[1].

Засѣданіе открыто въ 10 час. 10 м. утра въ Соборной Палатѣ, подъ предсѣдательствомъ Архіепископа Харьковскаго Антонія, въ присутствіи 350 членовъ собора.

На повѣсткѣ засѣданія: Докладъ Отдѣла о Высшемъ Церковномъ Управленіи. Докладчикъ проф. И. И. Соколовъ.

Архіепископъ новгородскій Арсеній. Около 12 часовъ сегодня прибудетъ для преподанія благословенія Собору Святѣйшій патріархъ Тихонъ. Мы встрѣтимъ его внизу и съ пѣніемъ тропаря празднику всѣ мы послѣдуемъ въ храмъ; здѣсь будеть совершена краткая литія, и затѣмъ онъ вѣроятно, скажетъ привѣтствіе, а послѣ того и мнѣ позвольте въ краткомъ словѣ сдѣлать ему привѣтствіе отъ имени Собора. Никакихъ групповыхъ выступленій и отдѣльныхъ рѣчей не должно быть. Это не будетъ соотвѣтствовать тѣмъ торжественнымъ минутамъ, которыя требуютъ не словъ, а дѣла и глубокой вдумчивовсти и сосредоточенности, которыя должны изливаться въ словахъ привѣтствія и молитвословіи. Я буду говорить о радости всего Собранія, что оно теперь возглавляется Патріархомъ, который является предсѣдателемъ собранія уже не по избранію, а по самому существу. О всемъ этомъ я и считаю нужнымъ довести до Вашего свѣдѣнія. Передаю предсѣдательствованіе Высокопреосвященному Антонію.

Предсѣдательствующій. Переходимъ къ обсужденію 6 параграфа доклада Отдѣла о Высшемъ Церковномъ Управленіи.

Докладчикъ проф. И. И. Соколовъ. Этотъ пунктъ стоитъ въ связи съ 4-мъ, по которому въ составъ Сѵнода входятъ 5 епископовъ, вызываемыхъ по очереди на одинъ годъ; для вызова епархіи раздѣлены на 5 частей и дальше указываются епархіи для каждой области. Надо имѣть въ виду, что это распредѣленіе не имѣетъ существеннаго значенія, ибо трудно раздѣлить Россію на пояса и возможно, что одна часть епархіи болѣе примыкаетъ — къ одному поясу, а другая — къ другому; затѣмъ надо имѣть въ виду политическія обстоятельства, которыя мѣняютъ карту нашего отечества, и наконецъ раздѣленіе на области имѣетъ значеніе только для I-го періода, а послѣдующіе Соборы исправятъ неточности. Кіевская епархія не отмѣчена, такъ какъ Кіевскій Матрополитъ постоянный членъ Сѵнода. Итакъ ст. 6 читается такъ: «Для вызова въ составъ Священнаго Синода епархіальныхъ архіереевъ всѣ епархіи православной Россійской Церкви раздѣляются на слѣдующія пять частей: 1) Сѣверо-Западную, 2) Юго-Западную, 3) Центральную, 4) Восточную и 5) Сибирскую съ заграничными миссіями.

Примѣчаніе 1. Епархіи раздѣляются на слѣдующія части: а) Сѣверо-западная: Архангельская, Варшавская, Вологодская, Гродненская, Литовская, Минская, Могилевская, Новгородская, Олонецкая, Петроградская, Полоцкая, Псковская, Рижская, Финляндская.

б) Юго-западныя: Волынская, Воронежская, Донская, Екатеринославская, Кишиневская, Курская, Подольская, Полѣсская, Таврическая, Харьковская, Херсонская, Холмская, Черниговская.

в) Центральная: Владимірская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская.

г) Восточная: Астраханская, Владикавказская, Вятская, Казанская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Ставропольская, Сухумская, Тифлисская, Уфимская.

д) Сибирская съ заграничными миссіями: Благовѣщенская, Владивостокская, Екатеринбургская, Енисейская, Забайкальская, Иркутская, Омская, Тобольская, Томская, Туркестанская, Якутская, Сѣверо-Американская и миссіи: Японская, Китайская и Урмійская (изъ каждой на полгода).

Примѣчаніе 2. «Вызываемые поочереди въ священный Синодъ епископы должны пробыть въ своей епархіи не менѣе двухъ лѣтъ».

Предсѣдательствующій. По этому пункту есть записка Преосвященнаго Евѳимія, который желаетъ исключить заграничныя миссіи изъ послѣдней части и образовать изъ нихъ особый округъ. Есть еще записка Преосвященнаго Евдокима. Здѣсь Преосвященный Евдокимъ?

Голоса: Нѣтъ.

Слово предоставляется пр. Шлееву.

Пр. С. I. Шлеевъ. Въ проектѣ Предсоборнаго Совѣта, когда говорили о составѣ Сѵнода, было написано 12 членовъ и въ томъ числѣ одинъ единовѣрческій епископъ, потомъ убавили до 7, но сохранили единовѣрческаго епископа, затѣмъ въ отдѣлѣ Собора епископа этого вычеркнули по формальнымъ причинамъ, потому что не было рѣчи объ единовѣрческихъ епископахъ и будутъ ли они не извѣстно. Въ подобномъ же положеніи находится вопросъ о мѣстоблюстителѣ для патріарха, отложенный по тѣмъ же формальнымъ причинамъ. Все это ведетъ къ тому, что намъ придется потомъ возвращаться къ тѣмъ же вопросамъ и возстановлять пропущенное о томъ же мѣстоблюстителѣ и объ единовѣрческомъ епископѣ. Этимъ самымъ вы ставите единовѣріе въ положеніе уніи, не считая его состоящимъ въ нѣдрахъ Православной Церкви. Говорили, что объ единовѣріи рѣчъ пойдеть тогда, когда будемъ говорить объ епархіальномъ и приходскомъ строѣ. Но если такъ, то объ единовѣрцахъ надо говорить и тогда, когда рѣчь идетъ о высшемъ Церковномъ Управленіи.

Я вношу къ этой статьѣ прибавку: въ этихъ пяти поясахъ, хотя бы на послѣднемъ мѣстѣ, внести единовѣрческаго епископа, котораго пусть и вызываютъ въ общей очереди.

Предсѣдательствующій. Вопросъ объ единовѣріи еще будетъ обсуждаться и хотя я въ принципѣ съ о. Шлеевымъ согласенъ, но не нахожу возможнымъ входить въ сужденіе о частностяхъ, когда предстоитъ еще общее рѣшеніе вопроса. Мы условились, чтобы примѣчаніе къ 4 ст. оставить подъ вопросомъ и возвратиться къ нему послѣ. Точно также, если будутъ учреждены единовѣрческіе епископы, тогда и будетъ вставлено, какъ говоритъ о. Семенъ, упоминаніе объ одиновѣрческомъ епископѣ. Соборный Совѣтъ рѣшилъ перейти къ разсмотрѣнію другихъ докладовъ послѣ докладовъ о Высшемъ Церковномъ и епархіальномъ управленіи и о приходѣ. Согласны ли отложить сужденіе по существу предложенія о. Шлеева?

Постановлено: Принять предложеніе.

Предсѣдательствующій: Предлагается на голосованіе поправка еписк. Евѳимія: «Изъ района Сибирскихъ епархій исключить миссіонерскія епархіи за границей, образовавъ изъ нихъ особый округъ».

Постановлено: Поправку отклонить.

Епископъ Уфимскій Андрей. Я обращаю вниманіе на то, что дѣйствительно распредѣленіе епархій сдѣлано механически. Напримѣръ, къ восточнымъ епархіямъ отнесены Казанская и Сухумская, Оренбургская и Тифлисская. Между ними нѣтъ сходства ни по составу населенія, ни по интересамъ церковной жизни. И вотъ, напримѣръ, миссіонерская Казанская епархія можеть три года не имѣть представителя въ Сѵнодѣ. Ясное дѣло, что распредѣленіе епархій сдѣлано случайно.

Предсѣдательствующій. Напрасно приписываютъ большое значеніе тому или иному составу членовъ Сѵнода. Составъ имѣетъ значеніе тамъ, гдѣ идетъ борьба разныхъ партій, а здѣсь борьбы нѣтъ. Каждый епископъ можетъ пріѣхать по желанію и заявитъ о нуждахъ и требованіяхъ жизни, можетъ и письменно сообщить епископамъ, находящимся въ Сѵнодѣ и т. п. Стоитъ ли поэтому разсуждать и спорить? Если дѣло жизненное, всегда можно добиться его разсмотрѣнія. Тѣмъ не менѣе проголосуемъ поправки: прежде всего поправку И. М. Покровскаго, предлагающаго замѣнить распредѣленіе епархій на 5 частей распредѣленіемъ по округамъ. Онъ указываетъ на то, что митрополичьи округа въ Отдѣлѣ почти выработаны. Тѣ, которые принимаютъ поправку, сидятъ и не принимающихъ прошу встать.

Постановлено: Поправку отклонить.

Предсѣдательствующій. Теперь по очереди предложеніе преосвященнаго Андрея. Онъ предлагаетъ, чтобы при вызовѣ епископовъ по очереди Св. Сѵнодъ долженъ руководствоваться общимъ правиломъ, чтобы въ его составѣ были всегда представители каждаго изъ церковныхъ округовъ. Принимается ли предложеніе преосвященнаго Андрея въ видѣ примѣчанія къ 6 статьѣ? Согласные сидятъ, несогласные встаютъ.

Постановлено: Принять предложеніе въ видѣ примѣчанія къ ст. 6.

Предсѣдательствующій. Теперь я прочитаю всю статью съ I и II примѣчаніями въ редакціи Отдѣла. Согласные принять статью въ предложенной редакціи сидятъ, несогласные встаютъ.

Постановлено: Принять ст. 6 съ I и II примѣчаніями въ редакціи Отдѣла.

Предсѣдательствующій. Я прочитаю теперь 7 статью: «Въ составъ высшаго Церковнаго Совѣта входятъ: патріархъ-предсѣдатель и 12 членовъ: три епископа въ той или другой очереди по избранію Священнаго Сѵнода изъ его состава, три клирика въ священномъ санѣ (изъ коихъ одинъ въ монашескомъ званіи) и шесть мірянъ по избранію Всероссійскаго Помѣстнаго Собора».

И. А. Смирновъ. Я хочу говорить по вопросу о составѣ членовъ Высшаго Церковнаго Совѣта и буду предлагать, чтобы въ этотъ составъ количество членовъ отъ бѣлаго приходскаго духовенства избиралось соотвѣтственно и согласно той роли, тѣмъ задачамъ, которыя будутъ исполнять въ наше время члены отъ бѣлаго приходскаго духовенства.

Духовенство призвано теперь къ болѣе широкой роли, и самыя школы будутъ болѣе совершеннаго типа — вмѣсто 3-хъ классныхъ — высшія начальныя училища, гдѣ роль законоучителя будетъ болѣе широка; онъ можетъ заниматься и по нѣсколькимъ предметамъ. Въ области внѣшкольнаго образованія законоучителю тоже придется много работать, какъ устроителю читаленъ, библіотекъ, вечернихъ классовъ и т. д. Словомъ, духовенству придется играть бóльшую роль въ просвѣтителъной дѣятельности. Важна и благотворительная дѣятельность; у прихода будетъ больше средствъ, такъ какъ у прихода останутся тѣ средства, которыя расходуются на духовно-учебныя заведенія. Возможно устройство пріютовъ, богадѣленъ и т. п. Наконецъ, духовенство призвано и къ экономической дѣятельности. У насъ развиваются ассоціаціи, экономическія товарищества, кооперативы и другія однородныя организаціи; духовенство и сейчасъ работаетъ въ нихъ, но епископы препятствуютъ этому. Я говорю это въ томъ отношеніи, что епископы не охотно разрѣшаютъ это священникамъ, такъ какъ это отвлекаетъ ихъ отъ исполненія прямыхъ обязанностей, но нельзя обойтись безъ ихъ участія, и приходится епископамъ соглашаться и давать эти разрѣшенія.

Пойдутъ въ Высшій Церковный Совѣтъ разнаго рода донесенія, апелляціи. Кто же будетъ рѣшатъ дѣла въ Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ? Будутъ тамъ представители и бѣлаго приходскаго духовенства, но ихъ тамъ будетъ очень немного; изъ 12 членовъ только 2 (я не считаю представителя духовенства изъ монашествующихъ), а когда для рѣшенія важнѣйшихъ дѣлъ будетъ соединенное собраніе Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта, то изъ 22 членовъ будетъ только 2 члена отъ приходскаго духовенства. Это слишкомъ малый процентъ: въ 6 разъ меньше количества епископовъ и въ 3 раза меньше мірянъ. Почему это? Приходское духовенство, которое работаетъ на одной почвѣ съ мірянами, должно имѣть одинаковое съ ними количество представителей въ Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ. Странно было бы другое рѣшеніе. Мое предложеніе: увеличить количество членовъ отъ приходскаго духовенства до 6.

Предсѣдательствующій. Поступило заявленіе за подписью 30 членовъ о прекращеніи записи ораторовъ. Записалось уже болѣе 20. Согласны принять?

Постановлено: Принять заявленіе.

Предсѣдательствующій. Я долженъ еще сказать по поводу словъ оратора, будто епископы запрещаютъ священникамъ заниматься въ кооперативахъ и другихъ учрежденіяхъ, — что мы не запрещаемъ, но къ намъ часто сами прихожане обращаются съ жалобами, что священники отвлекаются этимъ отъ исполненія своихъ прямыхъ обязанностей.

Прот. А. В. Санковскій. Когда мелькомъ просматриваешь 7 ст., то какъ будто все благополучно, но чѣмъ больше вдумываешься, тѣмъ яснѣе видишь, что представительство отъ бѣлаго духовенства въ ней сведено на нѣтъ и не соотвѣтствуетъ значенію духовенства въ современной жизни? Сельскіе батюшки, которые и вечернею и раннею порою и въ студеную и дождливую пору на кляченкѣ тянутся на требы по приходу, и городскіе батюшки, которые съ утра до вечера бѣгаютъ изъ улицы въ улицу изъ школы въ школу по урокамъ, они то главные двигатели, пружины дѣла отъ финскихъ хладныхъ скалъ до пламенной Колхиды, отъ потрясеннаго Кремля до стѣнъ недвижнаго Китая, и этимъ то труженникамъ дано одно мѣсто. Теперь я обращаю вниманіе вотъ на что. Церковная жизнь есть организмъ, гдѣ глава — епископъ, сердце — клирики, а міряне — другіе члены. Въ Совѣтѣ главы представлены великолѣпно, міряне 6, а сердце, которое все согрѣваетъ, имѣетъ одно мѣсто. Простите, мнѣ думается, при такомъ положеніи не будетъ пользы церковному дѣлу.

Предсѣдательствующій. Что касается представителей отъ монашества, то имѣлось въ виду, чтобы въ совѣтѣ были не ученые монахи отъ монашества, а монастырскіе.

Проф. А. И. Покровскій. Я являюсь также горячимъ сторонникомъ церковно общественнаго представительства, но не буду повторять положительныхъ основаній для этого, а разсмотрю вопросъ съ отрицательной стороны. Я разберу аргументы тѣхъ, которые высказывались въ Отдѣлѣ противъ усиленія церковно-общественнаго представительства клириковъ и мірянъ.

1) Указывали на Константинопольскую Церковь, гдѣ Сѵнодъ состоитъ только изъ 12 епископовъ. Но примѣръ Константинопольской церкви не можетъ насъ связывать, равно какъ и цифра 12 для членовъ Сѵнода. Тамъ населеніе и территоріи епархій въ 12 разъ меньше нашихъ, и поэтому составъ членовъ нашего Сѵнода и Совѣта можетъ быть увеличенъ.

2) Говорятъ нѣтъ особенныхъ основаній увеличивать количество членовъ Высшаго Церковнаго Совѣта, такъ какъ важныя дѣла будутъ рѣшаться совмѣстно съ Сѵнодомъ и Совѣтомъ, въ которыхъ будетъ достаточное количество членовъ. Но все таки главный центръ дѣятельности будетъ въ Совѣтѣ, и поэтому здѣсь необходимо усилить церковно-общественное представительство. 2/3 дѣлъ будетъ проходить чрезъ этотъ органъ. Здѣсь должны быть докладчики и не должно быть чиновническаго засилья, и поэтому общественный контроль должно усилить.

3) Говорятъ, что будетъ громоздко учрежденіе, если увеличить количество членовъ, такъ какъ въ общихъ собраніяхъ и безъ того будетъ 22 члена. Но увеличенія количества членовъ на 2 или даже на 4 бояться нечего, особенно въ Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ. Мы признали принципъ совмѣстительства; члены будутъ исполнять и другія обязанности. Кворумъ будетъ въ 10-12 членовъ.

4) Указывзютъ, что это будетъ дорого стоить. Но при совмѣстительствѣ лишній расходъ будетъ не особенно великъ. При расходѣ въ 4-5 тыс. на лишняго члена, расходъ опредѣлится въ 16-20 т., но этотъ расходъ покроется экономіей, которая будетъ достигнута при помощи этихъ членовъ. Мои пожеланія: необходимо увеличить количество членовъ на счетъ сельскихъ пастырей и назшихъ клириковъ.

Предполагается, что изъ 65 епископовъ будетъ 12 членовъ Сѵнода, а изъ 50 тысячъ священниковъ и 14 тысячъ діаконовъ только два члена Высшаго Церковнаго Совѣта, а отъ 50 же тыс. псаломщиковъ ни одного. Ясно, что увеличеніе количества членовъ въ Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ изъ числа приходскихъ священниковъ и низшихъ клириковъ необходимо и усилитъ въ ихъ сознаніи значеніе этого органа. Мое конкретное предложеніе: увеличить количество членовъ Высшаго Церковнаго Совѣта съ 12 до 16, въ томъ числѣ на 2 — членовъ изъ приходскихъ священниковъ, 1 — изъ низшихъ клириковъ (діаконовъ и псаломщиковъ) и 1 — изъ міра духовныхъ педагоговъ.

Предсѣдательствующій. Прошу записать пожеланіе на бумагѣ.

О. П. М. Волковъ. Я также согласенъ увеличить представительство отъ клириковъ на 2 голоса, какъ о. Санковскій. А затѣмъ я предлагаю сдѣлать такую перемѣну: изъ 6 мѣстъ для мірянъ одно предоставить одному мірянину изъ единовѣрцевъ и вотъ по какимъ соображеніямъ. Въ Отдѣлѣ я высказывалъ пожеланіе, чтобы одно мѣсто было предоставлено единовѣрцу, потомъ предполагалось сначала для мірянъ три мѣста и поэтому предложеніе не было принято. И вотъ въ настоящее время я и считаю необходимымъ заявить, чтобы единовѣріе не было забыто.

Г. Н. Комиссаровъ. Я уполномоченъ заявить отъ имени инородцевъ, чтобы одно мѣсто изъ 6 мѣстъ для мірянъ было предоставлено представителю инородцевъ. Такой представитель необходимъ, такъ какъ православные инородцы занимаютъ особое мѣсто, и имъ необходимо заявлять о своихъ нуждахъ. Они испытываютъ давленіе со всѣхъ сторонъ: прибалтійскіе инородцы со стороны лютеранъ и католиковъ, восточные отъ мусульманъ и язычниковъ. Въ настоящее время усилилось стремленіе переходить въ свою національную языческую вѣру, мѣстами существуетъ двоевѣріе. Инородцы нуждаются въ бережномъ отношеніи къ себѣ, необходимо привязать ихъ къ русской Церкви болѣе тѣсными узами. Этому способствовало бы осуществленіе скромнаго желанія, чтобы въ Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ былъ одинъ представитель инородцевъ Поволжья и Прибалтійскаго края.

Въ 11 час. 50 мин. объявляется перерывъ.


Въ 12 час. 5 мин. дня прибываетъ въ Соборный домъ Святѣйшій патріархъ Московскій и всея Россіи Тихонъ. Встрѣченный въ сѣняхъ всѣми членами Собора Патріархъ, въ преднесеніи патріаршаго креста, направляется въ Соборную Палату при общемъ пѣніи членами Собора тропаря празднику Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы и задостойника «Яко одушевленному Божію Кіоту». По прибытіи Членовъ Собора въ Соборную Палату, совершается Господу Богу молебствіе въ прилегающемъ къ Палатѣ храмѣ съ возглашеніемъ многолѣтія Святѣйшему Патріарху Тихону. Святѣйшій Патріархъ возглашаетъ многолѣтіе Всероссійскому Священному Собору.

Архіепископъ Новгородскій Арсеній. Ваше Святѣйшество. По порученію Священнаго Собора привѣтствую Вашу святыню въ этой Соборной Палатѣ съ почестями высшаго званія, къ которому Вы призваны Собернымъ избраніемъ и Божьимъ указаніемъ. Настоящее привѣтствіе является привѣтствіемъ и всей Русской Церкви, отъ имени которой мы и собрались сюда для Соборнаго разсужденія о строительствѣ церковномъ. Наша радость — радость всей Церкви. Основы ея замѣчаются въ церковномъ сознаніи каждаго изъ насъ, что возсіяла наконецъ, каноническая идея «Первоіерарха», въ связи съ переживаемыми обстоятельствами нашего времени. Все это неоднократно и съ надлежащею полнотою было высказываемо здѣсь же, на Соборѣ, который, такимъ образомъ, воплотилъ эту идею, давно носившуюся въ умахъ и сердцахъ церковныхъ людей. Теперь мы воочію видимъ осушествленіе этихъ благочестивыхъ и каноническихъ вожделѣній нашихъ и нашихъ предковъ — ближнихъ и отдаленныхъ. Предъ нами Патріархъ, какъ символъ единства, какъ центръ соборнаго единенія, какъ старшій братъ и отецъ. Послѣ вчерашняго великаго историческаго дня, когда черезъ таинственный обрядъ Ты взошелъ на Патріаршую каѳедру Московскихъ Святителей, легко стало на душѣ каждаго вѣрующаго человѣка — сына Святой Церкви, у котораго всегда было сознаніе, что нѣтъ у насъ полноты каноническаго строя, завершенія красоты и благолѣпія церковнаго.

Ваше нынѣшнее прибытіе на Соборъ, Предсѣдателемъ котораго Вы состояли по избранію, а теперь и по праву Перво-Іерарха, для преподанія ему Патріаршаго благословенія, преисполнило наши сердца благодареніемъ. Да будетъ Ваше благословеніе залогомъ успѣшности нашихъ трудовъ во благо Святой Церкви.

Возстановленіе Патріаршества — для насъ радость, а для Васъ — великій подвигъ, путь крестный, идти по которому можно только въ упованіи на Промыслительную силу Божію, избирающую людей по Своему усмотрѣнію. Съ человѣческой точки зрѣнія понятны намъ отреченія многихъ великихъ святыхъ мужей, которые отказывались отъ чести быть во главѣ Церковнаго Управленія, и, оставляя все, убѣгали въ пустыни. Несомнѣнно, и Ты обуреваемъ былъ подобными мыслями, при сознаніи всей тяжести предстоящаго подвига, отвѣтственности за всю Русскую Церковь, тяготы печальника за сыновъ нашей родины. И насколько поэтому была бы кощунственна мысль тѣхъ, которые возстановленіе Патріаршества объясняли бы какими либо честолюбивыми или другими низменными стремленіями человѣческой души. Нѣтъ, Патріаршество есть великій и тяжкій крестъ, особенно въ эти моменты, какіе переживаетъ наша многострадальная родина. Подъ грохотъ тяжелыхъ смертоносныхъ орудій, пулеметныхъ и ружейныхъ выстрѣловъ осуществлялась священная мысль о возстановленіи въ Русской Церкви Патріаршества. Междоусобная борьба, раздѣлившая нашихъ сыновъ на два враждебные лагеря, вслѣдствіе оскудѣнія вѣры и христіанской любви, и подвинула на скорое рѣшеніе этого вопроса. Всѣми сознавалась нужда въ одномъ лицѣ, которое объединило бы насъ и было бы нашимъ духовнымъ вождемъ. Въ то время, когда все кругомъ подвергается стихійному развалу и разложенію — чувствовалась потребность въ созданіи живого и устойчиваго центра соборнаго единенія, чтобы такимъ образомъ Церковь, такъ дѣятельно участвовавшая въ созданіи нашего государства и «въ собираніи земли Русской», и нынѣ осталась центромъ духовнаго единства и великой духовной силы. Возстановленіе Патріаршества есть великое историческое событіе, значеніе котораго мы, быть можетъ, теперь ясно не сознаемъ, а оцѣнятъ это наши потомки, для которыхъ раскроется весь смыслъ происходящаго въ настоящій моментъ, подобнаго которому наврядъ ли что было въ нашей исторіи. Теперь есть у насъ «собиратель вѣрующихъ людей», «любящій отецъ», «молитвенникъ и печальникъ» за землю русскую, принявшій на себя великій и тяжелый подвигъ, путь Голгоѳы. Мы находимся еще подъ впечатлѣніемъ вчерашняго великаго дня, когда совершилось въ храмѣ Богородицы поставленіе Патріарха Всероссійскаго. Не забудемъ мы этого момента, тѣхъ часовъ, когда утру глубоку подходили мы къ Священиому Кремлю — сердцу Россіи. Не сразу пропустили даже насъ — священнослужителей для участія въ этомъ свѣтломъ торжествѣ. Подъ разными предлогами чинили намъ всякаго рода препятствія. И это — не чужіе, а свои, не внѣшніе враги, а числящіеся сынами одной матери-родины и Святой Церкви. И это совершается у насъ, на святой Руси, а не въ странѣ невѣрной. И душа наша была о Тебѣ, Святѣйшій нашъ Патріархъ. Не велелѣпная красота родныхъ святынь срѣтала Тебя, а узрѣлъ Ты Священный Кремль истерзанный и израненный злобою людскою, руками своихъ же сыновъ. Это — самволъ нашей когда то великой и священной родины, а теперь униженной и опозоренной...

Благословляемъ Тебя на этотъ великій подвигъ, который Ты теперь подъемлешь на себя. Ты не искалъ этой почести, а былъ взысканъ ею. Ты не желалъ ея, а Тебя возжелалъ Господь, чтобы ты былъ крестоносцемъ, подвижникомъ за православную Церковь и первостоятелемъ Русской Церкви. Тебя Богъ избралъ Патріархомъ, и возрадовалось сердце наше. Мы, члены Священнаго Собора, собравшіеся здѣсь для устроенія церковнаго, готовы раздѣлить съ Тобою труды великаго служенія не на словахъ только, а и на дѣлѣ. Мы, Архипастыри, и всѣ вѣрующіе, будемъ молиться о Тебѣ, чтобы Господь Богъ далъ Тебѣ силу понести тяжелый крестъ и даемъ священный обѣтъ облегчать тебѣ несеніе этого креста подобно Симону Киринеянину, понесшему крестъ Господень. Да вспомоществуетъ Тебѣ Господь всесильной благодатью въ спасительномъ служеніи Церкви и родинѣ. Многая лѣта Святѣйшему Патріарху.

Святѣйшій Патріархъ Тихонъ. Благодарю Господа Бога, сподобившаго меня здѣсь привѣтствовать Освященный Соборъ, почти тотчасъ же послѣ того, чтó совершилось на мнѣ вчера, рукою Божіею. Мнѣ отрадно войти въ соприкосновеніе съ людьми близкими мнѣ по духу и общей работѣ. Могу сказать, что я, какъ первый Патріархъ, являюсь плотью отъ плоти и костью отъ костей Собора. Отъ души благодарю Высокопреосвященнаго Арсенія, котораго устами говорили Вы. Благодарю за привѣтъ, за доброе пожеланіе и обѣщаніе крѣпкаго содружества и сотрудничества.

Конечно, возлюбленные отцы и братіе, всѣ мы отлично понимаемъ, среди какихъ обстоятельствъ возстановлено Патріаршество. Въ тотъ день, который желали видѣть многіе, въ тотъ день, который долженъ быть радостью всей Россіи, — въ этотъ день вмѣстѣ съ радостью сочетавается и скорбь. Ибо «какая житейская сладость печали бываетъ непричастна?» Этотъ день сочетавается съ грустью относительно тяжелаго положенія нашей Родины. Но да не смущается сердце наше. Таковъ законъ природы внѣшней и природы духа. Самъ Спаситель сказалъ: «жена егда рождаетъ, скорбь имать, ибо пріиде часъ ея, егда же родитъ, ктому не помнитъ скорби за радость, яко родися отроча въ міръ».

Пастырское дѣланіе, которое вѣдаютъ по опыту пастыри Церкви, и то дѣланіе, которому Вы, міряне, стали причастны по устроенію Русской Церкви, — ясно показываетъ, какой духовной тяготою, какими муками сопровождается служеніе всему святому. Но когда произойдетъ это рожденіе, тогда забываются тѣ страданія и муки, которыми оно сопровождалось. Мы не только среди великихъ бурь и оружейнаго огня вырабатывали положеніе о Патріархѣ, но въ этихъ священныхъ стѣнахъ мы слышали и различіе во взглядахъ. Но когда голосованіе приводило къ рѣшенію, то даже несогласные съ нами чувствовали на сердцѣ не тяготу, не злобу, а облегченіе. Это показываетъ, что работа, которую здѣсь дѣлали члены Собора, угодна Господу Богу, который посылаетъ миръ и благодать. Здѣсь иногда ранѣе нѣкоторыми высказывались опасенія, что возстановленіе Патріаршества затѣнитъ Соборъ, что Патріархъ повредитъ идеѣ соборности, — могу торжественно засвидѣтельствовать отъ своего лица, и думаю, что съ этимъ согласятся и будущіе мои преемники, что Патріаршество не представляетъ угрозы соборности Святой Православной Церкви. Возлюбленные отцы и братіе, не таковы теперь времена, не таковы обстоятельства, чтобы кто либо, какъ бы онъ великъ ни былъ и какою бы духовною силою ни обладалъ, могъ нести тяготу единоличнаго управленія Русской Церковью.

Вчера въ Успенскомъ Соборѣ я высказалъ мысль, что до сего времени многіе желали возстановленія Патріаршества, и были пригодныя для этого лица. Находясь въ Лаврѣ, я имѣлъ духовное утѣшеніе совершить поминовеніе 19 Ноября святителя Филарета — по поводу 50-лѣтія со дня его кончины. Вотъ, если бы онъ былъ живъ, тогда не нужно было бы долго задумываться надъ тѣмъ, кого выбирать въ патріархи. Это былъ человѣкъ, который отмѣченъ перстомъ Божіимъ и былъ вполнѣ подходящимъ для Патріаршества. Не имянуясь Патріархомъ, онъ былъ на дѣлѣ какъ бы Патріархомъ Русской Церкви. Но все же при немъ Патріаршества не было, оно возстановляется при насъ. Господь нашелъ по нашей немощи и по нашей духовной бѣдности, когда у насъ нѣтъ такого человѣка, какими были прежде великіе святые, — нашелъ благовременнымъ дать одному изъ насъ духовный даръ — Патріаршество. Сознавая вполнѣ всю свою скудость и немощность, Патріарху нечего и думать о томъ, чтобы получить власть и господство надъ Церковію. Нѣтъ, ему это не по силамъ. Я говорилъ какъ то въ рѣчи на Соборѣ, что мы должны искать не своей выгоды, не почета, не честолюбія, а имѣть въ виду пользу и благо Святой Православной Церкви. Это благо созидается общей работой всѣхъ, общимъ сотрудничествомъ. Какъ въ живомъ организмѣ каждый членъ долженъ быть на своемъ мѣстѣ и содѣйствовать общей работѣ всего организма, такъ и въ церковномъ тѣлѣ. И это содружество въ работѣ мы видимъ на Соборѣ. Здѣсь каждый Членъ Собора вноситъ въ общее дѣло свою лепту, вкладываетъ кирпичъ въ фундаментъ церковнаго зданія. Я вполнѣ надѣюсь и на дальнѣйшую Вашу плодотворную работу по устроенію Церкви Божіей, вѣрю въ это и уповаю, и отъ души молитвенно привываю благословеніе Господа на Васъ и на Ваши труды.

Соборъ воспѣваетъ τὸν δεσπότην...

Архіепископъ Новгородскій Арсеній. Прошу Членовъ Собора подходить подъ благословеніе Его Святѣйшества.

Члены Собора подходятъ подъ благословеніе.

Соборъ воспѣваетъ догматики, тропарь праздника Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Св. патріархъ, преподавъ благословеніе всѣмъ Членамъ Собора, въ 1 ч. 15 мин. покидаетъ Соборную Палату.

Предсѣдательствующій. Нѣкоторые Члены Собора заявили мнѣ, что въ виду исключительно торжественнаго момента прибытія св. патріарха можно бы закончить сегодняшнее засѣданіе. Но другіе члены заявили, что не слѣдуетъ терять времени и что нужно продолжать засѣданіе. Я ставлю на голосованіе: кто за продолженіе засѣданія — сидитъ, кто за прекращеніе, встаетъ.

Постановлено: Продолжать засѣданіе.

А. А. Востоковъ. Я всецѣло поддерживаю уже высказанную здѣсь мысль объ увеличеніи числа членовъ Церковнаго Совѣта представителями бѣлаго духовенства. Необходимость подобнаго увеличенія достаточно уже выяснена съ этой каѳедры и мнѣ нѣтъ надобности говорить объ этомъ. А я хочу сказать только въ защиту забытыхъ здѣсь низшихъ клириковъ. Въ ст. 7 сказано, что члены Церковнаго Совѣта изъ клириковъ должны быть въ Священномъ санѣ. Я никакъ не могу логически уяснить эти слова и связать ихъ съ настоящею дѣйствительностью. Если здѣсь на Священномъ Соборѣ на равныхъ правахъ съ прочими членами уже присутствуетъ около 40 низшихъ клириковъ и какъ мы видимъ, нисколько не уронили высокій авторитетъ Собора, то мнѣ кажется несправедливо и логически не послѣдовательно лишать ихъ права быть выбранными въ Церковный Совѣтъ, который по положенію, конечно, ниже Собора.

Пора намъ слиться въ одну дружную христіанскую семью. На маленькихъ людей нужно смотрѣть не сверху внизъ, а по-братски и дружелюбно.

Проф. П. П. Кудрявцевъ. Я должень пополнить мысль, высказанную мною въ прежнемъ засѣданіи. У насъ предполагаются 3 органа Высшаго Церковнаго Управленія — Сѵнодъ, Совѣтъ и соединенное засѣданіе того и другого. Въ этомъ соединенномъ засѣданіи клирики и міряне должны быть въ числѣ не меньшемъ, чѣмъ епископы. Я стоялъ бы за число 6 — членовъ Совѣта. Что касается распредѣленія этихъ членовъ, то оно можетъ быть таково: 3 епископа, 5 клириковъ, въ томъ числѣ одинъ изъ сельскихъ священниковъ и одинъ изъ низшихъ клириковъ, и 8 мірянъ, въ томъ числѣ одинъ изъ учителей духовно-учебныхъ заведеній. Что касается монашествующихъ, то долженъ сказать, что въ Кіевѣ ко мнѣ обращались иноки изъ монастырей съ просьбою, чтобы въ потребныхъ случаяхъ не смѣшивали монастырскихъ иноковъ со внѣмонастырскимъ ученымъ монашествомъ, — чтобы отъ нихъ были особые представители. И я нахожу нужнымъ ввести въ составъ Церковнаго Совѣта представителя отъ монастырскихъ иноковъ. Для этого не требуется увеличить составъ Членовъ Церковнаго Совѣта, представитель монастырскихъ иноковъ въ Совѣтѣ можетъ быть на-счетъ епископовъ.

Предсѣдательствующій. Необходимо возвратиться къ 4 ст. Къ этой статьѣ есть примѣчаніе. Обсужденіе этого примѣчанія мы отложили до окончанія обсужденія ст. 6. Теперь ст. 6 принята и быть можетъ, примѣчаніе къ 4 ст. слѣдуетъ исключить.

Постановлено: Исключить примѣчаніе къ ст. 4.

А. Г. Куляшевъ. Я желажъ бы видѣть въ составѣ Высшаго Церковнаго Совѣта представителей отъ діаконовъ, псаломщиковъ и единовѣрцевъ, почему осмѣливаюсь предложить Собору увеличить проектируемый составъ Совѣта еще на три человѣка. Отъ діаконовъ и псаломщиковъ, по нашему глубокому убѣжденію, представители должны быть въ Совѣтѣ непремѣнно. Устраненіе ихъ было бы несправедливымъ и въ отношеніи діаконовъ и псаломщиковъ обиднымъ. Пора и давно пора возвратить діаконамъ и псаломщикамъ тѣ права и обязанности, коими они надѣлены были съ глубокой древности отъ самихъ святыхъ апостоловъ.

Теперь наше слово о единовѣріи. Я идейный и принципіальный противникъ единовѣрческаго епископства. Но это не лишаетъ меня права и пріятной обязанности заботиться о развитіи и процвѣтаніи единовѣрія. Единовѣрцы въ настоящее время заботятся о возстановленіи своего древняго уклада жизни. При такомъ направленіи ихъ желаній и стремленій представитель отъ единовѣрцевъ — какъ выразитель ихъ мнѣнія, крайне необходимъ.

Итакъ по мотивамъ, вышеприведеннымъ, я желалъ бы увеличить составъ Совѣта еще на три члена, въ него должны войти представители отъ діаконовъ, псаломщиковъ и единовѣрцевъ.

Серафимъ, епископъ Челябинскій. Изъ всѣхъ предложеній, внесенныхъ на настоящемъ засѣданіи Собора, заслуживаетъ вниманія только предложеніе — о. протоіерея Санковскаго. Параграфомъ 7 доклада Отдѣла о Высшемъ Церковномъ Управленіи — предусмотрѣно участіе въ составѣ Высшаго Церковнаго Совѣта, помимо Патріарха Предсѣдателя, трехъ епископовъ, трехъ клириковъ — священнаго сана и шести мірянъ.

Изъ трехъ клириковъ — одинъ долженъ быть въ монашескомъ званіи, — другой несомнѣнно будетъ, да и долженъ быть, представитель отъ военнаго и морского духовенства; для пресвитеровъ, едва замѣтное, — одно мѣсто. Я считаю — это несправедливымъ и, главное, не полезнымъ для дѣла и блага Церкви. Вѣдь наше духовенство стоитъ близко къ нуждамъ нашей деревни и, какъ единственно культурный, а въ особенности въ настоящіе тяжелые дни элементъ въ селахъ, наши пастыри — тѣ или иныя явленія Церкви приходской жизни могутъ лучше и глубже другихъ и понимать и лучше другихъ освѣтить, лучше и болѣе другихъ они знаютъ нужды пасомыхъ, да и ближе они стоятъ къ простому народу, чѣмъ всѣ другія, а потому — и съ этой стороны — число ихъ въ Совѣтѣ должно быть увеличено.

Примѣнительно къ дѣленію нашихъ епархій на пять частей, на пять очередей, вполнѣ почитаю не только полезнымъ, но и крайне необходимымъ для блага Церкви, для освѣщенія ея дѣйствительныхъ нуждъ — дать 5 мѣстъ и нашимъ пресвитерамъ — въ Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ.

Есть основанія и каноническія. Прочтите 55 пр. Св. Апост. и толкованіе на оное въ нашей славянской кормчей. Въ послѣднемъ сказано: «епископы по образу Господа нашего Іисуса Христа и глава церковнаго тѣлесе именуеми; пресвитеры... по образу суще рукъ, — ими бо (епископы) церковное правленіе содѣваютъ». Такимъ образомъ пресвитеры — это руки епископовъ: ими епископатъ содѣваетъ церковное управленіе... И вотъ, въ высшемъ Церковномъ Совѣтѣ мы — будемъ имѣть и главу церковнаго тѣла и ноги (см. 64 пр. VI Соб.), а для рукъ почти и мѣста нѣтъ. Нѣтъ, — для дѣла, для блага и пользы Церкви, для возрожденія церковно-приходской жизни необходимо болѣе рукъ и рукъ. Вотъ почему потребно — пресвитерамъ дать болѣе, чѣмъ имъ отведено, мѣстъ.

Кто-то изъ ораторовъ сказалъ, что требуется представительство и для нашихъ псаломщиковъ и для діаконовъ, ибо де первыхъ 50.000, а вторыхъ 14.000, — требуется мѣсто и для низшихъ клириковъ для защиты ихъ личныхъ интересовъ.

Нѣтъ, — личныхъ интересовъ нѣтъ и не должно быть, — въ общемъ церковномъ дѣлѣ, церковной работѣ — интересы одни, общецерковные и представителями этихъ обще-церковно-приходскихъ интересовъ будутъ сельскіе іереи, отлично знающіе нужды и нашихъ меньшихъ братій. Высшій Церковный Совѣтъ — это учрежденіе не канцелярскаго только характера при Соборѣ или Сѵнодѣ, — нѣтъ — это высокое учрежденіе, съ задачами творческими, а потому требуетъ и лицъ — съ образованіемъ, а не полуграмотныхъ лицъ; — съ широкимъ кругозоромъ, съ иниціативой, а наши низшіе клирики, по своему образованію, какъ стоящіе на низкомъ уровнѣ, совершенно неполезны въ такомъ учрежденіи, а потому я и настаиваю на участіи только пресвитеровъ.

Указанныя мною соображенія побуждаютъ меня внести и дальнѣйшую поправку въ ст. 7, что — пресвитеры — должны быть съ полнымъ богословскимъ, не ниже средняго, образованіемъ. Стоять на верху и быть безъ полнаго образованія, рѣшать дѣла всей Церкви и вершить судьбы народа — мало знать азбуку и читать «Биржевку». На рѣчь одного изъ членовъ Собора Высокопреосвященный Антоній замѣтилъ, что въ составъ Высшаго Церковнаго Совѣта войдетъ (проситъ — «не бояться») неученый монахъ, а изъ простецовъ. Заявленіе почитаю несправедливымъ и требующимъ поправки. Кого монастыри пошлютъ, кто опытенъ въ духовной жизни, кто знаетъ монастырскую жизнь и нужды, тотъ (будетъ ли ученый инокъ, или изъ простецовъ — не ученый) и долженъ войти въ это высокое учрежденіе. Тутъ дѣленія не можетъ быть. Итакъ вотъ мое предложеніе: «Въ составъ высшаго Церковнаго Совѣта входятъ, помимо патріарха-предсѣдателя, 15 членовъ: три епископа — по избранію Св. Сѵнода, — 5 клириковъ, въ санѣ пресвитерскомъ, имѣющихъ полное богословское, не ниже средняго, образованіе, одинъ представитель отъ монашества — въ священномъ санѣ (безразлично изъ ученыхъ или простецовъ) и 6 отъ мірянъ.

Архим. Матѳей. У насъ есть епископы, прекрасно знающіе церковную жизнь во всѣхъ ея сторонахъ. Я полагаю, что клирики образуютъ нѣчто единое съ епископами. Зачѣмъ же представлять ихъ, какъ бы распятыми между двумя столбами: епископствомъ, съ одной стороны, и мірянами, съ другой? Всѣ обстоятельства современной жизни призываютъ насъ къ объединенію, и опасеній раздѣленія я совершенно не понимаю. Будемъ лучше держаться одного принципа — полнаго единенія во имя Господне и во имя Церкви. Если бы всѣ стали на эту точку зрѣнія, то не было бы надобности въ увеличеніи числа членовъ Церковнаго Совѣта. Далѣе, развѣ пресвитеры не знаютъ быта діаконовъ и псаломщиковъ? Вѣдь пресвитеръ не есть какой то небожитель, съ презрѣніемъ относящійся къ другимъ клирикамь. И намъ надобно помнить только о Церкви, а не о діаконахъ и псаломщикахъ. Не зачѣмъ увеличивать представителей и отъ мірянъ. Не слѣдуетъ забывать, что Церковь изъ господствующаго положенія переходитъ въ состояніе гонимой, — когда ее ожидаетъ скудость средствъ, когда каждой копѣйкой нужно дорожить. По этому я предлагаю остановиться на томъ числѣ, которое указано въ ст. 7 доклада, т. е. на 12, имѣя въ виду общую объединяющую работу членовъ Сѵнода и Совѣта цѣль — дѣло Господа Іисуса Христа.

Проф. И. М. Громогласовъ. Я не пойду такъ далеко, какъ Предсоборный Совѣтъ, но скажу: 12 членовъ мало, и полагалъ бы увеличить это число по крайней мѣрѣ до 15. Теперь о перегородкахъ. По моему, слѣдуетъ воздержаться отъ указанія на эти перегородки: столько-то пресвитеровъ, столько-то діаконовъ, столько-то мірянъ. Отъ самого Собора при выборѣ членовъ Совѣта будетъ зависѣть опредѣлить, какое число и отъ какой группы выбрать въ Совѣтъ. Можетъ быть, Соборъ найдетъ нужнымъ избрать всѣхъ пресвитеровъ, можетъ быть, одного.

Голоса. Правильно.

Общимъ положеніемъ должно быть то, что епископовъ и клириковъ должно быть не менѣе мірянъ, т. е. 6.

Голоса. Правильно.

Изъ этихъ 6 — одинъ долженъ быть представителемъ монашествующихъ. Я заканчиваю замѣчаніемъ о образовательномъ цензѣ членовъ Совѣта. Лично я думаю, что объ образовательномъ цензѣ въ данномъ случаѣ рѣчи не можетъ быть. Единственнымъ цензомъ для членовъ Совѣта долженъ быть цензъ церковности, знаніе церковной жизни и опытъ въ церковныхъ дѣлахъ.

Голоса. Правильно.

Предсѣдательствующій Антоній, архіепископъ харьковскій. Заканчиваю пренія до слѣдующаго засѣданія, которое состоится завтра въ 10 час. утра. Съ своей стороны, замѣчу только, что когда рѣчь заходитъ о правахъ, наблюдается цѣлый потокъ рѣчей, — а когда дѣло шло о проповѣди, — рѣчей было очень мало.

Засѣданіе закрыто въ 2 ч. 15 м.

Примѣчаніе:
[1] Дѣяніе 47 было напечатано въ газетѣ «Всероссійскій Церковно-Общественный Вѣстникъ».

Источникъ: Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Дѣяніе 48-ое, 22 ноября 1917 года. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 6.14(27) февраля 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 236-248.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0