Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ДѢЯНІЯ СВЯЩЕННАГО СОБОРА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССІЙСКОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 ГГ.

Приложеніе II къ дѣянію XXXVI.       

Слово, произнесенное Преосвященнымъ Митрофаномъ, Епископомъ Астраханскимъ и Царевскимъ, въ храмѣ Христа Спасителя въ день избранія Всероссійскаго Патріарха.

Свѣтися, свѣтися, новый Іерусалиме, слава бо Господня на тебѣ возсія (Изъ 9 пѣсни пасх. канона).

Благочестивые русскіе люди, такъ называемые паломники, восѣщавшіе Іерусалимъ и другія священныя мѣста Востока, съ особымъ умиленіемъ и радостію по возвращеніи оттуда разсказываютъ, что они не разъ были за службой патріарха, принимали отъ него благословеніе, а иные получали отъ него на память какой-либо подарокъ, и этотъ обычно недорогой подарокъ они хранятъ какъ драгоцѣнность и нерѣдко завѣщаютъ положить его съ собою, какъ священное напутствіе въ лучшую жизнь. Многіе наши отечественные боголюбцы имѣютъ въ своихъ домахъ на почетномъ мѣстѣ портреты восточныхъ патріарховъ, знаютъ имена ихъ и поминаютъ ихъ. Откуда же такая трогательная привязанность у русскихъ къ восточнымъ іерархамъ? Здѣсь, конечно, прежде всего отзывается голосъ вселенскаго братскаго единства вѣрующихъ, составляющихъ едино стадо Христово, хотя и разсѣянное по всей вселенной. Церковная іерархія или священноначаліе и служитъ благодатнымъ средствомъ сохраненія вселенскаго единства, и тамъ, гдѣ она (іерархія) прекращается, тамъ пресѣкается и токъ благодати и спасенія.

Наша русская Церковь получила свое начало съ Востока, изъ Византіи, и посему ей естественно туда обращаться и сохранять нерушимо духовную связь съ православнымъ Востокомъ. Но помимо сего есть и нѣчто другое, что плѣняетъ взоры русскихъ людей на Востокѣ, а именно та красота и полнота церковнаго чина, какая достигается служеніемъ патріарха, вокругъ котораго собираются и духовные и міряне, для которыхъ онъ является общимъ духовнымъ отцомъ, воистину носящимъ живой воодушевленный образъ служенія Христа. И видя и наблюдая такую церковную красоту, наши паломники невольно съ затаеннымъ сожалѣніемъ останавливаются на порядкахъ своей родной Церкви и съ недоумѣніемъ вопрошаютъ: почему же у насъ нѣтъ патріарха, почему же мы лишены этой полноты церковнаго устроенія? Была, братіе, и у насъ такая полнота, былъ нѣкогда и на Руси святѣйшій патріархъ, его не стало у насъ со времени Петра перваго, а раньше до того времени, можно безъ преувеличенія сказать, что вся наша исторія совершалась съ патріархомъ или около него. Имя и служеніе патріарха было хорошо извѣстно въ древней Руси. Принявъ христіанство изъ Византіи, русская Церковь стала въ подчиненіе Константинопольскому патріарху, и имя его возносилось и у насъ за богослуженіемъ. Патріархи часто присылали свои грамоты или посланія, а иногда и сами появлялись на Руси, принося своимъ посѣщеніемъ радость и торжество. Къ нимъ за поставлѣніемъ ѣздили и наши митрополиты, пока не пріобрѣли полной церковной независимости, что совершилось со времени Іоны, поставленнаго митрополитомъ московскимъ сонмомъ однихъ русскихъ іерарховъ, безъ участія патріарха.

Но было время, когда Византія пала подъ ударами турокъ, а Москва начала рости и собирать около себя русскую силу. И вы знаете, какое участіе принимали наши святители въ этомъ великомъ дѣлѣ собиранія Русской земли. Безбоязненно они ходили въ Орду и своимъ кроткимъ словомъ укрощали свирѣпыхъ хановъ, примиряли внутри страны враждующихъ князей, а непокорнымъ грозили гнѣвомъ, а иногда проклинали. И слово святителей было такъ сильно, что предъ ними склонялись самые необузданные и непокорные. Исторія передаетъ намъ и такіе случаи, когда враждующія стороны выходили другъ на друга и закипала междоусобная брань. Такъ было въ особенности въ Новгородѣ, гдѣ не разъ святители останавливали кровопролитіе своимъ появленіемъ или посланіемъ. О, какъ нуженъ бы и намъ такой голосъ пастырскаго дерзновенія, такой сильный призывъ къ миру, братству и прекращенію междоусобія! Никогда, даже въ самые страшные моменты своего существованія Русь не переживала такихъ ужасовъ, какіе переживаемъ мы. Нельзя словами изобразить всего горя, страданія и позора нашей родины. Рана открытая, живая, болѣзненно сочится, когда къ ней прикасаются... Раны нашего сердца открыты и не будемъ трогать ихъ воспоминаніями, отъ которыхъ кровь стынетъ и все наше существо содрогается. Одно мы чувствуемъ и сознаемъ, что жить такъ дальше нельзя, и жизнь дѣйствительно у насъ замираетъ. Остановиловь всякое производство, остановилась торговля, молчатъ суды и едва влачитъ свое существованіе просвѣщеніе народа. Такъ неужели же наступитъ параличъ всего нашего отечественнаго организма, еще недавно такъ сильнаго и могучаго? Нѣтъ, этого не можетъ и не должно быть! Жизненныя силы Россіи духовныя и физическія неизсякаемы: нужно ихъ разбудить, привести въ движеніе.

Извѣстно, что дѣлаетъ врачъ, когда вдругъ, неожиданно останавливается работа организма, онъ прежде всего старается нащупать сердце и его привести въ движеніе, а тогда заработаетъ и весь организмъ. Сердце русскаго народа составляетъ его вѣра, святое его упованіе. Жива вѣра, живъ и русскій народъ — крѣпко его упованіе, крѣпка и несокрушима тогда Русь. Итакъ, спросимъ себя: жива ли у насъ теперь вѣра, крѣпко ли мы стоимъ въ святомъ упованіи, или они ослабѣли, угасли въ насъ? Тогда понятно, почему и вся жизнь наша начинаетъ замирать! Всякій, кто не потерялъ духовнаго чутья и правильнаго смысла пониманія совершающихся событій, долженъ признать, что съ ними случилось именно это духовное обнищаніе. Мы стали холодны, равнодушны къ своей вѣрѣ, и она уже не воодушевляетъ насъ къ тѣмъ подвигамъ, какіе по ея внушенію совершали наши предки. И вотъ, съ охлажденіемъ въ сердцахъ нашихъ вѣры, помутился нашъ разумъ, изсякла любовь, отошла отъ насъ правда, всюду пошли обманъ, ложъ, грабительство и клятвопреступленія, наступила великая разруха Русской земли, бóльшая той, какую пережила Русь въ памятную годину лихолѣтія. Но это же естественное сближеніе двухъ отдаленныхъ эпохъ не укажетъ ли намъ и средство врачеванія отъ переживаемыхъ намъ золъ? Что тогда спасло Россію? Спасла Троицкая Лавра съ ея молитвами и благословеніемъ, спасли грамоты патріарха Ермогена, которыя воспламенили сердца россіянъ!

Не отсюда ли родилась и въ наши дни мысль о патріархѣ, какъ испытанномъ средствѣ духовнаго оживленія русскаго народа? Кто слѣдилъ за ходомъ вопроса о возстановленіи въ Русской Церкви патріаршества, тотъ долженъ признать, что это было именно такъ. Мысль о патріархѣ, никогда не умиравшая у вѣрующихъ, сама собой ожила подъ вліяніемъ переживаемыхъ событій, быстро окрѣпла въ сознаніи народа, стала господствующей, и силой внутренней присущей ей исторической правды сразу покорила сердца вѣрующихъ людей, со всей Россіи собравшихся въ Церковный Соборъ. Участники Собора съ изумленіемъ наблюдали, какъ прямо чудодѣйственно вырастала мысль о патріархѣ и скоро воплотила въ себѣ лучшія чаянія лучшихъ людей. И вотъ нынѣ мы присутствуемъ на самомъ торжествѣ чина избранія Всероссійскаго Патріарха. Какой торжественный и радостный моментъ въ жизни Русской Церкви! Его она ждала больше 200 лѣтъ. Жребіи нашихъ избранниковъ лежатъ у чудотворной Владимірской иконы Божіей Матери: еще нѣсколько мгновеній — и станетъ извѣстнымъ имя того, кто будетъ нашимъ отцемъ, молитвенникомъ и печальникомъ земли Русской!

Въ этотъ моментъ наступленія рѣшенія возникшаго вопроса всей нашей церковной жизни естественно намъ вопросить себя: чего же мы ждемъ отъ нашего грядущаго Патріарха, чѣмъ онъ долженъ явиться на Руси? По обстоятельствамъ переживаемаго времени онъ прежде всего долженъ собрать воедино всѣ живыя вѣрующія силы народа и вдохновить ихъ на подвигъ служенія тѣмъ вѣковѣчнымъ завѣтамъ, на какихъ строилась и жила Россія. Среди общаго распада и разрухи онъ долженъ идти впереди своего стада, воодушевляя его своимъ примѣромъ. О, сколько потребно ему мужества, самоотверженія и любви, чтобы выполнить тотъ подвигъ, на какой зоветъ его страждущая наша родина! И взирая на величіе его подвига, невольно сомнѣніе закрадывается въ душу: да можно ли одному человѣку все сіе совершить, по силамъ-ли кому-либо такое тяжкое бремя служенія? Говоря по человѣчески трудно и почти невозможно выполнить все одному человѣку, но невозможное отъ человѣка, возможно отъ Бога. И съ какимъ понятнымъ душевнымъ трепетомъ ожидаютъ наши избранники высшаго указаннаго служенія. Если подвигоположникъ и начальникъ нашего спасенія Господь Іисусъ Христосъ наканунѣ искупительныхъ стражаній молился въ Геѳсиманскомъ саду до кроваваго пота и съ мольбой взывалъ къ Отцу Своему: Отче, аще возможно, да мимо идетъ чаша сія отъ Мене, то что должны чувствовать и испытать въ предвѣдѣніи величайшаго подвига служенія Церкви Христовой призываемые къ сему? Ангелъ съ небеси явился и укрѣплялъ Божественнаго Страдальца. Станемъ и мы на духовной стражѣ и укрѣпимъ грядущаго нашего подвижника и печальника земли Русской. Молись усердно въ сей часъ, вся Русь Православная, и молитвой испроси себѣ у Господа избранника, который поведетъ насъ по пути спасенія. Обвѣянный общенародной молитвой пріидетъ онъ, говоря библейскимъ языкомъ, яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю, напоитъ своимъ живоноснымъ словомъ жаждущія сердца, затеплитъ въ нихъ огонь святой и поведетъ всѣхъ къ подвигу служенія и стоянія за Святорусскую землю.

Къ вамъ, великіе святители и молитвенники земли Русской, свв. Петре, Алексіе, Іоно, Филиппе и Ермогене, обращаемъ свой молитвенный вопль: пріидите къ намъ и подкрѣпите своимъ дерзновеннымъ ходатайствомъ нашу пламенную молитву, дабы далъ намъ Господь мужа, который, преемствуя вамъ въ служеніи, явился бы среди насъ и живымъ примѣромъ того самоотверженія и любви, какими пламенѣли ваши сердца въ дни земнаго вашего служенія Русской Церкви!

Царица Небесная, наша Предстательница и Заступница! Не остави насъ въ сей часъ великаго всенароднаго моленія и Сама укажи жребій служенія тому, котораго со слезами испрашиваетъ у Господа русскій народъ. Призри на моленіе рабъ Твоихъ, всенепорочная Владычице! Все упованіе наше возлагаемъ на Тя, Мати Божія, сохрани насъ подъ кровомъ Твоимъ. Аминь.

Источникъ: Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Дѣянія. Книга III: Дѣянія XXXI-XL. — Изданіе Соборнаго Совѣта. — Пг., 1918. — С. 114-117.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0