Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Іеромонахъ Серафимъ Роузъ († 1982 г.)
Архіепископъ Аверкій и его значеніе для Вселенской Православной Церкви
[1].

Слишкомъ часто мы, православные христіане, «пренебрегаемъ» великими людьми среди насъ, недооцѣниваемъ пока они съ нами. И даже когда они насъ покидаютъ, не даемъ имъ правильную оцѣнку и допускаемъ, чтобы ихъ значеніе и наслѣдіе предавалось забвенію.

Архіепископъ Аверкій былъ однимъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ — не только столпомъ Русской Православной Церкви Заграницей, и не только Русскаго Православія, но именно всей Православной Церкви XX столѣтія.

Родился Александръ Павловичъ Таушевъ (мірское имя и отчество владыки) 19 октября / 1 ноября 1906 года въ г. Казани въ благородной семьѣ. Его отецъ, государственный служащій, по долгу службы часто разъѣзжалъ по Россіи, и это позволило юному Александру познакомиться съ сердцемъ Святой Руси — ея монастырями и святынями. И хотя Александръ рано покинулъ родину, память объ этихъ святыхъ мѣстахъ сопутствовала ему всю его послѣдующую жизнь. Еще въ нѣжномъ возрастѣ Александра привлекали книги духовнаго содержанія, такія какъ «Невидимая брань» и уже съ семи-восьми лѣтъ онъ почувствовалъ отчужденіе отъ обыкновенной мірской жизни и тяготѣніе къ монашеству.

Во время гражданской войны, съ тяжестью на душѣ, семья Таушевыхъ покинула родину. Семья поселилась въ болгарскомъ городѣ Варнѣ, въ которомъ Александръ продолжалъ свою учебу до 1926 года. Въ эти годы, самое сильное религіозное вліяніе на него оказывали мѣстный храмъ и его настоятель, о. Іоаннъ Слунинъ.

Тогда, въ 1925 году, въ Варну пріѣхалъ архіерей, который опредѣлилъ направленіе жизни Александра. Это былъ архіепископъ Ѳеофанъ Полтавскій — строгій монахъ, молитвенникъ и богословъ въ истинно святоотеческой традиціи. Послѣ встрѣчи съ владыкой Ѳеофаномъ, у молодого студента появилось рѣшительное стремленіе къ монашеству. Съ благословенія архіепископа Ѳеофана Александръ поступилъ на богословскій факультетъ Софійскаго государственнаго университета, который онъ блестяще закончилъ въ 1930 году, а затѣмъ поѣхалъ на Карпатскую Русь съ намѣреніемъ принять монашество и служить Русской Церкви.

Въ 1931 Александръ тамъ принялъ постригъ. Черезъ годъ онъ былъ рукоположенъ въ іеромонаха и началъ обслуживать мѣстные приходы и помогать настоятелю Свято-Николаевскаго монастыря близъ села Изы. Вскорѣ онъ также принялъ на себя обязанность редактора епархіальнаго изданія и преподавателя катехизиса въ среднихъ школахъ.

Когда Карпатскую Русь оккупировали мадьяры въ 1940 году, о. Аверкій отправился въ Бѣлградъ и тамъ состоялъ на службѣ при первосвятителѣ Русской Зарубежной Церкви митрополитѣ Анастасіи. Онъ преподавалъ пастырское богословіе и гомилетику на Миссіонерско-пастырскихъ курсахъ и велъ курсъ лекцій для мірянъ о духовной жизни.

Когда Архіерейскій Синодъ былъ перемѣщенъ въ Мюнхенъ въ 1945 году, о. Аверкій переѣхалъ вмѣстѣ съ нимъ и продолжалъ заниматься законоучительствомъ. Въ 1950 году Синодъ назначилъ о. Аверкія на должность предсѣдателя Миссіонерско-просвѣтительскаго комитета при Архіерейскомъ Синодѣ. Въ 1951 году архимандритъ Аверкій прибылъ въ США и вскорѣ былъ приглашенъ въ новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарію для преподаванія Новаго Завѣта, литургики и гомилетики. Въ 1952 г. онъ былъ утвержденъ въ должности ректора Свято-Троицкой семинаріи, въ 1953 г. назначенъ викарнымъ архіереемъ Восточно-Американской и Нью-Іорской епархіи съ титуломъ Сиракузскій и Троицкій. Въ 1960 г., послѣ кончины архіепископа Виталія, сталъ настоятелемъ Свято-Троицкой обители, а въ 1967 г. сталъ епархіальнымъ архіереемъ Сиракузско-Троицкой епархіи. Совмѣщая эти три должности, Владыка Аверкій до своей смерти продолжалъ дѣло просвѣщенія православныхъ вѣрующихъ, какъ будущихъ пастырей въ семинаріи, такъ и всѣхъ людей, читающихъ монастырскія изданія, содержаніе которыхъ отличалось своимъ благочестіемъ и строгимъ богословіемъ. За эти годы изъ окончившихъ семинарію около 100 человѣкъ приняло священство.

Проповѣди владыки Аверкія печатались въ издаваемомъ въ монастырѣ журналѣ «Православная Русь». Въ число написанныхъ имъ книгъ входятъ учебники по гомилетикѣ и толкованію Священнаго Писанія въ двухъ томахъ, его «Слова и рѣчи» и жизнеописаніе и письма его возлюбленнаго аввы — архіепископа Ѳеофана Полтавскаго.

Всѣ письменные труды архіепископа Аверкія проникнуты — любовью къ Божіей истинѣ, праведной ревностью, выражающей эту любовь и набатнымъ призывомъ — всѣмъ этому слѣдовать.

Обильный потокъ, которымъ его златыя уста изливали сладкій медъ чистаго Православія, особенно въ послѣдніе годы его жизни, въ какой-то мѣрѣ скрывалъ отъ насъ рѣдкость и даже уникальность его ученія въ наши лукавые дни. Мы настолько привыкли къ его огненнымъ и смѣлымъ словамъ, что не замѣтили, что онъ едва ли не единственнный іерархъ изъ всѣхъ помѣстныхъ Православныхъ Церквей, съ такой смѣлостью и съ такой стойкостью защищающій Православіе.

Въ ранніе вѣка у Церкви было много святыхъ отцовъ, пишущихъ въ защиту Православія или противъ многочисленныхъ ересей, которыя, по одиночкѣ или всѣ вмѣстѣ, нападали на Церковь. Но въ дни, когда православные христіане теряютъ «вкусъ» Православія и почти всѣ Помѣстныя Церкви поддаются отступленію нашего времени, его голосъ былъ почти единственнымъ, который, съ такой силой и смѣлостью несмотря на его тѣлесныя немощи, постоянно продолжалъ говорить правду. Дѣйствительно, въ вѣкъ, когда наша вѣра все болѣе охладѣваетъ, онъ явился выразителемъ и защитникомъ Православія.

Его взглядъ на современный міръ, будучи вдохновленнымъ Священнымъ Писаніемъ и святыми отцами Церкви, всегда былъ трезвъ и точенъ. Архіепископъ Аверкій училъ, что мы живемъ въ вѣкъ апостасіи — отступничества отъ истиннаго Христіанства, когда «тайна беззаконія» входитъ въ послѣднюю стадію подготовки къ пришествію «человѣка грѣха» — антихриста (2 Сол. 2, 3). Онъ особенно ярко прослѣдилъ развитіе апостасіи со временъ раскола Римской Церкви (1054 г.), черезъ эру возрожденія, реформаціи и гуманизма французской революціи, матеріализма XIX вѣка и коммунизма завершившееся россійской революціей 1917 года. Эта революція сняла послѣднюю преграду къ тайнѣ беззаконія и пришествію антихриста. Онъ пишетъ: «быть истиннымъ православнымъ христіаниномъ, готовымъ до смерти соблюсти свою вѣрность Христу-Спасителю, въ наши дни много труднѣе, чѣмъ въ первые вѣка Христіанства». Бывая порой явнымъ и открытымъ, какъ, напримѣръ, въ коммунистическихъ странахъ, гоненіе на Христіанство въ наши дни внѣшне тщательно прикрывается. «Подъ прикрытіемъ этой обманчивой, многихъ вводящей въ заблужденіе, благовидной внѣшности, въ дѣйствительности повсюду идетъ теперь сильнѣйшее скрытое гоненіе на Христіанство... Это гоненіе гораздо опаснѣе и страшнѣе прежняго открытаго гоненія, ибо оно грозитъ полнымъ опустошеніемъ душъ — духовной смертью».

Владыка Аверкій часто цитируетъ слова святителя Ѳеофана Затворника о послѣднихъ временахъ: «Хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступленіе истинное».

Касательно исполненія этихъ словъ въ наши дни, архіепископъ Аверкій пишетъ: «Христіанскій міръ представляетъ собою нынѣ жуткую, безотрадную картину глубочайшаго религіозно-нравственнаго паденія». Прельщеніе мірскимъ комфортомъ и благополучіемъ отдаляетъ души людей отъ Бога. «Слуги антихриста болѣе всего стараются о томъ, чтобы совершенно вытѣснить Бога изъ жизни людей, дабы люди, довольные своимъ матеріальнымъ благополучіемъ, не чувствовали никакой потребности обращаться къ Богу въ молитвѣ, не вспоминали Бога, а жили такъ, какъ будто Его вовсе нѣтъ. Поэтому весь укладъ нынѣшней жизни въ такъ называемыхъ «свободныхъ» странахъ, гдѣ нѣтъ открытаго кроваваго гоненія на вѣру, гдѣ признается за каждымъ право вѣровать такъ, «какъ онъ хочетъ» представляетъ собою еще большую опасность для души христіанина, ибо приковываетъ его всецѣло къ землѣ, заставляя забывать о небѣ.

«Вся современная культура, направленная на чисто-земныя достиженія, и связанный съ нею бѣшеный водоворотъ жизни, держатъ человѣка въ постоянной суетѣ и разсѣянности, при коихъ нѣтъ для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться въ свою душу, и духовная жизнь въ немъ постепенно замираетъ». Вся современная жизнь на общественномъ уровнѣ является подготовкой къ пришествію антихриста: «Все, что происходитъ теперь на верхахъ религіозной, государственной и общественной жизни людей, съ тѣхъ поръ, какъ повержена во прахъ наша Православная Россія, и есть ни что иное, какъ напряженная работа по подготовкѣ слугами грядущаго антихриста его будущаго царства». И въ этой работѣ одинаково принимаютъ участіе какъ тѣ, кто отреклись отъ Христа, такъ и тѣ, кто носитъ имя «христіанъ».

Послѣ того, какъ архіепископъ Аверкій изображаетъ мрачную картину настоящаго и будущаго, онъ призываетъ православныхъ христіанъ къ борьбѣ противъ духа міра сего во злѣ лежащаго. «Всѣ желающіе сохранить вѣрность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя отъ всякаго увлеченія земными благами, отъ обольщенія ими. Крайне опасно поддаваться всякимъ стремленіямъ сдѣлать себѣ карьеру, создать славное имя, пріобрѣсти власть и вліяніе въ обществѣ, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортомъ».

Для желающихъ бороться за сохраненіе своей вѣры архіепископъ Аверкій предлагаетъ трезвый и воодушевляющій путь исповѣдничества: «Сейчасъ время исповѣдничества — твердаго стоянія, если понадобится даже до смерти, за свою Православную вѣру, подвергающуюся всюду явнымъ и тайнамъ нападкамъ, притѣсненіямъ и угнетеніямъ со стороны слугъ грядущаго антихриста. Мы должны быть истинными христіанами, не поддаваясь духу времени и дѣлая Церковь центромъ нашей жизни. Воздавая благодарность Господу Богу за существованіе нашей Русской Православной Церкви Заграницей, не запятнавшей себя подчиненіемъ темнымъ антихристовымъ силамъ, дѣйствующимъ въ современномъ мірѣ, мы должны быть вѣрными и преданными чадами ея, должны быть, вмѣстѣ съ тѣмъ, и миссіонерами ея, борцами за истинную вѣру Христову, какъ среди окружающей ихъ иновѣрной среды, такъ и среди отпавшихъ или отпадающихъ отъ нея». Мы должны вести сознательную молитвенную жизнь, получать питаніе отъ чтенія Священнаго Писанія и твореній свв. отцовъ и черпать силы въ таинствѣ покаянія и причащенія.

Несмотря на обманчивыя обѣщанія современнаго «прогресса», путь, который предстоитъ намъ пройти — путь страданія: «Господь ясно сказалъ, что не «прогрессъ» насъ ожидаетъ, а все большія и большія скорби и бѣдствія, вслѣдствіе «умноженія беззаконія» и «оскудѣнія любви», и что, когда Онъ придетъ, то едва ли найдетъ вѣру на землѣ (Ср. Лук. 18, 8).

Сила истинныхъ христіанъ въ предстоящія страшныя времена въ постоянномъ ожиданіи Второго пришествія Христова: «Духъ постояннаго ожиданія Второго пришествія Христова это есть духъ первохристіанства, молитвенно взывавшаго ко Господу: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Откр. 22, 20). А противопопожный сему духъ есть несомнѣнно духъ антихриста, старающійся всячески отвлечь христіанъ отъ мысли о Второмъ пришествіи Христовомъ и послѣдующемъ затѣмъ воздаяніи. Поддающіеся сему духу подвергаются опасности не узнать антихриста, когда онъ придетъ, и попасть въ его сѣти. Именно это и есть самое страшное въ современномъ мірѣ, исполненномъ всевозможныхъ обольщеній и соблазновъ. Слуги антихриста, какъ предупредилъ насъ Господь, будутъ стараться прельстить, если возможно, и избранныхъ (Матѳ. 24, 24). Мысль объ этомъ, однако, не должна насъ угнетать и подавлять, а наоборотъ — «восклонитеся, — говоритъ объ этомъ Самъ Господь: и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше» (Лук. 21, 28).

Архіепископъ Аверкій умѣлъ внять не только нашимъ любопытствующимъ умамъ, но, главное, нашимъ вѣрующимъ сердцамъ. Онъ былъ православнымъ ученымъ въ непрерывной традиціи святоотеческой мысли, которая дошла до насъ отъ древнихъ отцовъ до нашихъ дней, и которую онъ впиталъ больше всего отъ своихъ учителей — Ѳеофана Затворника XIX вѣка († 1894 г.) и Ѳеофана Полтавскаго XX вѣка († 1940 г.). Владыка Аверкій былъ безупречнымъ учителемъ православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденнымъ богословомъ и святоотеческимъ наставникомъ для насъ.

Въ наши жалкія времена немного осталось святыхъ. Но даже если мы не видимъ среди насъ такихъ стойкихъ и праведныхъ какъ владыка Аверкій, его ученіе остается съ нами и можетъ быть руководящимъ лучемъ въ все болѣе темные наступающіе дни, которые онъ предвидѣлъ — дни, когда Церкви можетъ быть придется убѣжать въ пустыню, какъ Женѣ въ книгѣ Откровенія — Церкви послѣднихъ временъ (Ср. Откр. гл. 12).

(«Русскій пастырь», № 30, 1998 г.)

Примѣчаніе:
[1] Отъ редакціи: Эта статья, пріуороченная нами къ 25-ти лѣтію кончины архіепископа Аверкія, является предисловіемъ къ переводу іеромонаха Серафима работы архіепископа Аверкія по толкованію книги Апокалипсиса. Всѣ цитаты изъ словъ архіепископа Аверкія взяты изъ книги «Истинное Православіе и современный міръ».

Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ Роузъ († 1982 г.). Архіепископъ Аверкій и его значеніе для Вселенской Православной Церкви. Къ 25-лѣтію кончины Архіепископа Аверкія (1976-2001). // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville, 2002. — №6 (1675). — С. 11-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0