Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Высокопреосвященный Исидоръ, митрополитъ Новгородскій и С.-Петербургскій.
(Некрологъ).

7-го сего Сентября, въ 9 часовъ 20 минутъ вечера, Новгородско – С.-Петербургская митрополія осиротѣла, а вся православная россійская церковь понесла большую утрату: маститый старецъ, исполненный дней, высокопреосвященнѣйшій Исидоръ, митрополитъ Новгородскій, С.-Петербургскій и Финдяндскій, первенствующій членъ всероссійскаго Синода и главный попечитель и предсѣдатель совѣта Императорскаго человѣколюбиваго общества, почилъ въ Бозѣ на исходѣ 93-го года своей жизни, на 68 году служенія въ священномъ санѣ, на 58 г. служенія епископскаго и на 33 г. служенія въ санѣ первосвятителя всей русской церкви; къ нему вполнѣ приложимы слова ветхозавѣтнаго мудреца: вниде во гробъ якоже пшеница созрѣлая во время пожатая, или якоже стогъ гумна во время свезенный! — Годы, и постепенно, хотя и медленно, слабѣвшія силы почившаго владыки повидимому должны-бы были приготовить всѣхъ къ мысли о близкой разлукѣ съ нимъ, тѣмъ не менѣе кончина его является какъ-бы внезапною и неожиданною; такъ привыкли всѣ видѣть его бодро и неизмѣнно, въ теченіе нѣсколькихъ десятилѣтій, стоящимъ на высокомъ, видномъ для всѣхъ, посту и такъ долго стоялъ онъ здѣсь, свѣтя и согрѣвая своею непоколебимою вѣрою и строгою вѣрностію ученію и уставамъ православія, своимъ свѣтлымъ умомъ, преизобильнымъ богатствомъ жизненнаго опыта, неистощимымъ запасомъ благодушія и любовію.

Высокопреосвященный Исидоръ, въ мірѣ — Іаковъ Сергѣевичъ Никольскій, сынъ діакона села Никольскаго, Каширскаго уѣзда, Тульской губ., родился 1 октября 1799 года. По окончаніи курса ученія въ Тульской семинаріи (1821 г.) и С.-Петербургской Духовной академіи въ 1825 г., въ августѣ того-же года былъ постриженъ въ монашество и опредѣленъ баккалавромъ въ академію, 5-го же сентября былъ рукоположенъ въ іеромонаха. Служба при академіи продолжалась до августа 1829 г. Затѣмъ почившій архипастырь послѣдовательно занималъ мѣста: ректора семинаріи Орловской (съ августа 1829 г.), Московской (съ іюля 1833 г.), викарія Московской епархіи (съ ноября 1834 г.), епископа Полоцкаго (съ іюля 1837 г.), епископа (съ іюля 1840 г.), а затѣмъ архіепископа Могилевскаго; 12 ноября 1844 г. перемѣщенъ въ епархію Карталинскую и Кахетинскую съ званіемъ члена Св. Синода и экзарха Грузіи, и здѣсь-же въ августѣ 1856 г. за заслуги лично возведенъ въ санъ митрополита; 1-го марта 1858 г. назначенъ митрополитомъ Кіевскимъ, и наконецъ 1-го іюля 1860 г. — митрополитомъ Новгородскимъ и С.-Петербургскимъ съ званіемъ первенствующаго члена св. синода. Въ это-же время, съ августа 1861 г., къ трудамъ святительскаго служенія, присоединились занятія по званію главнаго попечителя и предсѣдателя совѣта Императорскаго человѣколюбиваго общества. — Заслуги почившаго владыки были оцѣнены и награждены съ высоты царскаго Престола всѣми русскими, духовнымъ лицамъ присвоенными, орденами до алмазныхъ знаковъ ордена св. Андрея Первозваннаго включительно (въ 1872 г.); послѣ этого, въ разное время, ему были пожалованы: архипастырскій посохъ, осыпанный драгоцѣнными камнями, украшенная драгоцѣнными камнями митра съ водруженнымъ на ней крестомъ по кіевскому обычаю, украшенная брилліантами панагія съ правомъ ношенія двухъ панагій; наконецъ, по случаю исполнившагося 50-лѣтія епископскаго служенія юбиляру было предоставлено право предношенія креста при священнослуженіи и пожалованы соединенные вмѣстѣ портреты трехъ Императоровъ, при которыхъ проходимо было архипастырское служеніе, въ рамкѣ, усыпанной брилліантами съ брилліантовою короною. Кромѣ того почившій архипастырь неоднократно былъ удостоиваемъ высочайшихъ рескриптовъ съ выраженіемъ монаршаго благоволенія и признательности. Русская наука, — духовная и свѣтская, чтила многополезные труды почившаго владыки на пользу просвѣщенія и благотворенія избраніемъ его въ почетные члены духовныхъ академій, университетовъ и разныхъ ученыхъ и просвѣтительныхъ обществъ и учрежденій. — 11-го ноября 1884 г. всею русскою церковію и многими представителями русскаго общества было торжественно отпраздновано пятидесятилѣтіе владыки Исидора въ архіерейскомъ санѣ; на это рѣдкое торжество прибыли 17 іерарховъ изъ разныхъ епархій нашего обширнаго отечества; множество учрежденій и лицъ, съ Державнымъ Вождемъ Россіи во главѣ, спѣшили выразить маститому юбиляру благодарныя и благожелательныя чувства; бóльшая часть привѣтствій и адресовъ отъ лицъ и учрежденій сопровождалась поднесеніемъ св. иконъ, или представленіемъ значительныхъ суммъ, или заявленіемъ готовности принять участіе въ пожертвованіяхъ на устройство въ память юбиляра различныхъ благотворительныхъ учрежденій, стипендій и т. под.

Большіе, поражающіе грандіозностію и сложностію своихъ составныхъ частей предметы внѣшняго міра со стороны общаго своего вида удобнѣе обнимаются взоромъ, ихъ общая красота и стройность лучше и вѣрнѣе оцѣниваются вдали, а не вблизи стоящими; это положеніе примѣнимо и къ почившему архипастырю. Вполнѣ вѣрное и всестороннее сужденіе о его необычайно многолѣтней и многообразной дѣятельности — дѣло будущаго; исторія лучше и вѣрнѣе опредѣлитъ весь смыслъ его личности и дѣлъ, воспользовавшись и новыми драгоцѣнными матеріалами, теперь хранящимися или въ личной памяти сотрудниковъ и современниковъ почившаго владыки, или въ письменныхъ документахъ, теперь только немногимъ извѣстныхъ. Но и того, что вѣдомо міру въ настоящее время и что высказано было въ день юбилейнаго торжества и съ высоты Трона, и русскимъ обществомъ вь многочисленныхъ адресахъ и привѣтствіяхъ, достаточно, чтобы понять, какъ великъ и многоплоденъ былъ болѣе чѣмъ полувѣковой трудъ почившаго архипастыря на пользу церкви и отечества. — Въ теченіи 32 лѣтъ дѣятельность маститаго святителя, какъ первенствующаго члена св. синода, сливается съ дѣятельностію высшаго церковнаго управленія и связана со всѣми выдающимися событіями въ русской церкви за послѣдніе пол-вѣка. Множество улучшеній и реформъ по духовному вѣдомству совершилось за это время. Исчезли старыя бурсы и поднятъ уровень образованія духовенства, семинаріи и академіи преобразованы, открылось множество епархіальныхъ женскихъ училищъ, улучшился бытъ духовенства, созывались неоднократно соборы епископовъ для борьбы съ расколомъ и сектами, учреждены епархіальные свѣчные заводы и проч. Почившій святитель возрастилъ разсадникъ архипастырей русской церкви и бóльшую часть ихъ рукоположилъ (болѣе ста епископовъ рукоположены имъ) и напутствовалъ на каѳедры; онъ предстоялъ сонму іерарховъ при открытіи мощей святителя Тихона, Задонскаго чудотворца, освятилъ памятникъ тысячелѣтія Россіи, имѣлъ счастіе совершить священное помазаніе Самодержца всероссійскаго на царство; съ его благословенія и при его живѣйшемъ участіи совершилось торжество тысячелѣтія со времени блаженной кончины Меѳодія, первоучителя славянскаго, и затѣмъ — великое торжество девятисотлѣтія просвѣщенія вѣрою Христовою нашего отечества и пр. Почившему владыкѣ принадлежитъ не только руководство, но и дѣятельное личное участіе въ великомъ трудѣ перевода Библіи на русскій языкъ. Если можно въ настоящее время характеризовать вообще дѣятельность почившаго іерарха, какъ первенствующаго члена нашего высшаго церковнаго управленія, то ближе къ истинѣ будетъ сказать, что онъ являлся носителемъ примирительныхъ началъ, которыми сглаживались и смягчались крайности преобладающихъ въ каждую минуту теченій, его имя свободно отъ упрековъ въ одностороннихъ увлеченіяхъ. То, что называется борьбой, совершенно отсутствуетъ во весь долгій періодъ его первостоянія въ церковной іерархіи, онъ съ изумительнымъ искуствомъ примѣнялся къ возникавшимъ запросамъ нашего смутнаго времени, съ удивительнымъ самообладаніемъ умѣлъ найтись въ самыя трудныя минуты, и при этомъ онъ высоко даровалъ знамя вѣры и авторитетъ церковной власти. — Какъ главный попечитель и предсѣдатель совѣта Императорскаго человѣколюбиваго общества высокопреосв. Исидоръ начерталъ свое имя въ исторіи этого общества яркими чертами. При его ближайшемъ и живѣйшемъ участіи и руководствѣ общество необыкновенно широко развило свою благотворительную дѣятельность: вмѣсто 16,000 неимущихъ, какъ было 1860 г., оно призрѣваетъ теперь болѣе 100,000, вмѣсто тридцати — 140 благотворительныхъ учрежденій общества оказываютъ помощь бѣдному и нуждающемуся люду. — Возвращаясь къ раннимъ по времени шагамъ служебной дѣятельности покойнаго іерарха, мы не будемъ подробно говорить о службѣ его въ званіи баккалавра по предмету Священнаго Писанія и нравственному богословію при С.-Петербургской духовной академіи, въ архивѣ которой хранятся собственноручно написанныя программы лекцій, отличающіяся полнотою и выдержанностію плана, болѣе широкимъ, сравнительно съ предшествующими и послѣдующими, развитіемъ общихъ, относящихся къ наукѣ вопросовъ и т. д.; — въ званіи ректора Орловской семинаріи, блестящее состояніе которой было засвидѣтельствовано Кіевскимъ академическимъ правленіемъ; — въ званіи ректора Московской семинаріи и въ санѣ викарія приснопамятнаго Филарета Московскаго, который высоко цѣнилъ труды и совѣты своего помощника. Какъ самостоятельный епархіальный архіерей покойный владыка всегда отличался энергичною и мудрою отзывчивостію на всѣ духовныя нужды и потребности того края, гдѣ приходилось ему жить и трудиться. Назначенный на каѳедру Полоцкой епархіи, обнимавшей нѣсколько западныхъ губерній, почившій архипастырь доблестно послужилъ дѣлу возсоединенія уніатовъ съ православною церковію. Унія успѣла уничтожить здѣсь все православное: храмы были бѣдны, безъ иконъ, иконостасовъ и утвари; заведены органы, введены латинскія богослужебныя книги, православные обряды совершенно искажены; духовенство бѣдное, загнанное, по внѣшности и даже по духу олатинившееся. Но преосвященный Исидоръ вступилъ на эту невоздѣланную ниву Божію въ цвѣтѣ силъ и во всеоружіи опыта, любви и вѣры. Съ энергіею, терпѣніемъ, обдуманною предусмотрительностію, кротостію и любовію, онъ въ короткое время устранилъ безпорядки, привелъ въ извѣстность количество православныхъ, устроилъ нѣсколько новыхъ по городамъ храмовъ, вызвалъ къ дѣятельности православное духовенство и много положилъ личнаго труда какъ на благоустройство знаменитѣйшей въ западномъ краѣ Свято-Духовской обители въ г. Вильно, такъ въ особенности на переустройство Пожайскаго монастыря близъ Ковны и соборнаго въ немъ храма, представляющаго замѣчательный памятникъ церковнаго зодчества. Въ то же время, со свойственною почившему архипастырю проницательностію, онъ болѣе другихъ понималъ и цѣнилъ мудрый планъ приснопамятнаго святителя Іосифа Сѣмашки къ возсоединенію уніатовъ съ православною церковію и содѣйствовалъ ему, возстановляя древніе православные обряды, заботясь о матеріальномъ обезпеченіи монастырей и приходскаго духовенства, и возбуждая духъ любви и мира въ возсоединяемыхъ, служа примѣромъ благочестивой жизни. Проявивъ въ высокой степени способность объединить древле-православныхъ и возсоединенныхъ, преосвященный изъ Полоцка былъ перемѣщенъ въ могилевскую епархію, гдѣ продолжалъ тотъ-же подвигъ святительскаго служенія церкви Божей. — Призванный пасти церковь Грузинскую, управлять церковными дѣлами края обширнаго, своеобразнаго, требующаго особой духовной мудрости отъ своего правителя, почившій владыка и здѣсь оправдалъ возлагавшіяся на него надежды. Церковная жизнь въ Кавказскомъ краѣ была особенно неблагоустроена: храмы Божіи были ветхіе, бѣдные утварью, духовенство бѣдно и необразовано. Подъ благопопечительнымъ управленіемъ высокопреосв. Исидора Грузинская церковь преобразовалась и благоустроилась. Во многихъ мѣстностяхъ воздвигнуты новые храмы и возобновлены ветхіе, иногда тысячелѣтней древности, между прочимъ обновленъ знаменитый Сіонскій соборъ въ Тифлисѣ, новое изданіе на грузинскомъ языкѣ сдѣлано доступнымъ слово Божіе народу. На возстановленіе приходившаго къ упадку подъ давленіемъ ислама христіанства обращены были особливые архипастырскіе труды почившаго святителя. Въ 1851 г. около ста лѣтъ назадъ совратившіеся въ магометанство 1200 человѣкъ изъ племени Энгилоицевъ возвращены были въ лоно православной церкви, при чемъ сооруженъ былъ для нихъ храмъ. Въ то-же время послѣдовали обращенія къ св. церкви и изъ Кабардинскихъ племенъ. Учреждена была архіерейская каѳедра въ Абхазіи; повсюду сооружались новые храмы, для которыхъ владыка самъ даже составлялъ чертежи, бѣлое и монашествующее духовенство получило опредѣленное содержаніе; для образованія дочерей духовенства учреждено женское училище въ Мцхетѣ. Вообще Кавказкій періодъ (1844-1858 г.) жизни и дѣятельности высокопреосв. Исидора былъ одинъ изъ плодотворнѣйшихъ и замѣчательнѣйшихъ. — Въ теченіе двухлѣтняго управленія Кіевскою паствою владыка только приступилъ къ благоустроенію епархіи и основалъ здѣсь, между прочимъ, духовный журналъ при духовной семинаріи. — Для епархіи Новгородской и С.-Петербургской почившій владыка являлся всегда и во всемъ какъ попечительный отецъ, входившій во всѣ нужды и потребности духовенства, озаботился обезпеченіемъ быта безпомощныхъ вдовъ и сиротъ его и учащагося юношества, создавъ замѣчательное учрежденіе — «Александро-Невскій домъ призрѣнія бѣдныхъ духовнаго званія» (1869 г.), этотъ незабвенный памятникъ любви и милосердія архипастырь къ ближнимъ, и открывъ епархіальныя женскія училища и въ Новгородской (въ Званкѣ и Деревянницахъ), и въ Петербургской епархіяхъ. Архипастырскія заботы о благѣ подчиненнаго духовенства и мудрое его управленіе оцѣнены пастырями церкви, которые въ адресѣ владыкѣ по случаю 50-лѣтняго юбилея его святительства, между прочимъ, такъ высказывали свои признательныя чувства: «да будетъ позволено нашему смиренію упомянуть о твоихъ, правдолюбивый архипастырь, извѣданныхъ нами безпристрастіи и осторожности при рѣшеніи иногда и самыхъ маловажныхъ дѣлъ; милостивое вниманіе къ заслугамъ каждаго изъ насъ, истинное, проникнутое христіанскою любовію, правосудіе и справедливость всегда сопровождаютъ твои рѣшенія. Твое архипастырское управленіе извѣстно и дорого намъ и по твоей отеческой доступности, по которой ты всегда какъ-бы вблизи насъ и среди насъ: каждый изъ насъ можетъ надѣяться получить твой добрый совѣтъ, святительское наставленіе, видѣть твою помощь. Разрѣшенные тобою въ нашей епархіи, впервые въ Россіи, благочинническіе совѣты, а равно выборы помощниковъ благочинныхъ, открыли намъ способы къ самоуправленію и къ самоулучшенію многихъ сторонъ нашей жизни. Твоей просвѣщенной архипастырской заботливости обязаны своимъ благосостояніемъ наши духовно-учебныя заведенія. Твое неутомимое усердіе къ богослуженію и высоко-религіозное благоговѣніе во время общественной молитвы постоянно и наглядно учатъ насъ достойному предстоянію у престола Господня». — Нужно прибавить, что человѣколюбіе, сострадательность и благотворительность, составляя самое лучшее, самое видное украшеніе характера почившаго владыки одинаково проявляли себя не только во время его святительствованія въ Новгородско-Петербургской епархіи, но и вездѣ гдѣ онъ проходилъ свое служеніе. — Памятникомъ его проповѣдническаго дара служитъ, вышедшій уже не однимъ изданіемъ, сборникъ его назидательныхъ словъ и рѣчей. — Выдающуюся черту личнаго характера почившаго іерарха, проявлявшуюся ежедневно, составляетъ любовь къ труду. Каждый день у него былъ другому вѣренъ. Всѣ нуждались въ освѣженіи силъ, въ отдыхѣ; онъ не зналъ перерыва въ занятіяхъ. Изумительны были это постоянство и настойчивость въ трудѣ у старца почти столѣтняго. Усвоенныхъ со школы привычекъ, когда вставать, заниматься, обѣдать, снова заниматься, онъ держался всю жизнь, и вся жизнь была ему своего рода школою. Поразительны и привлекательны были также для всѣхъ неизмѣнное благодушіе владыки, доступность для всѣхъ, ласковость, любезность и любвеобильность. Владыка не считалъ для себя трудомъ выслушивать обращающихся къ нему и помогать всѣмъ, чѣмъ могъ. По возможности онъ отвѣчалъ на всѣ письменныя обращенія къ нему, не взирая на то, кто былъ его корреспондентъ, генералъ или простой крестьянинъ.

Исторія русской церкви, безъ сомнѣнія, запишетъ на своихъ страницахъ имя почившаго святителя; но не на холодныхъ и безмолвныхъ только страницахъ исторіи будетъ храниться это имя, оно будетъ вѣчно жить въ благодарныхъ сердцахъ множества старицъ, поддерживающихъ свою старость и немощь, и многихъ поколѣній дѣтей, питающихъ и воспитывающихъ свою юность въ учрежденіяхъ, основанныхъ и устроенныхъ усопшимъ владыкою; здѣсь всегда сотнями устъ будетъ возглашаться:   в ѣ ч н а я   п а м я т ь   в ы с о к о п р е о с в я щ е н н ѣ й ш е м у   м и т р о п о л и т у   И с и д о р у!

Источникъ: Высокопреосвященный Исидоръ, митрополитъ Новгородскій и С.-Петербургскій. (Некрологъ). // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб.: Калашниковская типографія А. Л. Трунова, 1892. — Томъ III. — С. 132-139.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0