Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Григорій (Постниковъ), митр. Новгородскій и Санктъ-Петербургскій († 1860 г.)

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Григорій (Георгій Петровичъ Постниковъ), митрополитъ. Сынъ діакона московской епархіи, родился въ 1784 г., высшее образованіе получилъ въ только что преобразованной тогда Петербургской духовной академіи, которую окончилъ со степенью магистра. Сряду по окончаніи курса, оставшись баккалавромъ академіи, принялъ монашество 25 августа 1814 г., въ 1817 г. возведенъ въ архимандрита, въ 1822 г. хиротонисанъ во епископа ревельскаго, викарія петербургской епархіи. Въ 1825 г. онъ назначенъ на калужскую каѳедру, въ 1829 г. возведенъ въ архіепископа, перемѣщенъ въ Рязань и сдѣланъ членомъ Св. Синода, въ 1831 г. перемѣщенъ въ Тверь, въ 1848 г въ Казань, на коронаціи въ 1856 г. лично возведенъ въ митрополита, а черезъ мѣсяцъ получилъ и петербургскую каѳедру, здѣсь и скончался 17 іюля 1860 г., въ 3-мъ часу утра.

Преосв. Григорій отличался широкимъ образованіемъ, твердостью въ догматахъ и преданіяхъ, ревностью къ церковной службѣ и соблюденію церковнаго устава, проповѣдничествомъ, заботами о водвореніи мира и любви между пастырями и пасомыми, борьбою съ расколомъ и другими лжеученіями, содѣйствіемъ переводу богослужебныхъ книгъ на языки татарскій въ Казани и финскій въ Петербургѣ, строгимъ аскетизмомъ и тою прямотою характера, которая не допускала его быть причастнымъ какой-либо партіи. Онъ всегда былъ самъ по себѣ и не стѣснялся никому говорить правду открыто. Ни къ кому онъ никогда не примѣнялся, а между тѣмъ неуклонно шелъ по пути повышеній, потому что его умственная и нравственная сила дѣлали то, что безъ него не могли обойтись. Въ бытность ректоромъ академіи и викаріемъ ему пришлось принимать участіе въ руководящихъ сферахъ тогдашнихъ религіозно-философскихъ петербургскихъ направленій — сначала мистицизма, а потомъ борьбы съ нимъ. Въ бытность митрополитомъ онъ вступалъ въ литературную полемику съ развивавшимся тогда противовѣріемъ («Свѣчки въ тьму и сумракъ» — рядъ статей въ «Дух. Бесѣдѣ»). Ему обязаны своимъ возникновеніемъ три духовныхъ журнала: въ Петербургѣ «Христіанское Чтеніе» (съ 1821 г.) и «Духовная Бесѣда» (съ 1858 г.), въ Казани — «Православный Собесѣдникъ». Казанская академія обязана ему развитіемъ своего миссіонерскаго отдѣленія. Въ Твери онъ часто посѣщалъ мѣста, населенныя раскольниками, ихъ скиты и часовни, и самъ вступалъ въ бесѣды и пренія съ заблуждающимися. Несмотря на слабый голосъ, говорилъ проповѣдь въ каждый воскресный и праздничный день. Лично, въ качествѣ предсѣдателя петербургскаго комитета (въ бытность въ Петербургѣ съ 1850 г.), онъ принималъ самое дѣятельное участіе въ переводѣ богослужебныхъ книгъ на татарскій языкъ. Въ Петербургѣ ему обязанъ высокимъ своимъ развитіемъ лаврскій хоръ.

Преосв. Григорій съ 1817 г. былъ докторомъ богословія. Его докторская диссертація — Commentatio de prophetis in genere. Его записки по догматическому богословію въ свое время были руководствомъ для всѣхъ академій. Въ «Христ. Чтеніи» онъ напечаталъ изъ этихъ лекцій ученіе о Богѣ единомъ и ученіе о Троицѣ (1822 г.) и др. Его сочиненія въ отдѣльныхъ изданіяхъ вышли главнымъ образомъ въ бытность его въ Казани: «Иcтинно-древняя и истинно-православная церковь», чч. 1 и 2, СПб. 1855, дополн. изданіе 1859; «Отвѣтъ единовѣрца старообрядцу на его возраженія», СПб. 1856; «Житіе святителей и чудотворцевъ Гурія и Варсанофія», СПб. 1853; «Слова или бесѣды на всѣ воскресные и праздничные дни въ году», тт. 1-3, изд. 2, СПб. 1850; другой годъ — СПб. 1853, въ 2-хъ частяхъ; «День святой жизни, или отвѣтъ на вопросъ: какъ мнѣ жить свято?», СПб. 1894 (1-е изд. 1853). Его мечтою было убѣдить всѣхъ неопровержимыми научными доказательствами въ истинности православной церкви. Онъ и самъ писалъ по этому предмету, и обѣимъ академіямъ, къ которымъ былъ причастенъ, казанской и петербургской, оставилъ капиталъ на преміи за сочиненія на такую тему.

«Истор.-статист. свѣдѣнія о спб. епархіи», вып. 8 — «Исторія казанской академіи». Знаменскаго. — «Обзоръ» Филарета.

С. Рункевичъ.     

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ четвертый. Гаага-Донатисты. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Пг.: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1903 г. — Стлб. 690-692.

Слова и рѣчи митр. Новгородскаго и Санктъ-Петербургскаго Григорія (Постникова)


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0