Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 37.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Георгій Конисскій (или Конискій, какъ въ актахъ) — архіеп. Бѣлорусскій, «необычайный іерархъ русской церкви», «апостольскій трудникъ» въ борьбѣ съ латинствомъ и уніей за православіе и русскую народность; онъ былъ выдающимся дѣятелемъ въ церковно-религіозной, общественной и политической жизни сѣверо-западной Россіи второй половины 18-го столѣтія. Какъ искусному политическому дѣятелю и неусыпному пастырю, ревностному защитнику православія и русской народности, ему Бѣлоруссія обязана не только сохраненіемъ своей православной вѣры при всѣхъ невзгодахъ, какія приходилось ей испытывать подъ властію польскаго правительства, но и освобожденіемъ ея отъ того тяжелаго польскаго ига, подъ которымъ 200 лѣтъ она страдала. Ему въ значительной степени была обязана и Россія успѣхомъ не только перваго, но и другихъ раздѣловъ Польши. Ему также принадлежитъ начало и великаго дѣла возсоединенія уніатовъ съ православною церковію. Еслибы не Конискій, то — кто знаетъ? — можетъ быть бѣлорусская церковь еще долгое время и послѣ 1772 года томилась бы подъ гнетомъ фанатизма и изувѣрства католиковъ.

Извѣстенъ Георгій такъ же и какъ славный церковный ораторъ, «восхищавшій Бѣлоруссію своими умными и трогательными поученіями и удивлявшій иногда даже самихъ иностранцевъ». Проповѣди его — жизненныя, съ практическимъ направленіемъ — служатъ для историка вѣрнымъ показателемъ религіозно-нравственнаго настроенія екатерининскаго вѣка и прекраснымъ памятникомъ безбоязненнаго и своевременнаго обличенія распространявшагося невѣрія, вольнодумства и порчи нравовъ современнаго Конисскому бѣлорусскаго общества.

Георгій (въ мірѣ Григорій) былъ сыномъ бургомистра г. Нѣжина, родился 20 ноября 1717 года. 11-ти лѣтъ онъ былъ отданъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ и окончилъ полный курсъ, въ 1743 г., основательно изучивъ, какъ богословіе, философію (подъ руководствомъ славнаго Сильвестра Кулябки), исторію, риторику и поэзію, такъ и языки — латинскіи, польскій, греческій, еврейскій и нѣмецкій (подъ руководствомъ знаменатаго филолога Симона Тодорскаго). 11 августа 1744 г. Г. принялъ монашество въ Кіево-Печерской лаврѣ, причемъ имъ же самимъ было сказано тогда «слово» на текстъ изъ евангелія отъ Марка 10 гл. 29-30 ст. («Слово» это находится въ рукописномъ сборникѣ Кіево-Михайловскаго монастыря). Съ 1745 г. и по 1755 г. Г. служилъ въ воспитавшей его академіи, сначала въ должности учителя піитики, потомъ (съ 1747 г.) профессора философіи и префекта академіи, а съ 1751 г. профессора богословія и, наконецъ, (съ 1721 г.) — ректора академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита.

Памятникомъ выдающейся профессорской дѣятельности его служатъ хранящіяся и доселѣ въ рукописи усовершенствованныя, по сравненію съ предшествовавшими, руководства и системы преподаваемыхъ имъ наукъ — піитики, философіи и богословія. Кромѣ того, въ должности учителя піитики онъ писалъ стихи и духовныя драмы, изъ которыхъ особенно извѣстна его «Трагедокомедія о воскресеніи мертвыхъ...», направленная противъ безбожія (нанечатана въ «Лѣтописяхъ русск. литер.», т. III). Какъ мудрый и опытный ректоръ академіи, онъ довелъ ее до высшей степени процвѣтанія и славы.

20 августа 1755 г. Георгій былъ посвященъ въ Кіевѣ въ епископа Бѣлорусскаго. Бѣлорусская епархія входила тогда въ предѣлы польскаго королевства и была тамъ единственною православною епархіею, вмѣсто долженствовавшихъ быть четырехъ. Тяжелое время переживала она тогда. Всѣ силы господствовавшихъ тамъ католицизма и уніи были направлены къ тому, чтобы и эту единую православную епархію совратить въ унію и затѣмъ окончательно слить съ католичествомъ. И чего-чего только ни измышляло для сего польско-католическое и уніатское изувѣрство и фанатизмъ! Какими жестокостями ни преслѣдовало оно православныхъ! Яркую картину сего рисуетъ самъ Георгій въ словѣ своемъ (въ 1767 г.) на день рожденія императрицы Екатерины II.

Тяжелая и страшная борьба съ врагами православія предстояла Георгію на новомъ мѣстѣ его служенія, но онъ безбоязненно вступилъ въ нее непоколебимый вѣрою въ Промыслъ Божій, защищающій правоту. Для поднятія умственнаго и нравственнаго состоянія своей паствы прежде всего и духовенства онъ открываетъ въ Могилевѣ, въ 1757 г., первоначальную школу для духовенства, а при архіерейскомъ домѣ устрояетъ типографію, въ которой и печатаетъ первымъ дѣломъ «Катихизисъ» Ѳеофана Прокоповича, съ своими дополненіями; посылаетъ рядъ донесеній въ Св. Синодъ о разнаго рода притѣсненіяхъ его пасомыхъ, съ просьбою о защитѣ ихъ; а въ 1762 г. и самъ ѣдетъ въ Москву на коронацію императрицы Екатерины II. Здѣсь въ рѣчи предъ императрицею, 29 сентября 1762 г., ярко и картинно изображаетъ печальное состояніе православной вѣры въ Польшѣ и со слезами проситъ императрицу о защитѣ, которая послѣ сего твердо и рѣшается принять гонимыхъ подъ свою защиту. Изъ Москвы Георгій вмѣстѣ со дворомъ переѣзжаетъ въ Петербургъ, гдѣ и живетъ до начала 1765 г., работая на благо своей паствы. Въ это время Св. Синодъ хотѣлъ перевести Георгія въ Псковъ, но императрица оставила его въ Польшѣ. «Георгій нуженъ въ Польшѣ», многознаменательно отвѣтила она Синоду.

Лѣтомъ 1765 г. Георгій ѣдетъ, подъ охраной русской стражи, въ Варшаву, чтобы представиться новому польскому королю (Станиславу Понятовскому) и получить отъ него подтвердительную грамоту на епископскую каѳедру. Здѣсь 27 іюля онъ произноситъ предъ королемъ на латинскомъ языкѣ блестящую рѣчь въ защиту православныхъ, поразившую самихъ поляковъ и затѣмъ переведенную на разные европейскіе языки. (По выслушаніи рѣчи, король спросилъ Георгія: «Много ли такихъ, какъ вы, умныхъ людей въ Россіи? — Я самый послѣдній», отвѣчалъ смиренно святитель). Послѣ рѣчи Георгій подалъ польскому правительству моморіалъ, гдѣ обстоятельно разсматриваетъ вопросъ о положеніи православныхъ во всѣхъ западно-русскихъ епархіяхъ. Меморіалъ вызвалъ споры, для разрѣшенія которыхъ Георгію и пришлось долго жить въ Варшавѣ, изучая юридическіе и историческіе акты и документы, чтобы на основаніи ихъ доказать законность его требованій. Плодомъ такихъ занятій Георгія явилось обстоятельное сочиненіе его на польскомъ языкѣ: «Права и вольности жителей греческаго исповѣданія въ Польшѣ и Литвѣ», изд. 1767 г. Въ то же время онъ принималъ самое дѣятельное участіе въ открывшихся тогда королевскихъ сеймахъ и конфедераціяхъ диссидентовъ, чѣмъ много и способствовалъ утвержденію трактата между Россіею и Польшею, отъ 13 февраля 1768 г., которымъ дарованы были диссидентамъ права, равныя съ правами католиковъ, и для разбирательства религіозныхъ споровъ учрежденъ былъ смѣшанный судъ, членомъ котораго былъ назначенъ и Георгій. Но такъ какъ трактатъ 13 февраля поляками не исполнялся и преслѣдованія православныхъ продолжались, то Георгію опять пришлось ходатайствовать предъ русскимъ правительствомъ за гонимыхъ православныхъ. Конецъ этимъ гоненіямъ въ его епархіи былъ положенъ въ 1772 году первымъ раздѣломъ Польши, по которому Бѣлоруссія была присоединена къ Россіи и Георгій былъ оставленъ здѣсь епископомъ на прежнемъ положеніи.

За время столь тяжелой борьбы Георгія съ врагами православія, или по его выраженію «волками», онъ дважды едва не былъ ими убитъ: въ 1759 г. въ г. Оршѣ, въ кутеинскомъ монастырѣ, и въ 1760 г. въ Могилевѣ въ самомъ архіерейскомъ домѣ. Слѣдующіе 22 года своей жизни Георгій, по его словамъ въ эпитафіи, «какъ пастырь, отдыхалъ съ овцами». Въ началѣ 1773 г. онъ въ Петербургѣ въ блестящей рѣчи благодаритъ государыню за оказанныя ею благодѣянія его паствѣ и потомъ, по возвращеніи въ Могилевъ, усиленно хлопочетъ предъ правительствомъ о разрѣшеніи уніатамъ свободно переходить изъ уніи въ православіе. Въ 1780 году хлопоты его объ этомъ увѣнчиваются успѣхомъ: «двери въ православіе отворяются узникамъ уніи», и въ теченіе 3-хъ лѣтъ (1781-1783 гг.) въ его епархіи возсоединяется съ православіемъ 112,578 уніатовъ. Не переставалъ хлопотать предъ русскимъ правительствомъ въ то же время Георгій и за православныхъ жителей, оставшихся въ подданствѣ Польши послѣ перваго раздѣла ея, помогалъ имъ своими мудрыми совѣтами и добился учрежденія и для нихъ православной епископіи съ мѣстожительствомъ епискона въ г. Слуцкѣ.

Послѣднія 15 лѣтъ жизни Георгій посвятилъ заботамъ о внутреннемъ благоустройствѣ своей епархіи, объ утвержденіи въ ней истинной вѣры и чистой нравственности; посылалъ духовенству увѣщательныя грамоты — въ 1783 году о запрешеніи обливательнаго крещенія, въ 1789 г. о запрещеніи небрежнаго исполненія таинства исповѣди; усердно говорилъ проповѣди, «для сбереженія же христіанъ отъ заразы» анти-религіозной написалъ отвѣтъ на «Письмо г. Вольтера къ учителямъ Церкви и богословамъ». Въ это же время онъ окончательно благоустроилъ духовную семинарію, выстроилъ для нея въ 1785 году новое каменное зданіе. Георгій же построилъ въ Могиловѣ и существующій нынѣ архіерейскій каменный домъ. Прежній же домъ, деревянный, и землю подарилъ лютеранамъ, въ благодарность за что послѣдніе и поставили въ построенной на подаренной землѣ киркѣ портретъ Георгія рядомъ съ Лютеромъ (Портретъ этотъ находится въ киркѣ и по нынѣ). Стараніями Георгія въ 1780 г. былъ заложенъ въ Могилевѣ, въ бытность тамъ императрицы Екатерины II и австрійскаго императора Іосифа II, новый соборъ бо имя св. Іосифа Обручника. Въ 1787 г. Георгій привѣтствовалъ въ соборѣ г. Мстиславля императрицу Екатерину II своей знаменитой рѣчью («Оставимъ астрономамъ доказывать...»).

Кромѣ проповѣдей, выдержавшихъ четыре изданія (въ 1761 г. изд. самаго Георгія, въ 1835 и 1861 гг. изд. прот. І. Григоровича и въ 1892 г изд. ред. «Могилевскихъ Епарх. Вѣдом.»), и вышеупомянутыхъ сочиненій и рѣчей, перу Георгія принадлежатъ еще слѣдующія: «О должностяхъ пресвитеровъ приходскихъ» (написано вмѣстѣ съ Парѳеніемъ, еписк. Смоленскимъ); «Записки о томъ, что въ Россіи до конца XVI стол. не было никакой уніи съ римскою церковію» (напечатана въ «Чтеніяхъ Московск. Общ. Исторіи и Древн.» за 1847 г., № 8); «Историческое извѣстіе о епархіи Бѣлорусской и другихъ епископіяхъ, бывшихъ въ Польшѣ и обращенныхъ въ унію»; «Мысли» его изъ области вѣры и нравственности и разнаго рода надписи, особенно къ иконамъ и эпитафія самому себѣ. Долгое время приписываемая Георгію «Исторія Руссовъ или Малой Россіи», какъ доказано нынѣ, не принадлежитъ ему («Кіевск. Стар.», 1891 г., № 4).

За всѣ «претерпѣнные труды и непогоду», 23 сентября 1783 г., Георгій былъ возведенъ въ санъ архіепископа и члена Св. Синода. — Въ домашней жизни Георгій былъ простъ и со всѣми обходителенъ; былъ благотворителенъ какъ роднымъ, такъ и чужимъ. Скончался Георгій 13 февраля 1795 г. и погребенъ въ г. Могилевѣ въ спасской церкви за правымъ клиросомъ. На стѣнѣ, надъ мѣстомъ его погребенія, и доселѣ виситъ мѣдная доска съ вырѣзанною на ней эпитафіей. Память о Георгіѣ и доселѣ свято чтится въ Могилевской епархіи. [Причисленъ къ лику святыхъ въ 1993 году. Память свт. Георгія — въ 3-ю недѣлю по Пятидесятницѣ. — Прим. А. К.]

О Георгіи Конисскомъ, кромѣ общихъ сочиненій по западно-русской и общерусской гражданской и церковной исторіи 18-го вѣка, см. Пушкинъ А. «О сочин. Георгія К.» («Современникъ», 1836, кн. I, а также «Сочин. А. С. Пушкина», под. ред. Морозова, т. V); Соловьевъ, «Исторія паденія Польши»; Костомаровъ, «Послѣдніе годы Рѣчи Посполитой» и отдѣльныя статьи: Малиновскій, «Проповѣдническая дѣятельность Георгія Конисскаго» («Руков. для сельск. паст.». 1871 г. №№ 25, 26, 27 и 29); Павловичъ, «Георгій Конисскій» («Христ. Чтен.», 1873 г.,№№1 и 7); Георгіевскій, «Проповѣди Георгія Конисскаго» («Тр. Кіевск. Дух. Акад.», 1893 г., кн. 1); Мацѣевичъ, «Неизданныя стихотворенія архіеп. Георгія Конисскаго» («Тр. Кіевск. Дух. Акад.», 1894 г., кн. 1); Сребницкій, «Къ біографіи Георгія Конисскаго» (Сборн. Истор. филолог. общ. при инстит. кн. Безбородко въ Нѣжинѣ», т. 1); Бережковъ, «Георгій Кониссій, какъ проповѣдникъ» (тамъ же); Ливотовъ, «Георгій Конисскій, архіеп. Бѣлорусскій («Русское Обозрѣніе», 1895 г., №№ 3, 4, 6).

Ефремъ Николаевичъ Ливотовъ.     

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ четвертый. Гаага-Донатисты. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Пг.: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1903 г. — Стлб. 228-234.

Слова и рѣчи свт. Георгія (Конисскаго), архіеп. Могилевскаго и Бѣлорусскаго


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0