Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Августинъ (Гуляницкій), еп. Екатеринославскій и Таганрогскій († 1892 г.)

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Августинъ (въ мірѣ Андрей Ѳедоровичъ Гуляницкій), епископъ Екатеринославскій, сынъ священника Полтавской епархіи. Учился въ Полтавской духовной семинаріи и Кіевской духовной академіи. Въ послѣдней окончилъ курсъ въ 1863 г. со степенью магистра и оставленъ при ней же (съ 10 декабря 1863 г.) баккалавромъ по обличительному богословію. Въ 1864 г. принялъ монашество.

Литературная дѣятельность его началась еще на студенческой скамьѣ печатаніемъ въ «Воскресномъ Чтеніи» краткихъ благочестивыхъ размышленій. Профессорская дѣятельность его въ академіи ознаменовалась рядомъ статей по обличительному богословію, напечатанныхъ въ «Трудахъ Кіевской Духовной Академіи». («Полемическія сочиненія противъ латинянъ, писанныя въ русской церкви въ XI и XII в. въ связи съ общимъ истор. изысканіемъ отн. разностей вост. и зап. церкви» за 1867 г., «Богословствованіе Шенкеля» за 1869 г., «Споръ грековъ съ латинянами объ опрѣснокахъ и квасномъ хлѣбѣ въ таинствѣ евхаристіи» за 1870 г.).

Въ 1869 г. онъ возведенъ въ санъ архимандрита, въ 1870 г. избранъ совѣтомъ академіи въ экстраорд. профессоры. Въ 1870 г. онъ назначенъ ректоромъ Литовской духовной семинаріи и оставался имъ до 1881 г. Управленіе его Литовской семинаріей совпало съ преобразованіемъ ея по уставу гр. Д. Толстаго.

Какъ руководитель учебнаго заведенія, архим. Августинъ производилъ на учениковъ неотразимое нравственное вліяніе своею правдивостью, прямотой въ отношеніяхъ къ нимъ, своимъ высокимъ личнымъ благородствомъ, особенно же полнымъ отсутствіемъ въ немъ свойственной людямъ его положенія приноравляемости къ желаніямъ и вкусамъ выше его стоявшихъ лицъ.

Въ семинаріи онъ преподавалъ основное богословіе и составилъ «Руководство къ Основному богословію», принятое въ семинаріяхъ въ качествѣ учебной книги. Руководство напечатано имъ въ 1880 г., но въ видѣ литографированныхъ записокъ существовало нѣсколько лѣтъ передъ этимъ. Самое превращеніе его «Записокъ» въ печатную книгу состоялось по настоянію случайно ознакомившагося съ нимъ въ 1879 г. ревизора духовно-учебнаго комитета. Руководство отличается содержательностію, краткостію и хорошимъ литературнымъ изложеніемъ.

Въ 1881 г. архим. Августинъ возведенъ въ санъ епископа, и пройдя тяжелую школу викарія трехъ епархій (Михайловскаго Рязанской епархіи съ 1882 г., Аккерманскаго — Кишиневской съ 1882 г. и Аксайскаго — Донской съ 1887 г.), 24 декабря 1888 г. назначенъ епархіальнымъ епископомъ Костромскимъ.

Врагъ лицемѣрія и раболѣпія всякаго рода (воспретившій духовенству и въ оффиціальныхъ бумагахъ «припадать къ его стопамъ»), вѣчный работникъ въ своемъ кабинетѣ, и притомъ работникъ, любившій всякую работу сдѣлать тонко и отчетливо, проницательный, остроумный и оригинальный, онъ явилъ собою не всей, конечно, но избранной своей костромской паствѣ симпатичный образецъ идейнаго архипастыря.

Для характеристики его архипастырскаго служенія въ Костромѣ, а также мотивовъ удаленія его изъ Костромы, много интереснаго матеріала представляетъ рѣчь его въ костромскомъ каѳедральномъ соборѣ при прощаніи съ костромскою паствою 29 декабря 1891 г. Преосв. Августинъ вообще отличался и проповѣдническимъ даромъ, и въ смыслѣ живого, образнаго, подчасъ рѣзкаго изложенія, и въ смыслѣ своеобразнаго ораторскаго произношенія, хотя онъ самъ этой сторонѣ дѣла большого значенія не придавалъ. «Сборникъ его словъ, поученій, бесѣдъ и рѣчей» изданъ послѣ его смерти его братомъ прот. Александромъ Гуляницкимъ (Вильна, 1893). Преосв. Августинъ скончался въ санѣ епископа Екатеринославскаго, 30 ноября 1892 г.

П. Жуковичъ.     

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ первый. А-Архелай. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Петроградъ: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1900 г. — Стлб. 117-119.

Слова и рѣчи еп. Екатеринославскаго и Таганрогскаго Августина (Гуляницкаго)


Еп. Августинъ Гуляницкій. Два окружныя посланія св. Климента Римскаго о дѣвствѣ, или къ дѣвственникамъ и дѣвственницамъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0