Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Амвросій (Ключаревъ), архіеп. Харьковскій и Ахтырскій († 1901 г.)

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Амвросій (Ключаревъ), архіепископъ. — Сынъ священника Владимірской епархіи, въ мірѣ Алексѣй Іосифовичъ, родился въ 1820 г., первоначальное образованіе получилъ въ Виѳанской духовной семинаріи, высшее — въ Московекой духовной академіи. По окончаніи академическаго курса назначенъ профессоромъ философскихъ наукъ въ Виѳанскую семинарію и въ непродолжительный періодъ своего профессорства оставилъ по себѣ память какъ отличный преподаватель своихъ предметовъ, серьезно и въ то же время современно ставившій дѣло преподаванія, съ живымъ, увлекательнымъ изложеніемъ уроковъ, гуманно и въ то же время съ достоинствомъ обращавшійся съ учениками.

17 ноября 1848 г. рукоположенъ во священника къ церкви Московскаго Рождественскаго дѣвичьяго монастыря, а въ мартѣ слѣдующаго года переведенъ на мѣсто своего тестя къ казанской церкви у калужскихъ воротъ. «Благодаря своему всестороннему образованію, стройному истинно-философскому направленію своего ума», молодой священникъ занялъ сразу выдающееся положеніе среди московскаго духовенства. «Въ лучшихъ дворянскихъ и купеческихъ домахъ тогдашней Москвы онъ пользовался рѣдкимъ уваженіемъ, какъ даровитый и глубокомысленный проповѣдникъ, какъ опытный духовникъ, законоучитель, совѣтникъ, духовный наставникъ». Богослуженіе онъ совершалъ «съ истинною церковною сановитостью», ни одного изъ воскресныхъ и праздничныхъ дней не оставлялъ безъ проповѣди, и его церковь скоро стала сборнымъ пунктомъ всѣхъ любителей церковнаго благолѣпія и краснорѣчія. Съ самаго начала его проповѣди нашли себѣ мѣсто на страницахъ «Московскихъ Вѣдомостей» у Каткова, въ 1860 г. онъ сталъ издавать собственный журналъ «Душеполезное Чтеніе», скоро пріобрѣтшій себѣ широкую популярность среди духовнаго міра. Въ 1864 г. онъ возведенъ въ санъ протоіерея. Въ своемъ приходѣ онъ устроилъ величественный храмъ, другой устроилъ въ Пушкинѣ. Проповѣди о. Алексѣя Ключарева, печатавшіяся въ «Душеполезномъ Чтеніи», въ «Московскихъ Вѣдомостяхъ» и въ другихъ изданіяхъ стали очень популярны по всей Россіи и даже въ глухихъ провинціальныхъ уголкахъ, отдаленныхъ отъ Москвы (какъ вспоминаетъ пишущій эти строки), духовенство гордилось своимъ московскимъ витіей и оживленно дебатировало каждую новую его проповѣдь.

Въ 1877 г. о. Алексѣй, какъ вдовый, принялъ, по настойчивому убѣжденію московскаго митрополита Иннокентія, монашество, 15 января 1878 г. хиротонисанъ во епископа Можайскаго, викарія Московской митрополіи, въ сентябрѣ 1882 г. назначенъ архіепископомъ Харьковскимъ и Ахтырскимъ. Въ Харьковѣ онъ обращался къ духовенству съ посланіями объ усиленіи церковнаго проповѣдничества, ввелъ единообразный церковный напѣвъ по всей епархіи при посредствѣ устроенной особой безплатной школы при архіерейскомъ хорѣ для псаломщиковъ, возстановилъ два монастыря и 62 прихода, учредилъ нѣсколько крестныхъ ходовъ съ чудотворными иконами. Въ память чудеснаго спасенія царской семьи въ день 17 октября 1888 года высокопреосвященный устроилъ на собранныя отъ духовенства деньги серебряный колоколъ на колокольнѣ каѳедральнаго собора, а на мѣстѣ крушенія царскаго поѣзда учредилъ Спасовъ скитъ. Епархіальныя мѣстныя вѣдомости преобразованы владыкой съ 1884 г. въ богословско-философскій двухнедѣльный журналъ «Вѣра и Разумъ» съ приложеніемъ «Листка для харьковской епархіи». Владыка всегда проявлялъ особенныя заботы о духовно-учебныхъ заведеніяхъ и церковно-приходскихъ школахъ, о призрѣніи инвалидныхъ членовъ духовенства и сиротъ, учредилъ миссіонерскій совѣтъ для борьбы съ сектантствомъ, прекрасно обстроилъ свой архіерейскій домъ и устроилъ въ немъ церковь. [Скончался 3 сентября 1901 года. Погребенъ въ Покровскомъ монастырѣ г. Харькова.]

Проповѣди высокопреосвященнаго Амвросія въ періодъ его приходской дѣятельности печатались въ московскихъ періодическихъ изданіяхъ, за время архіерейства издано два сборника: «Проповѣди Амвросія, епископа Дмитровскаго, викарія Московскаго, за послѣдніе годы служенія его въ Москвѣ» (1873-1882 гг.). М. 1883 г. и «Проповѣди преосвященнаго Амвросія, архіепископа Харьковскаго, произнесенныя во время служенія его въ Харьковской епархіи» (1882-1894 гт.), Харьковъ, 1895 г. [Въ 1902-1905 гг. въ Харьковѣ издано «Полное собраніе проповѣдей Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Амвросія, бывшаго Харьковскаго» въ 5-ти томахъ.] О характерѣ проповѣдей высокопреосвященнаго Амвросія приведемъ слѣдующій отзывъ, наиболѣе характерный: «Проповѣди преосвященнаго Амвросія уже и нынѣ стали классическими въ собственномъ смыслѣ, какъ образцы церковнаго ораторскаго искусства. Трудно въ краткихъ словахъ вѣрно очертить характеръ проповѣднической дѣятельности преосвященнаго Амвросія. Но меньше всего ее понимаютъ тѣ, которые признаютъ за нею только публицистическое значеніе, а самыя проповѣди называютъ разсужденіями. Кромѣ живого картиннаго, увлекательнаго изложенія, стройности и цѣльности плана, строго логической послѣдовательности мыслей, особенностью проповѣдей преосвященнаго Амвросія необходимо признать выборъ темы и способъ ея раскрытія. Знаменитый проповѣдникъ всегда останавливаетъ свое вниманіе на вопросахъ жизни, волнующихъ и интересующихъ всѣхъ, и ни для кого не чуждыхъ. Онъ говорилъ: о назначеніи и истинномъ достоинствѣ женщины, о нравственныхъ средствахъ сохраненія жизни, о начальныхъ пріемахъ христіанскаго воспитанія, о свободѣ совѣсти и ея правахъ, о нравственныхъ плодахъ посѣщенія храмовъ, о пауперизмѣ, о значеніи для врача христіанскихъ убѣжденій, о степеняхъ любви христіанской, объ истинномъ значеніи войны, о неравенствѣ состояній, о союзѣ государства съ церковью, о внутреннемъ опытѣ, о чувствѣ собственнаго достоинства, о любви, объ особенныхъ нравственныхъ свойствахъ дѣтей, о молитвѣ за отечество, о вѣрности въ маломъ, о средствахъ къ возвращенію утраченной вѣры, объ удовольствіяхъ, о семейномъ счастьи, объ общественномъ мнѣніи, о самоизвиненіи, о нашихъ обязанностяхъ въ отношеніи къ потомству, о повиновеніи властямъ, о томъ, что исправленіе общественной нравственности каждый долженъ начинать съ самого себя, о самодержавной власти, о религіи какъ основаніи народнаго благосостоянія, о знаменіяхъ временъ, о силѣ слова Христова, о христіанскомъ единомысліи, объ общемъ благѣ, объ опасностяхъ для современныхъ христіанъ со стороны философіи, о христіанскомъ направленіи естествознанія, о нравственной связи русскаго царя съ его народомъ, о правѣ собственности по ученію христіанскому, о родительскомъ благословеніи, о честности, о долгѣ и обязанностяхъ вѣрноподданныхъ, о значеніи искусства въ дѣлѣ воспятанія юношества, о благотворительности, о современномъ сектантствѣ и причинахъ удаленія отъ церкви современнаго интеллигентнаго общества, и др.». Мы намѣренно привели перечень бóльшей части проповѣдей высокопреосв. Амвросія, потому что каждая его проповѣдь представляетъ собою отдѣльный, прекрасно разработанный трактатъ на опредѣленную, почти всегда злободневную тему, и могла бы явиться въ изданіи совершенно самостоятельнымъ сочиненіемъ. Въ послѣдніе годы проповѣди высокопреосвященнаго неизмѣнно перепечатываются въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» и, безъ сомнѣнія, хорошо извѣстны всему духовному міру. Кромѣ проповѣдей, на которыхъ создалась извѣстность и слава высокопреосвященнаго Амвросія, извѣстна еще книга владыки, посвяшенная характеру и качествамъ церковной проповѣди: «Живое слово», Харьковъ, 1892 г. Біографическія свѣдѣнія о высокопреосвященномъ Амвросіѣ, наиболѣе обстоятельныя помѣщены, въ «Вѣрѣ и Разумѣ» 1898 г. № 22, по поводу 50-лѣтія служенія архіепископа въ священномъ санѣ.

С. Рункевичъ.     

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ первый. А-Архелай. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Петроградъ: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1900 г. — Стлб. 594-598.

Слова и рѣчи Амвросія (Ключарева), архіеп. Харьковскаго и Ахтырскаго


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0