Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово въ недѣлю двадцать четвертую.

(Изъ Евангелія: Лук. 8, 41-56).

Двѣ исторіи представляетъ намъ, слушатели, нынѣ чтенное Евангеліе. Обѣ проповѣдуютъ о всемогуществѣ Сына Божія — Владыки живота и смерти. Обѣ поучаютъ насъ, что вѣрующему во Всемогущащаго вся возможна суть (Марк. 9, 23). Сколько бы избѣгли мы скорбей, если бы эта увѣренность постоянно сопутствовала намъ во всѣхъ путяхъ и обстоятельствахъ жизни! Люди всегда встрѣчали бѣдствія. Земля не рай, — это неизбѣжно! За то съ неба всегда простерта рука, готовая подкрѣпить и спасти каждаго.

Когда Спаситель исцѣлилъ бѣсноватаго въ странѣ Гадаринской, къ Нему пришелъ Іаиръ — начальникъ іудейской синагоги. Былъ ли онъ свидѣтелемъ того чуда, или слава о Чудотворцѣ привлекла его, — неизвѣстно. Видно только, что въ немъ уже были начатки вѣры, — а несчастіе смягчило сердце и сдѣлало его способнымъ принести плодъ вѣры. Убитый скорбію о болѣзни единородной двѣнадцатилѣтней дочери, Іаиръ палъ къ ногамъ Господа Іисуса, просилъ его войдти въ домъ его и исцѣлить на смертномъ одрѣ лежащую.

Милосердый Господь не медлитъ помощію, когда призываютъ Его съ вѣрою, отъ сердца. Но сердце Іаира такъ было измучено печалію, что не имѣло достаточной силы преодолѣть всякое сомнѣніе и страхъ. И что удивительнаго? Вы знаете, какъ трудно бороться съ сомнѣніемъ и успокоить духъ одною надеждою, когда всѣ обстоятельства внушаютъ безнадежность получить желаемое. Скорбный отецъ точно въ такомъ былъ положеніи. Для вѣры его нужно было подкрѣпленіе противъ искушенія, о которомъ Іаиръ еще не зналъ. Но Спаситель зналъ, что больная должна умереть до пришествія Его въ домъ. И вотъ что творитъ премудрость Божія, для подкрѣпленія вѣры его.

На пути къ дому Іаира многочисленный народъ сопровождалъ Господа. Всѣмъ извѣстно было, что Онъ идетъ для исцѣленія болящей. Каждый желалъ видѣть новое чудо и старался быть ближе къ Чудотворцу. Совершенно стѣснили Его. И въ этой тѣснотѣ одна больная женщина, не смѣя ни остановить Его, ни даже въ-слухъ молить Его о помощи, помыслила въ себѣ, — (вотъ живая вѣра!) — что для исцѣленія ея довольно и того, если коснется только ризъ Его, — и тотчасъ исцѣлилась. Въ толпѣ стѣснившагося народа, и самые ученики не замѣтили совершившагося чуда. Женщина того и желала. Въ простотѣ сердца, она думала утаиться и отъ самого Іисуса Христа. Но слава Божія не должна была оставаться въ тайнѣ. Нужно было и народу показать примѣръ, какъ легко получить спасеніе вѣрующимъ въ Него, и особенно подкрѣпить Іаира противъ искушенія, которое сейчасъ онъ встрѣтитъ, и которое, безъ помощи, должно было ниспровергнуть всякую надежду. Спаситель остановился, — и спросилъ: кто есть коснувыйся Мнѣ? Всѣ молчали. Ученикамъ же и самый вопросъ показался страннымъ. Наставниче, говорили они, народы одержатъ Тя, и гнѣтутъ, и глаголеши: кто есть коснувыйся Мнѣ? Мало ли, думали, въ такой тѣснотѣ прикасающихся къ Нему, и что тутъ особеннаго? — Особенное то, что иные прикасаются къ Господу безъ вѣры, безъ мысли, какъ прикасаются къ Нему изъ насъ многіе, и не привлекаютъ къ себѣ благодатной силы Его, а другіе, безъ словъ, съ одною вѣрою, прикасаются къ Нему душею, и получаютъ исцѣленіе отъ недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ. Спаситель открылъ тайну: прикоснуся Мнѣ нѣкто: Азъ бо чухъ силу, изшедшую изъ Мене. Никто, конечно, не подумаетъ, что всевѣдущій Сынъ Божій не зналъ, кто прикоснулся къ Нему и привлекъ къ себѣ чудодѣйственную силу. Но польза предстоявшихъ требовала, чтобы исцѣлившаяся женщина сама повѣдала предъ народомъ, елика сотвори ей Богъ. Видѣвши жена, яко не утаися, трепещущи пріиде, и падши предъ Нимъ еяже ради вины прикоснуся Ему, повѣда Ему предъ всѣми людьми, и яко исцѣлѣ абіе.

Замѣчайте, въ какомъ смиренномъ сердцѣ созрѣла столь живая вѣра. Исцѣлѣвшая не тщеславится даромъ Божіимъ. Какъ прежде считала себя недостойною приступить явно ко Врачу душъ и тѣлесъ, такъ и послѣ полученія благодати Божіей, приступаетъ трепещущи, какбы содѣлала преступленіе недостойнымъ прикосновеніемъ въ ризамъ Господнимъ, — разсказываетъ предъ всѣми, какбы въ извиненіе своей дерзости, что двѣнадцать лѣтъ страдала отъ болѣзни, раздала все имѣніе врачамъ безъ всякой для себя пользы, — и когда другіе столь легко получаютъ помощь отъ Господа, сподобляются даже счастія принять милосердаго Врача въ домъ свой, и она, въ безнадежномъ положеніи своемъ, осмѣлилась по крайней мѣрѣ прикоснуться къ ризѣ Его, — и тотчасъ исцѣлилась.

Печальный Іаиръ слышалъ разсказъ исцѣлѣвшей женщины. И кто лучше его могъ приложить къ своему сердцу настоящее событіе! Если эта женщина 12 лѣтъ напрасно искала помощи у людей, и мгновенно обрѣла ее у Христа, безъ вѣдома Его коснувшись только ризъ Его; почему жь и больной дочери его не получить исцѣлѣнія, когда Христосъ съ этою цѣлью благоволилъ пойти въ домъ его? Надежда отца ожила. Спаситель доселѣ ничего не сказалъ ему о томъ, чтó нужно съ его стороны для спасенія дочери. Но, обратившись къ женѣ, въ ободреніе ея сказалъ: дерзай, дщи! вѣра твоя спасе тя. Князю еврейскому не трудно было понять, что и отъ него требуется живая вѣра. Можетъ быть онъ и понялъ.

Но сколько нужно твердости, чтобы устоять въ вѣрѣ противъ всѣхъ искушеній, часто нечаянныхъ и тяжкихъ, и всегда необходимыхъ для совершенства самой вѣры!

Спаситель еще не окончилъ словъ Своихъ, какъ нѣкто, пришедшій изъ дома Іаира, объявилъ ему: дочь твоя умерла. Не безпокой Учителя. Мертвыхъ не лѣчатъ.

Хорошо спѣшить, сообщить другому вѣсть радостную; въ этомъ еще видно участіе въ положеніи ближняго. Но что заставило сродника или знакомаго спѣшить къ Іаиру съ горькою вѣстію о его невозвратной потерѣ? Вѣроятно, то же невѣріе, которое вооружало книжниковъ и фарисеевъ противъ Іисуса Христа, торопилось, какъ можно скорѣе, прервать всякое сношеніе съ Нимъ князя синагоги. Бываютъ и нынѣ такія сострадательныя души, которыя, вмѣсто того, чтобы утѣшить скорбящаго и подкрѣпить колеблющееся упованіе на помощь Вышняго, спѣшатъ, подъ видомъ дружбы, исторгнуть самый корень надежды.

Это искушеніе. Но Тотъ, кто знаетъ человѣческую немощь, не попуститъ, чтобы вѣрующій палъ подъ бременемъ искушеній. Іаиръ, поражшный вѣстію о смерти дочери, не успѣлъ еще ни размыслить о томъ, чтó ему дѣлать, ни сказать Господу о невозвратной своей потерѣ, а ему уже готова помощъ. Не бойся, вѣщаетъ ему Спаситель, токмо вѣруй, и спасена будетъ. Мертвая — жива будетъ! Кто могъ это понять? Но тамъ и мѣсто вѣрѣ, гдѣ изумѣваетъ умъ. Отецъ умершей не прекословитъ: благодать Божія проливаетъ въ сердце утѣшеніе, которое можно ощущать, а не объяснять.

Наконецъ пришли въ домъ Іаира. Одръ умершей окруженъ былъ плачущими и рыдающими. Не плачитеся, сказалъ Небесный Учитель, — не умре бо, но спитъ. И предъ очами Божіими, и предъ очами вѣры смерть, конечно, есть сонъ. Но кто ничего не видитъ дальше настоящей жизни, ни разумѣетъ силы Божіей, тому и слово истины кажется юродствомъ. Ругахуся Ему, вѣдяще, яко умре. Вотъ гордость ума безъ вѣры! Чего не понимаетъ, надъ тѣмъ ругается. Потому онъ и недостоинъ видѣть чудеса премудрости Божіей.

Кромѣ трехъ учениковъ, отца и матери умершей, всѣ высланы вонъ изъ дома. Спаситель, взявъ умершую за руку, возгласилъ: отроковице, востани! Она встала, — и начала ходить.

Слава силѣ Твоей. Господи, Владыко живота и смерти!

Поучайтесь, христіане! Сія писана въ наученіе наше (Рим. 15, 4). Евангеліе даетъ намъ слѣдующіе уроки:

1) Въ какомъ бы кто ни находился положеніи, никогда не должно считать его безнадежнымъ. Всякое уныніе и отчаяніе есть оскорбленіе величества Божія. Не двѣ ли птицы цѣнятся единымъ ассаріемъ, говоритъ Спаситель, и ни едина отъ нихъ падетъ на земли, безъ Отца вашего: вамъ же и власи главніи вси изочтени суть (Матѳ. 10, 29-30). Призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Псал. 49, 15). Нѣтъ такой скорби, коей не могъ бы уврачевать Всемогущій. Тамъ-то преимущественно и открывается сила Его, гдѣ никакая другая сила не можетъ спасти страдальца.

2) Одно условіе съ нашей стороны, безъ коего тщетно будемъ ожидать помощи небесной, это — вѣра. Еже аще что можеши вѣровати, вся возможна вѣрующему (Марк. 9, 22). Евангелистъ замѣчаетъ, что въ Назаретѣ самъ Господь не сотвори ни единыя силы, т. е. чуда, за невѣрствіе ихъ (Матѳ. 18, 58; Марк. 6, 5). Онъ близокъ ко всѣмъ. А къ Нему только тотъ близокъ, кто одушевленъ живою, твердою, несомнѣнною вѣрою. Одного прикосновенія къ ризамъ Господнимъ достаточно было, чтобы въ тоже мгновеніе привлечь чудотворную силу отъ полноты Божества. Не ропщи, если просишь милости отъ Бога, и не пріемлешь. Это происходитъ отъ недостатка вѣры твоей.

3) Никто не можетъ за себя ручаться, что имѣетъ вѣру совершенную. Нѣтъ, — и это даръ Божій! Сами Апостолы молились: Господи, приложи намъ вѣру (Лук. 17, 5). Каждый знаетъ по опыту, что, прежде нежели душа обратится къ единому Подателю жизни и спасенія, кичливый умъ человѣческій своими средствами хочетъ сдѣлать спасеніе. Если собственныя средства безсильны, то или душа приходитъ въ разслабленіе и падаетъ подъ бременемъ скорби, или обращается къ помощи столь же безсильныхъ человѣковъ. Это ли вѣра! Прежде отними оплотъ гордости, и смирись подъ крѣпкую руку Божію. Самъ Промыслъ наведетъ тебя на такіе случаи, которые подкрѣпятъ твою надежду. Не вѣрь, когда говорятъ тебѣ: «все потеряно! не движи Учителя!» Всѣмъ сердцемъ прилѣпись ко Господу, и въ душѣ твоей отзовется благодатный голосъ: не бойся, токмо вѣруй, — и узриши славу Божію (Іоан. 11, 40).

Да не смущается сердце ваше, — вѣщаетъ Отецъ и Искупитель нашъ, — вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте (Іоан. 14, 1). Аще пребудете во Мнѣ, и глаголы Мои въ васъ пребудутъ, егоже аще хощете, просите, и будетъ вамъ (Іоан. 15, 7). Еда забудетъ жена отроча, еже не помиловати исчадія чрева своего? Аще забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь (Ис. 49, 15).

Вѣруемъ, Господи, помози нашему невѣрію (Марк. 9, 24)! Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Сѵнодальнаго члена, Высокопреосвященнѣйшаго Исидора, митрополита Новгородскаго, С.-Петербургскаго и Финляндскаго. — СПб.: Изданіе редакціи духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — С. 204-211.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0