Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово въ недѣлю всѣхъ святыхъ.

Святая Церковь созвала чадъ своихъ на праздникъ всѣхъ Святыхъ. Конечно, попечительная о душахъ нашихъ матерь хочетъ или возобновить въ памяти нашей какое либо радостное событіе, или преподать полезное для насъ наставленіе. И почему она избрала это именно время для прославленія всѣхъ Святыхъ? Должна быть какая нибудь особенная цѣль. Будемъ доискиваться.

Прежде всего припомнимъ, о чемъ нынѣ читано было въ Евангеліи; — ибо въ дневныхъ чтеніяхъ Евангелія большею частію объясняется и начало и цѣль христіанскихъ праздниковъ.

Спаситель сказалъ въ нынѣ чтенномъ Евангеліи: Кто исповѣсть Его предъ человѣки, со дерзновеніемъ, не боясь никакихъ отъ міра гоненій, того и Онъ исповѣсть предъ Отцемъ Своимъ, Иже на небесѣхъ, т. е., признаетъ избраннымъ Своимъ, А кто отвержется Его предъ человѣки, и постыдится словесъ Его въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, т. е., или изъ угожденія міру или изъ опасенія, чтобы не подвергнуться насмѣшкамъ и гоненіямъ отъ сыновъ вѣка сего, станетъ подражать ихъ превратнымъ сужденіямъ, беззаконнымъ привычкамъ и пагубнымъ правиламъ, забывъ, что еще при купѣли крещенія далъ клятву, принадлежать душею и сердцемъ и всею жизнію единому Христу и Его закону: того и Онъ отвержется предъ Отцемъ Своимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 32-33; Марк. 8, 38).

Далѣе говоритъ: Я принесъ на землю не миръ, но мечь. Я пришелъ разлучить сына отъ отца, дочь отъ матери (Матѳ. 10, 34. 36). То есть: Я принесъ вамъ ученіе истинное, чистѣйшее, небесное, которое можетъ содѣлать человѣка блаженнымъ и въ сей и въ будущей жизни. Но не всѣ ему повѣрятъ, и оттого неизбѣжно возникнутъ между людьми раздоры, гоненія, бѣдствія, — нарушены будутъ всѣ связи дружества, родства. Увѣруетъ въ Него сынъ: невѣрный отецъ самъ предастъ его на позорище казни. Увѣруетъ отецъ или мать: невѣрный сынъ или дочь предадутъ ихъ мучителямъ, думая тѣмъ угодить Богу.

Итакъ въ Евангеліи предсказываются тяжкія бѣдствія исповѣдникамъ Христовымъ и вѣчная слава тѣмъ, кои будутъ вѣрны до смерти (Апок. 2, 10).

Не то ли Церковь нынѣ хочетъ сказать намъ, повторяя слова Спасителя: Въ мірѣ и вы скорбни будете. Но дерзайте! Христосъ побѣдилъ міръ (Іоан. 16, 33), и вы силою Христовою можете побѣдить его. Воззрите на небо: вотъ свѣтлый сонмъ всѣхъ Святыхъ. Они страдали больше васъ: но остались вѣрны Господу. Они были такіе же люди, съ такими же немощами, какъ и вы: но побѣдили и себя, и міръ и адъ. И имъ многими скорбьми подобало внити въ царствіе Божіе (Дѣян. 14, 22): но что значатъ страсти нынѣшняго вѣка предъ славою ихъ, хотящею открытися и вамъ (Рим. 8, 18), если будете съ такою же непоколебимою вѣрностію исповѣдывать Христа, съ какою они исповѣдали!

Что св. Церковь именно съ тою цѣлію установила праздникъ всѣхъ Святыхъ, дабы примѣромъ ихъ укрѣпить и утѣшить насъ на скорбномъ пути къ небесной славѣ, подтверждаетъ и избранный ею для нынѣшняго дня Апостолъ.

Св. Павелъ въ посланіи къ Евреямъ, утѣшая христіанъ іерусалимскихъ, подвергавшихся различнымъ бѣдствіямъ и гоненіямъ, изчисляетъ имъ знаменитыхъ подвижниковъ ветхозавѣтной Церкви, прославляетъ самоотверженіе, безусловную преданность волѣ Божіей, непоколебимую вѣру ихъ въ обѣтованія, чудеса вѣры въ великихъ общественныхъ дѣлахъ ихъ, чудеса вѣры въ избавленіи ихъ отъ мучительной смерти, чудеса терпѣнія ихъ во страданіяхъ, чудеса мужества ихъ во брани съ плотію и діаволомъ, — и заключаетъ: толикъ убо имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. 12, 1-2). Итакъ главная мысль Апостола — та же, что и въ Евангеліи.

Остается нерѣшеннымъ вопросъ: «почему же св. Церковь избрала именно первую недѣлю по сошествіи Святаго Духа для того, чтобы примѣромъ всѣхъ Святыхъ поощрить насъ къ терпѣнію въ подвигахъ вѣры и благочестія, свойственныхъ истиннымъ исповѣдникамъ Христа Бога нашего, и въ перенесеніи скорбей, неизбѣжныхъ для вѣрныхъ Его послѣдователей, ибо вси хотящіи благочестно жити гоними будутъ (2 Тим. 3, 12)?»

Есть, слушатели, особенная цѣль и въ избраніи этого именно времени для настоящаго праздника.

Вскорѣ по сошествіи Святаго Духа, одна проповѣдь апостола Петра обратила къ вѣрѣ во Христа 3.000 душъ. Еще проповѣдь, и еще 5.000 душъ познали своего Спасителя, и крестились. Число вѣрующихъ умножалось со дня на день. Такіе успѣхи христіанства не могли не обратить на себя вниманія враговъ креста Христова. Настало время, когда ученіе Христово имѣло воврещи на землю не миръ, но мечь. Возгорѣлась открытая брань свѣта со тьмою. Іудейство и язычество извлекли мечь. Предъ ними стало малое стадо Господа Іисуса, — безоружные и незлобные поклонники Распятаго, подъ знаменемъ Креста. Это брань не людей съ людьми: ибо въ ней открылось съ одной стороны свирѣпство, какого нельзя было ожидать отъ людей самыхъ жестокосердыхъ, съ другой стороны — мужество и неустрашимость, превышающая силы человѣковъ, самыхъ сильныхъ и небоязненныхъ. Это брань Господа Іисуса Христа противу князя міра, изгнаннаго вонъ (Іоан. 12, 31), который усиливался одолѣть Христову Церковь. Она возгорѣлась въ Іерусалимѣ, подвигла царства, объяла весь міръ, — проникла всюду, гдѣ только есть истинные рабы Христовы. Начавшись по пришествіи Утѣшителя-Духа, она продлится до славнаго пришествія Сына Божія — Судіи и Мздовоздаятеля праведнаго. Сатанѣ попущено, дабы разсѣявалъ вѣрныхъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31); но каждое зерно этой пшеницы на нивѣ Христовой приносило плодъ сторицею. Куда только достигали гонимые ужасомъ мученій христіане, вездѣ падали капища идоловъ, созидались Христовы церкви.

Мы съ изумленіемъ слушаемъ, когда священное преданіе повѣствуетъ намъ, какимъ тяжкимъ страданіямъ за Христа подвергались мужи и жены, юноши и дѣвы, старцы и младенцы, и съ какимъ веселіемъ они текли на смерть за сладчайшее имя Іисуса Христа. Не должны ли мы удивляться и безконечной благости Спасителя, за кратковременный подвигъ увѣнчавшаго ихъ славою неизреченною и нескончаемою! И когда приличнѣе воспѣть подвиги и славу увѣнчанныхъ героевъ вѣры, какъ не въ то самое время, когда началась славная брань ихъ за Христа и Церковь Его? Когда приличнѣе указать намъ на примѣръ терпѣнія и вѣры святыхъ, и подкрѣпить надежду нашу на непреложныя обѣтованія Спасителя, который всѣмъ вѣрнымъ сказалъ: Иже аще исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ?

Недавно мы молились Господу о ниспосланіи намъ Утѣтителя-Духа. Если кто изъ насъ удостоился благодати Божіей: ему предстоитъ неизбѣжная брань съ врагами Креста и нашего спасенія, которая возгорѣлась по сошествіи Святаго Духа на Апостоловъ. Миновались времена гоненій за имя Христово. Но міръ? развѣ онъ пересталъ ненавидѣть избранныхъ отъ міра? Но плоть? развѣ она помирится съ тѣми, которые хотятъ распинать ее со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24)? Но діаволъ? развѣ онъ оставитъ въ покоѣ тѣхъ, которые рѣшились попрать его власть и посрамить злобу? Нѣтъ, — наша брань тѣмъ опаснѣе, что насъ открыто не преслѣдуютъ за любовь Христову, — тѣмъ больше требуетъ бдительности, мужества и самоотверженія, что врагъ спасенія нашего старается побѣдить насъ и разлучить со Христомъ не столько гоненіями, сколько прельщеніями отъ міра, и что въ самой грѣховной природѣ нашей онъ имѣетъ союзника, который не любитъ заповѣдей евангельскихъ, и готовъ поклониться искусителю, только бы насыщалось его корыстолюбіе, сластолюбіе и гордость.

Чада благодати знаютъ это по собственному опыту. Они легко поймутъ уроки, которые въ нынѣшнемъ торжествѣ преподаетъ имъ св. Церковь.

Обращая умственныя очи наши къ небеснымъ обителямъ Святыхъ, Христова Церковь учитъ насъ:

1. Не говорите, что природа ваша слаба для того, чтобы, подобно древнимъ подвижникамъ, съ строгою точностію исполнять заповѣди евангельскія. Человѣкъ всегда подверженъ былъ немощамъ. Одна только лѣность и нерадѣніе могутъ оправдываться неспособностію къ нравственному усовершенствованію, при тѣхъ пособіяхъ, какія подаетъ Спаситель своимъ исповѣдникамъ. Конечно, природа наша слаба, и сама по себѣ неспособна на дѣла благія. Но она сильна, когда въ немощахъ ея совершается Божія сила (2 Кор. 12, 9). Не было ни одного человѣка, который бы своими силами сдѣлался праведникомъ. И неужели кто думаетъ, что нелицепріятный Раздаятель даровъ только древнимъ христіанамъ щедро подавалъ Свою благодатную силу побѣждать немощи плоти, противустоять обольщеніямъ міра и разрушать козни діавола? Развѣ не всѣ мы дѣти единаго Отца, который всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися, и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4)? Примѣръ Святыхъ научаетъ насъ, къ какимъ великимъ подвигамъ вѣры и святости способенъ немощный человѣкъ всякаго возраста и пола, когда облекается силою свыше (Лук. 24, 49).

2. Напрасно также сталъ бы кто нибудь ссылаться на трудность общественныхъ своихъ занятій и мірскія отношенія, будто затрудняющія въ исполненіи заповѣдей Христовыхъ, будто требующія, по приличію, примѣняться къ общественному мнѣнію и привычкамъ, — будто несовмѣстимыя съ требованіями закона вѣры. Други мои! развѣ въ какомъ либо званіи общественномъ стыдно быть добродѣтельнымъ и благочестивымъ? Развѣ есть такія отношенія между людьми, гдѣ нужно поступать не по совѣсти? Развѣ непостоянное мнѣніе людей болѣе заслуживаетъ нашего уваженія, нежели правила, самимъ Богомъ установленныя? Въ сонмѣ Святыхъ вы видите и царей, и пастырей, и судей, и воиновъ, и господъ, и рабовъ. Вѣрно общественныя занятія и отношенія не препятствовали имъ творить волю Спасителя и содѣвать свое спасеніе! Не тогда ли напротивъ общественныя наши занятія и бываютъ благодѣтельны для общества, когда всѣ дѣла и намѣренія наши проникнуты духомъ закона Божія? Не тѣ ли отношенія и облагороживаютъ членовъ общества гражданскаго или семейнаго, которыя сообразны съ ученіемъ Господа, съ высокимъ званіемъ раба Христова? Не въ томъ ли заключается и счастіе и радость и довольство наше, когда и совѣсть насъ не упрекаетъ, и трудъ утѣшаетъ, и суетность не развлекаетъ, не питаетъ страстей, не мучитъ? А этого достигнуть не иначе можно, какъ постояннымъ исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ.

3. Правда, — ревнителю благочестія трудно ужиться съ міромъ. Этого самъ Христосъ не скрываетъ отъ учениковъ Своихъ. Аще міръ васъ ненавидитъ, — говоритъ Онъ, — вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ. Аще отъ міра бысте были: міръ убо свое любилъ бы: якоже отъ міра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ (Іоан. 15, 18-19). Что жь изъ того слѣдуетъ? Ужели не должно угождать Богу, если нельзя вмѣстѣ работати Богу и мамонѣ (Матѳ. 6, 24)? Не такъ разсуждали угодники Божіи. Они не затруднялись въ выборѣ — Богу ли служить, или міру? Знали, что ихъ на пути Христовомъ лишенія и скорби ждутъ (Дѣян. 20, 23), и, укрѣпляемые благодатію, съ веселіемъ текли на предлежащій имъ подвигъ. О, мнѣ не повѣрили бы, еслибы я сталъ изображать строгость жизни, которой они добровольно себя подвергали, — поруганія, которыя терпѣли отъ міра, — страданія, кои перенесли за Христа, — да, мнѣ не повѣрили бы, еслибы самая слава Святыхъ не доказывала справедливости сказаній о ихъ подвигахъ! Что жь ихъ укрѣпляло на этомъ многотрудномъ поприщѣ? На землѣ — любовь ко Христу, на небѣ — вѣнецъ!

И для васъ, христіане, уготованы тѣ же награды. И вамъ Спаситель вѣщаетъ: иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ. Тѣмже убо и мы, — увѣщаваетъ апостолъ Павелъ, — толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грѣхъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса, Его же благодатію и молитвами всѣхъ Святыхъ Его, да сподобимся быть подражателями ихъ вѣры и благочестія на земли, чтобы раздѣлять съ ними нескончаемую радость на небеси! — Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Сѵнодальнаго члена, Высокопреосвященнѣйшаго Исидора, митрополита Новгородскаго, С.-Петербургскаго и Финляндскаго. — СПб.: Изданіе редакціи духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — С. 155-164.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0