Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово во св. Великій пятокъ.

Христіане! Вмѣсто слова, довольно сего безмолвнаго гроба, чтобы уму нашему дать достойный предметъ для размышленія и въ сердцѣ возбудить чувствованія — скорбныя и утѣшительныя, ужасающія и успокоительныя, возвышающія до небеси и низводящія до сознанія нашего ничтожества.

Гробъ Христа — Сына Божія, насъ ради воплотившагося, отъ человѣковъ пострадавшаго, — это бездна премудрости, вѣками неисчерпаемой, Ангельскія силы ужасающей!

Не глубоко проникли мы въ сію завѣтную премудрость, если умъ нашъ занимается позорищемъ безумія, буйства и злобы враговъ Христовыхъ. Есть кому безъ насъ судить ихъ, если недостаточно уже изреченнаго приговора: не вѣдятъ, что творятъ (Лук. 23, 34)! Сердце постигаетъ больше ума. Но, при воспоминаніи страданій, какими пораженъ невинный Страдалецъ на Голгоѳѣ, — и сердце способнѣе изливаться не въ словахъ, а въ слезахъ, и изнемогаетъ подъ тяжестію сокрушающей его скорби.

Плачь!.. Христосъ не осуждаетъ слезъ сокрушенія, только не хощетъ, чтобы плакали о Немъ. Плачите себе и чадъ вашихъ (Лук. 23, 28). Достойна жалости жертва, которая не въ силахъ отвратить незаслуженныхъ страданій. Онъ могъ отвратить ихъ: болѣе дванадесяти легіоновъ Ангелъ предстали бы по одному Его слову (Матѳ. 26, 53). Онъ не хотѣлъ сего. Почему? — Азъ пріидохъ на часъ сей (Іоан. 12, 27).

Итакъ Его страданія и смерть были неизбѣжны: для нихъ Онъ сошелъ на землю. Гонители Его были слѣпыми орудіями безсильнаго врага, который, думая разрушить дѣло Божіе, невольно разрушалъ свое дѣло. Вѣчная премудрость достигла своей цѣли. Божія любовь одержала побѣду.

На событіе голгоѳское и страшныя страсти, предшествовавшія ему и послѣдовавшія, надобно смотрѣть какъ на исполненіе приговора, изреченнаго не на судѣ человѣческомъ, но на судѣ Всевышняго, гдѣ Судія былъ Богъ-Отецъ, подсудимый — весь родъ человѣческій, Ходатай и Посредникъ — единородный Сынъ Божій.

Непреложный законъ правосудія опредѣляетъ грѣшникамъ, противляющимся волѣ Создателя, проклятіе и смерть. Виновные безотвѣтны: нѣтъ мѣста оправданію, — нѣтъ жертвы къ удовлетворенію оскорбленнаго величества Божія.

«Я принимаю на Себя грѣхи всѣхъ человѣковъ», рекъ единородный Сынъ Божій. «Пощади ихъ, и на Меня излей весь гнѣвъ Твой и всѣ наказанія, ими заслуженныя. Се иду, еже сотворити волю Твою, Боже (Псал. 39, 8). Азъ душу Мою полагаю за овцы (Іоан. 10, 15)».

Правосудный рекъ: «да будетъ!» И се — Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29), вознесенъ на жертвенникъ!

Сострадательное сердце могло бы спросить: если неизбѣжна была смерть, для чего же столь разнообразныя, продолжительныя муки, поношенія, терзанія жертвы? Ужели у Отца, милосердаго къ человѣкамъ-грѣшникамъ, недоставало милосердія для одного безгрѣшнаго Сына?

Подобало всѣмъ симъ быти, — отвѣчаетъ слово Божіе. Той далъ есть Себе за ны, да избавитъ ны отъ всякаго беззаконія (Тит. 2, 14). Многоразличны наша беззаконія: многоразличны и страданія за нихъ. За каждый грѣхъ особая жертва. Для каждой язвы свое врачевство.

Въ саду Эдемскомъ совершилось первое беззаконіе, которое подвергло родъ человѣческій осужденію и смерти: въ саду Геѳсиманскомъ началось искупленіе наше отъ беззаконія. Первый Адамъ согрѣшилъ преступленіемъ закона воли Божіей: послѣдній Адамъ возставляетъ насъ безусловною преданностію въ волю Божію, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Какъ первый грѣхъ заключалъ въ себѣ сѣмя всѣхъ грѣховъ: такъ послушаніе Іисуса Христа составляло умилостивительную жертву за всѣ грѣхи всѣхъ людей. Въ то самое время, какъ беззаконное сонмище Іудейское держало совѣтъ, изыскивая средства осудить Праведнаго и растерзать плоть Его, Богочеловѣкъ, одинъ за всѣхъ, предсталъ предъ грозное судище Отца небеснаго и принялъ кровавую чашу гнѣва Его, чтобы испить оную до послѣдней капли.

О, если бы мы знали, сколько мученій въ молитвенномъ уединеніи послѣдней ночи претерпѣла святѣйшая душа Его, прежде нежели приблизились мучители! Изчислите, если можете, всѣ грѣхи, содѣянные отъ начала міра по всему лицу земли; — присовокупите къ тому беззаконія, какія учинены послѣ страданій Его не только невѣрующими, но и христіанами, и наши злыя помышленія, преступныя желанія, грубыя привычки, и богопротивныя дѣянія, и все, чтó будетъ учинено въ послѣдующихъ поколѣніяхъ, до окончанія міра; — представьте всю мерзость грѣховъ сихъ; — взвѣсьте ихъ тяжесть; вообразите всѣ ужасы и казни, уготованныя грѣшникамъ: тогда вы будете имѣть нѣкоторое понятіе о томъ, какое страшное бремя возложилъ на Себя Спаситель для искупленія рода человѣческаго, — поймете, отъ чего прискорбна была душа Его до смерти (Матѳ. 26, 38), отъ чего среди молитвы съ пречистаго лица Его кровавый потъ лился на землю (Лук. 22, 44).

Наступилъ часъ предопредѣленный, — Господь пошелъ съ учениками во срѣтеніе мучителямъ, дабы страданіями осудить грѣхи наши во плоти Своей (Рим. 8, 3), и разрушить дѣла діаволя (1 Іоан. 3, 8). Первый приблизился къ Іисусу Христу Іуда, изъ друга вождь нечестиваго полчища, ученикъ и апостолъ, сподобившійся слышать тайны царствія Божія, знавшій святую жизнь Его, видѣвшій безчисленныя благодѣянія и чудеса, — тотъ, кому Учитель недавно умылъ ноги и преподалъ на вечери Божественное тѣло и кровь Свою. Предатель, подъ видомъ дружества, привѣтствовалъ Учителя: Радуйся, Равви! и облобызалъ Его. Какова должна быть скорбь для Господа! Однако Онъ не укоряетъ вѣроломнаго, но со всею кротостію и любовію называетъ его другомъ: друже, твори, на неже еси пришелъ (Матѳ. 26, 49-50). Сіе терпѣніе, слушатели, есть жертва за нашу неблагодарность, вѣроломство и лицемѣріе въ отношеніи къ Богу и ближнимъ. Пользуясь каждую минуту благодѣяніями Божіими, мы или совсѣмъ не хотимъ замѣчать оныхъ, или отвергаемъ дары Промыслителя, или воздаемъ Ему за нихъ ежечасными оскорбленіями. Называя Бога своимъ Богомъ, хвалясь закономъ Его (Рим. 2, 17), живемъ какъ безбожные въ мірѣ (Ефес. 2, 12), — для корысти готовы попрать дружество, любовь, святыню. Ахъ! и нынѣ облагодѣтельствованные не бываютъ ли врагами благодѣтелямъ? Племя Іудино еще не угасло, — снова создаетъ разрушенныя дѣла діавола, — снова язвитъ сердце Искупителя!

Послѣдуемъ далѣе за Страдальцемъ.

Воины, взявъ Іисуса Христа, привели Его прежде къ Аннѣ, тестю Каіафы архіерея. Невинный предсталъ на судъ человѣческій, чтобы насъ виновныхъ оправдать на судѣ Божіемъ, и избавить отъ беззаконія тѣхъ, которые въ удовлетвореніе ненависти своей и мщенію ищутъ обвинить невиннаго. На вопросъ первосвященника о ученіи Іисусъ Христосъ отвѣчалъ: Азъ всегда учахъ на сонмищахъ и въ церкви, и тай не глаголахъ нинесоже: вопроси слышавшихъ, что глаголахъ имъ: се сіи вѣдятъ, яже рѣхъ Азъ (Іоан. 18, 20-21). Невинность не боится въ оправданіе свое призывать во свидѣтельство самыхъ враговъ. Но одинъ изъ слугъ ударилъ Іисуса въ ланиту, изъ угожденія архіерею, будто въ отвѣтѣ замѣтилъ грубость и неуваженіе. Нѣтъ, — сіе страданіе умилостивительная жертва за тѣхъ, которые, по человѣкоугодію, для собственной корысти, предлагаютъ услуги свои въ преслѣдованіи добродѣтели, хотя никто не призывалъ ихъ, и выдумываютъ такія преступленія, коихъ и сама ненависть не могла назвать преступленіемъ.

Отъ Анны повели Іисуса Христа, также связаннаго, къ Каіафѣ. На второмъ судѣ, для обвиненія Его, нужно было искать лжесвидѣтелей. Много нашлось ихъ: но клевета сама себя обличала. И можно ли было сказать что либо противъ Того, кто грѣха не сотвори, и не одрѣтеся лесть во устѣхъ Его (1 Петр. 2, 22)? Наконецъ два лжесвидѣтеля объявили: сей рече: могу разорити церковь Божію, и треми деньми создати ю (Матѳ. 26, 61). Словамъ данъ совсѣмъ другой смыслъ; ибо Онъ говорилъ о церкви тѣла Своего (Іоан. 2, 21). Однако Іисусъ Христосъ молчалъ. Онъ страдалъ за тѣхъ, которые ко вреду и погибели ближняго сплетаютъ всякіе обманы, коварства, клеветы, лжесвидѣтельства.

На другой день, Іисусъ Христосъ, также связанный, представленъ на судъ Пилата. Языческій судія не нашелъ въ Немъ ни единыя вины, и, заключивъ изъ того, что Узникъ преданъ ему по одной зависти (Матѳ. 27, 18), рѣшился защищать Его. Онъ хотѣлъ воспользоваться обычаемъ іудеевъ, по которому на праздникъ Пасхи одинъ изъ узниковъ отпускаемъ былъ на свободу. Пилатъ предложилъ выборъ самимъ іудеямъ, освободить ли Варавву — разбойника, разорявшаго всю страну, или Іисуса, глаголемаго Христа. Худо Пилатъ зналъ сердце человѣческое! Гдѣ дѣйствуетъ ненависть, тамъ люди скорѣе согласятся себѣ причинить вредъ, только бы не упустить изъ рукъ жертву мщенія. Разбойникъ предпочтенъ. О вы, которые не терпите, чтобы равный вамъ пользовался предпочтеніемъ, и завидуете достоинствамъ высшихъ! Приложите сіе обстоятельство къ вашему сердцу. За ваше честолюбіе Сынъ Божій терпѣлъ сіе поношеніе.

Пилатъ уступилъ бѣшенству народа, и предалъ Невиннаго всей лютости мученій.

Познáемъ, слушатели, всю строгость правосудія Отца небеснаго, который въ Сынѣ своемъ караетъ злодѣянія наши. Прославимъ любовь Сына, проливающаго кровь за грѣшниковъ. Мучители подвергаютъ Его жестокому бичеванію. Это наказаніе и жертва за тѣхъ, которые такъ много заботятся о нѣгѣ и угожденіи грѣхолюбивой плоти. Терновый вѣнецъ, покрывшій язвами святѣйшую главу Его, — трость, съ насмѣшкою, вмѣсто скиптра, вложенная въ десницу Его, — глумленія безумцевъ, съ колѣнопреклоненіемъ восклицающихъ: радуйся, Царю Іудейскій (Матѳ. 27, 29)! — оплеваніе пречистаго лица Его, біеніе по ланитамъ, — это безчеловѣчное поруганіе и мученіе есть очистительная жертва за нашу гордость, высокоуміе, любочестіе, властолюбіе, тщеславіе. Создателя всѣхъ сокровищъ земныхъ лишили послѣдней одежды: это кара за нашу роскошь и изысканность въ убранствахъ. Ему поднесли оцетъ, съ желчію смѣшанный: это наказаніе за наше невоздержаніе въ пищѣ и питіи, за роскошныя пиршества и сластолюбіе. Язвы пригвожденнаго ко кресту пречистаго тѣла Его загладили всѣ безстудства плоти нашей, всѣ похотѣнія чувственныя и желанія преступныя.

Совершишася! Божественный Крестоносецъ избавилъ насъ отъ всякаго беззаконія, — и преклонь главу, предаде духъ (Іоан. 19, 30). Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. 15, 18). Его любовь выше. Онъ положилъ душу не за друзей, а за грѣшниковъ, — Праведникъ за неправедныхъ (1 Петр. 3, 18).

Владыка живота сошелъ во гробъ, чтобы самый гробъ содѣлать для насъ дверію въ царство жизни, свѣта и блаженства. Божественныя длани, распростертыя на крестѣ, и теперь сложившіяся на персяхъ, выразили послѣднее желаніе любви Его, принять всѣхъ насъ въ Свои объятія.

Почій, дражайшій Искупитель! Пусть теперь искупленные Тобою грѣшники докажутъ Тебѣ любовь свою.

Что воздадимъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде намъ (Псал. 115, 8)? — Аще любите Мя, говоритъ Спаситель, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15). Онъ страдалъ, да избавитъ нась отъ всякаго беззаконія, и очиститъ Себѣ люди избранны, ревнители добрымъ дѣломъ (Тит. 2, 24). Не измѣняйте Ему. Не продавайте себя въ рабство сатанѣ, отъ котораго искуплены столь дорогою цѣною крови (1 Кор. 7, 23). Не искажайте въ себѣ образа Божія, для возстановленія коего нужны были тяжкія муки. Или недостаточно этого послушанія Сына Божія до пріятія крестной смерти, чтобы исцѣлять насъ отъ противленія волѣ Божіей? Или мало сихъ неистовыхъ поруганій и жестокихъ истязаній, если искупленные Имъ грѣшники безбоязненно предаются невѣрію и легкомыслію, нагло посмѣваются надъ всѣмъ священнымъ, неудержимо стремятся на всякія беззаконія и неправды, безпечно ходятъ въ похотехъ сердецъ ихъ (Рим. 1, 24). Еще ли сребренники влекутъ и привязываютъ къ корвану? Взирая на прободенныя руцѣ и нозѣ Его, еще ли не страшно простирать руки на лихоиманіе и мздоимство, и ходить на совѣтъ нечестивыхъ (Псал. 1, 1)? Ужели Іудино лобзаніе не сильно сдѣлать ненавистнымъ лицемѣріе и коварство, прикрываемое личиною дружбы? Ахъ! не значитъ ли это вторично распинать Сына Божія (Евр. 6, 6)?

Приклоните слухъ вашъ къ сему живоносному гробу, и душа ваша услышитъ кроткій гласъ сѣтующей любви: «Если сердце ваше и теперь холодно, мертво: кая вамъ польза въ крови Моей (Псал. 29, 10)? Аще не быхъ пришелъ и глаголахъ вамъ, грѣха не бысте имѣли (Іоан. 15, 22; 9, 41). Образъ дахъ вамъ, до якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите (Іоан. 15, 18). Азъ не сужду никомуже: слово, еже глаголахъ вамъ, то судитъ вамъ въ послѣдній день (Іоан. 12, 48).

Когда Господь глаголетъ: слову человѣческому нѣтъ болѣе мѣста. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Сѵнодальнаго члена, Высокопреосвященнѣйшаго Исидора, митрополита Новгородскаго, С.-Петербургскаго и Финляндскаго. — СПб.: Изданіе редакціи духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — С. 71-80.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0