Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово въ день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

И роди Сына своего первенца, и повитъ Его, и положи Его въ яслехъ: зане не бѣ имъ мѣста во обители (Лук. 2, 7).

Воплощеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа есть таинство непостижимое и для умовъ премудрыхъ, — таинство преславное и вмѣстѣ — странное!

Со времени паденія первыхъ прародителей, обѣтованіе о пришествіи Искупителя составляло основаніе вѣры и надежды избавленія отъ грѣха, проклятія и смерти. Авраамъ, отецъ вѣрующихъ, радъ былъ видѣть день Его... (Іоан. 8, 56). Пророки и цари желали насладиться лицезрѣніемъ Обѣтованнаго (Лук. 10, 24). Всѣ учрежденія ветхозавѣтной Церкви направлены были къ поддержанію вѣры въ грядущаго Христа! Всѣ законы, данные чрезъ Моисея, приготовляли израильтянъ къ принятію Его. Указано было племя, изъ котораго Онъ произойдетъ, предсказано безсѣменное зачатіе отъ Дѣвы, и мѣсто и время рождества Его. Все это знали книжники іудейскіе и не таили отъ другихъ. Даже язычники, разсѣянные по всему востоку, ждали въ это время событія въ Іудеи, которое произведетъ переворотъ въ цѣломъ мірѣ.

Приспѣло опредѣленное время, — явился Сынъ Божій. Небо огласилось хвалебною пѣснію безплотныхъ воинствъ, славящихъ Бога, и глаголющихъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14)! А земля?... а человѣческій родъ, для спасенія коего Царь славы воспріялъ плоть? Нигдѣ не слышно отголоска хвалы и радости, — повсюду мертвое молчаніе!

Приходятъ въ столицу Іудеи восточные волхвы, чтобы поклониться родившемуся Царю и поднести Ему дары; а въ столицѣ никто о томъ и не знаетъ! Самый вопросъ ихъ принимаютъ съ изумленіемъ и безпокойствомъ; — ведутъ ихъ къ царю Ироду, который также тревожится и ничего не можетъ сказать пришельцамъ, — ночью созываетъ на совѣтъ книжниковъ, чтобы узнать отъ нихъ, гдѣ Христосъ долженъ родиться? и тотчасъ сплетаетъ ковы на погибель Отрочати.

Одному промыслу Божію обязаны мудрецы языческіе счастіемъ, что вѣра ихъ, при такой встрѣчѣ, не угасла. Чудная звѣзда довела ихъ до Виѳлеема.

Городъ былъ полонъ народа, стекшагося по случаю народной переписи. Но и здѣсь всѣ заняты обыкновенными заботами житейскими, — ничего не видно и не слышно особеннаго! Странники прошли незамѣченные. Звѣзда-руководительница ихъ сіяла надъ пригороднымъ мѣстомъ — и какимъ! надъ землянымъ вертепомъ, куда въ лѣтніе жары и зимніе холода загоняли домашнихъ животныхъ! Здѣсь укрылось святое Семейство и лежалъ въ яслехъ Царь царей, воплотившійся Богъ и Спаситель міра; потому что не нашлось для нихъ пристанища въ городѣ! Не бѣ имъ мѣста во обители!

Таинство странное! Но волхвы не соблазнились нищетою обрѣтеннаго Младенца. Вѣра ихъ въ уничиженіи прозрѣла величіе, и они поклонились и поднесли дары Родшемуся, яко Царю и Богу.

И столь глубокое уничиженіе Сына Божія не ограничилось однимъ вертепомъ виѳлеемскимъ. Нѣтъ, — это только начало того скорбнаго пути, коимъ прошелъ Искупитель человѣковъ.

Гонимый изъ града во градъ, изъ веси въ весь, Богочеловѣкъ всю земную жизнь свою изобразилъ въ краткихъ словахъ: лиси язвины имутъ, и птицы небесныя гнѣзда: Сынъ же человѣческій не имать, гдѣ главы подклонити (Матѳ. 8, 20). Не бѣ Ему мѣста ни въ какой земной обители!

На послѣдней грани страдальческой жизни Спаситель обрѣлъ Себѣ пристанище въ гробовой пещерѣ одного іудеянина, — здѣсь приклонилъ главу свою. Но и эта тѣсная обитель сохранилась ли отъ бурь и буйства страстей человѣческихъ?..

Боже праведный! или страданіямъ Твоимъ нѣтъ конца?

Сколько пролито неповинной крови христіанъ до Константина Великаго! Язычники истощили всю изобрѣтательность мукъ, терзая поклонниковъ Распятаго. Они терпѣли, помня слова Христовы: сія вся творятъ вамъ за имя Мое (Іоан. 15, 21). Ревнители ада не забыли предать поруганію самый гробъ Искупителя нашего, — засыпали его землею и поставили надъ нимъ бѣсовскій кумиръ.

Прошло еще около трехъ вѣковъ, и изъ знойныхъ аравійскихъ пустынь древній змій дохнулъ новымъ губительнымъ смрадомъ. Снова потекли рѣки христіанской крови. Снова гробовая обитель Христова досталась въ руки изувѣровъ — поклонниковъ Магомета.

Чѣмъ далѣе слѣдимъ скрижали бытія, тѣмъ болѣе сжимается сердце отъ ужаса и скорби. Милліоны западныхъ христіанъ, подъ знаменемъ креста, подвиглись на востокъ для освобожденія святыни изъ рукъ невѣрныхъ. И къ чему послужили сіи несчетныя жертвы? Тяжко сказать, — къ позору для христіанства! Страсти употребили самое благочестіе средствомъ къ удовлетворенію властолюбія и корысти, — и сами уничтожили все, ими пріобрѣтенное. Остались только вѣковыя распри, ими внесенныя; — продолжаются донынѣ усилія и насилія къ стѣсненію св. православной Церкви, къ угнетенію истинно вѣрующихъ блюстителей и виѳлеемскаго вертепа и гробовой обители Господа.

Изнемогающіе подъ тяжестію креста еще утѣшали себя надеждою избавленія, обращая слезящія очи къ единому по Бозѣ защитнику — православному царю Россіи. Въ благости сердца его они всегда находили и покровъ и утѣшеніе и помощь. Мольбы ихъ услышаны. Скиптръ державнаго первенца православной Церкви склонился надъ угнетенными братіями.

Но время избавленія ихъ еще не приспѣло. Духъ вражды облетѣлъ весь западъ съ крикомъ: Онъ царя себе творитъ (Іоан. 19, 20) надъ православнымъ востокомъ. И — открылось зрѣлище, достойное жалости, постыдное для христіанскаго міра!

Новый крестовый походъ провозглашенъ не противъ враговъ, а противъ защитниковъ Креста и живоноснаго Гроба. Именующіе себя христіанами стали во главѣ Магометова полчища, возревновали о неприкосновенности палачей, чтобы не стѣснялась власть ихъ, терзать свои жертвы. Змій изшелъ изъ моря, и, много пружався (Марк. 9, 26), напрягъ послѣднія силы, и — уязвилъ пяту Россіи. Востоку осталось страдать — страдать, пока умилосердится надъ нимъ Богъ!

О Сіонъ — возлюбленное жилище Бога Вышняго! Горькая доля твоя — быть въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34) въ роды и роды.

Мѣра долготерпѣнія Божія еще не исполнилась. Но есть Отмститель злымъ: погибель ихъ не дремлетъ (1 Петр. 2, 3). Придетъ часъ правосудія, и — горе имъ, яко въ путь Каиновъ поидоша, и въ лесть Валаамовы мзды устремишася (Іуд. ст. 11).

Господь страдалъ и терпѣлъ. Отъ яслей виѳлеемскихъ до гроба не находилъ, гдѣ главу подклонить. Онъ страдаетъ доселѣ въ лицѣ вѣрныхъ рабовъ своихъ.

Не бойся, малое стадо! говоритъ Онъ, сія вся творятъ вамъ за имя Мое (Іоан. 15, 21). Въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19).

Пути Господни, замѣчаемые и въ земной Его жизни, и въ промышленіи о святой Его Церкви, суть свѣтъ стезямъ нашимъ.

Если Царь славы, для спасенія нашего, сошелъ до такой глубины уничиженія, что не нашлось Ему на землѣ другаго приличнаго мѣста, кромѣ вертепа и яслей: да не смущается сердце твое, послѣдователь Христовъ, когда и ты, на пути земнаго странствія, не находишь постояннаго и мирнаго пристанища. Не имамы бо здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ (Евр. 13, 14). Сотворившій небо и землю не имѣлъ гдѣ главу подклонити: грѣшнику ли роптать на свою участь! Тяжела нищета, прискорбны лишенія: но, при ясляхъ Спасителя, чье сердце не умилится и не забудетъ о своихъ лишеніяхъ? Что мы передъ Нимъ! и что наши лишенія предъ Его убожествомъ!..

Христу подобало пострадать, чтобы войти въ славу свою (Лук. 24, 26). Онъ донынѣ страдаетъ въ лицѣ избранныхъ своихъ, чтобы и ихъ привести къ славѣ. Понеже съ Нимъ страждемъ, говоритъ Апостолъ, — да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 17). Не дивитеся, что люди, украшенные высокими дарованіями ума и сердца, иногда подвергаются униженію и гоненію, — за добро, вмѣсто благодарности, слышатъ клеветы, — среди друзей встрѣчаютъ Іудино добзаніе. Они идутъ по слѣдамъ Христа, путемъ тѣснымъ, но вѣрнымъ, ведущимъ въ животъ вѣчный (Матѳ. 7, 14).

Не тотъ же ли законъ для цѣлыхъ христіанскихъ обществъ, какъ и для частныхъ послѣдователей Христовыхъ! Его Церковь основана на крестѣ, и, какъ тѣло Христово (Ефес. 1, 23), не иначе можетъ восходить къ совершенству и славѣ, какъ общеніемъ въ страданіяхъ съ главою своею — Христомъ. Это объясняетъ намъ цѣлый рядъ минувшихъ гоненій на св. Церковь, и страшное позорище браней, тяготѣвшихъ надъ отечествомъ нашимъ, и тяжкія страданія единовѣрныхъ братій нашихъ на востокѣ, доселѣ приносимыхъ въ жертву изувѣрству. Языкъ, не вѣдущій Христа, убивая христіанъ, мнится службу приносити Богу (Іоан. 16, 2). Языки, вѣрующіе во Христа, пріобщились къ тому же сонмищу, по духу вражды, зависти и корысти, яко совѣщаша имъ сребреники дати (Лук. 22, 5); — превознесли похвалами гонителей, — предали позору гонимыхъ, яко злодѣевъ, и прославили подвиги свои, коимъ потомство въ скрижадяхъ своихъ дастъ заслуженное имя. Мы видѣли только буйство страстей человѣческихъ; а вседѣйствующая премудрость Божія направляла событія къ достиженію своихъ цѣлей — высшихъ и благотворныхъ.

Огненнымъ испытаніемъ Господь очиститъ Церковь свою, и тогда — горе лукавнующимъ, дерзнувшимъ озлобити достояніе Его (Псал. 93, 5)!

Сице глаголетъ Господь Вседержитель: ревновахъ по Іерусалиму и Сіону рвеніемъ великимъ, и гнѣвомъ веліимъ Азъ гнѣваюся на языки нападающія: зане Азъ убо прогнѣвахся мало, они же налегоша въ злая (Зах. 1, 14-15). Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною. И Духъ и невѣста — Христова Церковь глаголютъ: пріиди (Апок. 22, 12. 17), да вознесется слава въ вышнихъ Богу, и на земли водворится миръ. Аминь.

Источникъ: Исидоръ, митр. Новгородскій и С.-Петербургскій. Слово въ день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — Томъ IV. — С. 221-226.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0