Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы.

Ангели успеніе Пречистыя видѣвше, удивишася, како Дѣва восходитъ отъ земли на небо (припѣвъ 9-й пѣсни).

Дивны Твоя тайны, Богородице! И рождество Пресвятыя Дѣвы, и воспитаніе при храмѣ, и вся жизнь Ея есть есть тайна Божія, предъ которою изумѣваетъ умъ не человѣческій токмо, но и премірный. Самая кончина земной жизни такъ необыкновенна, что св. Церковь не называетъ ее смертію, а успеніемъ, и воспоминаніе о ней сопровождаетъ не скорбными, а торжественными пѣсньми.

Не будемъ говорить о томъ, что пренепорочная Матерь Божія не испытала ни предсмертныхъ болѣзней, коими большею частію оканчивается жизнь человѣческая, ни тѣхъ ужасовъ, кои обыкновенно обдержатъ бѣдную душу при переходѣ въ вѣчность. Этой благодати сподоблялись и другіе избранные Божіи. Но вотъ чудеса, удивившія землю и небо. Апостолы, восхищенные силою Божіею, со всѣхъ концовъ вселенной стеклисъ на облацѣхъ небесныхъ, чтобы воспѣть исходную пѣснь Богородицѣ и проводить Ее въ жизнь нескончаемую. Царь неба и земли Господь Іисусъ Христосъ сошелъ съ престола славы, чтобы срѣтить Благословенную Матерь и принять на руки свои святую душу Дѣвы, носившей Его на рукахъ своихъ. Самая плоть Ея не осталась во гробѣ, но вознеслась на небо и облеклась славою, превысшею славы Херувимовъ и Серафимовъ.

Ангели успеніе Пречистыя видѣвше, удивишася, како Дѣва восходитъ отъ земли на небо.

Если Господь открылъ намъ столько чудесъ премудрости въ успеніи пренепорочной Матери своей: мы обязаны приникать къ нимъ, и при свѣтѣ вѣры поучаться во спасеніе.

Спаситель открылъ намъ, что земная жизнь наша есть только путь къ жизни вѣчной, — приготовленіе, воспитаніе наше для неба. Онъ завѣщалъ намъ царство и славу (Лук. 22, 29), чтобы мы стремились къ нимъ, какъ единственной цѣли. Отъ наслѣдниковъ своего царства требуетъ, чтобы они неуклонно шли путемъ, указаннымъ въ Его славѣ и святой жизни. Аще кто Мнѣ служитъ, Мнѣ да послѣдствуетъ: и идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будеть (Іоан. 12, 26).

Сердцевѣдецъ зналъ немощи естества человѣческаго, — не скрывалъ отъ своихъ послѣдователей, что указанный Имъ путь тѣсенъ, и что вѣрные рабы Его необходимо должны испытать всякія скорби и напасти. Чтобы облегчить для нихъ тяжесть креста, Онъ всегда обращалъ мысли ихъ къ будущей жизни, гдѣ нѣтъ ни печали, ни воздыханій, гдѣ за подвиги уготована награда, и за временныя скорби — вѣчная радость.

Но кто могъ понять эту будущую жизнь? Души, удалившіяся отъ жизни Божіей, ничего не видять дальше гроба. Для нихъ и слово жизни стольже непонятно, какъ для слѣпаго слово о свѣтѣ солнца. Къ подкрѣпленію вѣры ихъ нужны доказательства болѣе ясныя и какбы осязательныя.

Спаситель возводитъ Петра, Іакова и Іоанна на Ѳаворскую гору, и въ преображеніи показуетъ имъ славу свою. Предъ Нимъ предстали во славѣ Моисей и Илія, за нѣсколько вѣковъ прешедшіе отъ міра. Не ясно ли, что есть жизнь за гробомъ, что праведницы просвѣтятся, яко солнце, въ царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43), гдѣ преобразится и самое тѣло смиренія, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его (Флп. 3, 21).

Но какъ мало способны были и избранные ученики Его къ такому близкому общенію съ міромъ духовнымъ! Сначала они отягчены были сномъ; а когда пробудились и узрѣли славу Господа и предстоящихъ Ему Пророковъ, — думали, что блаженствомъ славы сей можно всегда наслаждаться на землѣ, и для того одинъ изъ нихъ предложилъ устроить на Ѳаворѣ три сѣни. Осталось чувство радости въ сердцѣ: но вѣра не прозрѣла въ міръ духовный. Наступившія за тѣмъ страданія и крестная смерть Христа Спасителя какбы совсѣмъ изгладили воспоминаніе Ѳаворскаго откровенія.

Новое торжественнѣйшее откровеніе долженствовало уничтожить всякое сомнѣніе въ жизни за гробомъ. Христосъ восталъ отъ мертвыхъ; — явился собраннымъ ученикамъ; — одному изъ нихъ позволилъ осязать даже язвы рукъ и прободенныя ребра своя. Сорокъ дней повторялись явленія Господа, пока Онъ въ виду всѣхъ учениковъ вознесся на небо съ пречистою плотію своею.

Еще ли нужно, христіане, увѣрять васъ, что гробъ есть токмо врата къ новой нескончаемой жизни? Еще ли помыслы колеблютъ вѣру вашу? Или позволяете себѣ думать, что воскресеніе Іисуса Христа — Богочеловѣка не можетъ быть доказательствомъ и образцемъ воскресенія человѣковъ? Если такъ, углубитесь мыслію въ настоящее торжество св. Церкви.

Пренепорочная Матерь Божія была одной съ нами природы. Съ какимъ спокойствіемъ въ душѣ и радостію въ сердцѣ Она ожидала своей кончины! Она знала, что эта кончина есть начало нескончаемой жизни, — что лѣствица къ небеси гробъ бываетъ. Святую душу Ея принялъ на руки Божественный Сынъ Ея. Вѣрьте, что и праведныхъ души въ руцѣ Божіей, и не прикоснется имъ мука (Прем. 3, 1).

Мы не знали бы, испытало ли, по разлученіи съ душею, какую-либо перемѣну пречестное тѣло Богородицы. Самая вѣра не больше могла бы сказать намъ, какъ только то, что Геѳсиманскій гробъ хранитъ нетлѣнные останки Благословенной въ женахъ. Но премудрость Божія не оставила насъ въ невѣдѣніи, и самый гробъ Царицы небесной содѣлала проповѣдникомъ жизни.

Всѣ Апостолы принесены были на облацѣхъ къ погребенію Божія Матери. Одному только Апостолу Ѳомѣ суждено было, по нѣкоему изволенію Божію, не обрѣстися. Онъ явился, когда погребеніе уже совершилось. Глубокая скорбь св. Ѳомы возбудила жалость въ Апостолахъ. Рѣшились открыть запечатлѣнный гробъ, чтобы утѣшить его лицезрѣніемъ почившей Богородицы, — и къ общему удивленію — гробъ оказался пустъ. Во время же вечери, изумленнымъ Апостоламъ явилась на воздухѣ Пречистая Дѣва въ прославленной плоти своей, и преподала имъ миръ отъ Сына своего и Бога.

Блаженны очи, видѣвшія славу Царицы небесной! Блаженны и невидѣвшіе, но несомнѣнно вѣрующіе, что какъ Ея пречистая плоть воскресла и паки соединилась съ душею, чтобы вѣчно наслаждаться жизнію и блаженствомъ, такъ и всѣ, умирающіи о Господѣ (Апок. 14, 13), въ опредѣленный часъ, востанутъ изъ гробовъ, какъ востаютъ отъ сна, и воспріимутъ вѣчное воздаяніе по достоянію дѣяній.

При такой несомнѣнности будущей жизни, послѣдній часъ земнаго странствія долженъ былъ бы радовать насъ, братія, какъ радуетъ пловца приближеніе къ мирному пристанищу. Но много ли такихъ, которые смерть считаютъ пріобрѣтеніемъ (Флп. 1, 21)? Можетъ ли грѣшникъ безъ трепета помыслить, что гробъ бываетъ и лѣстницею къ небеси, и лѣстницею во адъ?

Успеніе Пресвятыя Богородицы и въ этомъ случаѣ утѣшаетъ насъ и подкрѣпляетъ нашу надежду.

Когда Апостолы, принимая послѣднее благословеніе Божіей Матери, съ плачемъ и рыданіемъ молили Ее, яко общую всѣхъ Матерь, да не оставляетъ ихъ въ сиротствѣ, Она, какъ повѣствуетъ преданіе, не плакати, но паче радоватися, о Ея исходѣ веляше, яко ближае представши Божію престолу, и лицемъ къ лицу зрящи Сына и Бога своего, и усты ко устомъ бесѣдующи, удобнѣе имать о всѣхъ молити и умилостивляти Того благостыню. Извѣствоваше же плачущимъ, яко не имать оставити ихъ въ сиротствѣ, по своемъ преставленіи, не точію же тѣхъ, но и весь міръ имать посѣщати, назирати и помоществовати бѣдствующимъ. — Явившись по успеніи Апостоламъ, Она паки утѣшала ихъ своимъ покровительствомъ: «Радуйтеся, яко съ вами есмь во вся дни» (повѣствованіе о Успеніи).

Итакъ есть на небеси Заступница и Ходатаица и за насъ грѣшныхъ. Никакая мать не можетъ столь нѣжно любить чадъ своихъ, какъ Она любитъ всѣхъ христіанъ, за которыхъ Сынъ Ея проліялъ дражайшую кровь свою. Она сохраняетъ насъ отъ бѣдъ, избавляетъ отъ напастей, утѣшаетъ скорбящихъ, возставляетъ падшихъ. Нѣтъ такой скорби, отъ которой бы Матерь Всемогущаго не могла избавить уповающихъ на милость Ея. О, да не оскудѣваетъ упованіе наше на всесильную помощь Владычицы и въ жизни и въ смерти нашей! Молитвы Ея покроютъ множество грѣховъ нашихъ, и кающимся отверзутъ входы въ свѣтлыя обители Отца небеснаго. Радуйтеся, яко Матерь Божія и по успеніи съ нами есть во вся дни!

Велика милость Царицы небесной къ намъ недостойнымъ! И если Она всегда утѣшаетъ насъ святымъ своимъ покровомъ: утѣшьте и Ее — Заступницу нашу.

Преданіе говоритъ, что «Богородица съ веселіемъ ублажала вѣру собравшихся къ Ней Апостоловъ и труды, въ благовѣстіи Христовѣ подъемлемые». Вѣру и трудъ любве Она завѣщала и намъ, возлюбленные братія! Любите Сына Ея — Господа Бога нашего, и прославляйте Его въ душахъ вашихъ и въ тѣлахъ вашихъ (1 Кор. 6, 20). Всякій трудъ во славу Господа Ее радуетъ, всякое доброе предпріятіе, всякую жертву изъ любви къ Нему Она благословляетъ, всякое лишеніе, добровольно на себя налагаемое, или по волѣ Господа посылаемое, и съ благодушною покорностію пріемлемое, одобряетъ, облегчаетъ и услаждаетъ, — всякую милость и утѣшеніе, оказываемое во имя Господа, бѣдствующимъ братіямъ нашимъ, съ любовію пріемлетъ какъ даръ благопріятный.

Дивны Твоя тайны, Богородице, и въ Твоемъ успеніи и въ Твоемъ о насъ милостивомъ промышленіи! Онѣ укрѣпляютъ вѣру нашу въ общее воскресеніе, — оживляютъ надежду наслѣдія блаженной вѣчности, — ободряютъ въ подвигахъ любви во имя и славу Господа Бога — Искупителя нашего.

Буди благословенно имя Твое во вѣки, Царице Ангеловъ и человѣковъ! Аминь.

Источникъ: Исидоръ, митрополитъ, Новгородскій и С.-Ппетербургскій. Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб., 1874. — Томъ III. — С. 178-183.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0